СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Я сердцем никогда не лгу»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я сердцем никогда не лгу»

Слово учителя.

  Быть поэтом – это значит то же,

  Если правды жизни не нарушить,

  Рубцевать себя по нежной коже,

  Кровью чувств ласкать чужие души.

 

   Быть поэтом – значит петь раздолье,

   Чтобы было для тебя известней,

   Соловей поёт – ему не больно,

   У него одна и та же песня.

 

В этом году  122 года со дня рождения  С.Есенина. Поэт-лирик, поэт-песенник, рано ушедший из жизни. Наверное, поэтому для читателей он всегда молод. «Я сердцем никогда не лгу», - так сказал поэт о своих стихах. И действительно, каждая строчка его стихов – это откровенный  разговор с читателем. Любовь к родине, любовь к женщине, любовь к природе – основные темы его стихов.

Давайте запишем тему урока, эпиграф.

Просмотр содержимого документа
««Я сердцем никогда не лгу»»

Учитель МБОУ Гришинская школа Первомайского района Республики Крым Мордухай Людмила Ивановна

Урок литературы

Класс 11

Тема: Лирика С.А.Есенина

«Я сердцем никогда не лгу»

Цели:

Образовательная: изучив подробно биографию С.А.Есенина, познакомить учащихся с основными мотивами лирики поэта; проследить эволюцию чувства к Родине, женщине; показать, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.

Развивающая: продолжить работу над умением публичного выступления; развивать умение эмоционального и выразительно читать лирические произ-ведения, анализировать поэтический текст, активизировать творческие способности учащихся.

Воспитательная; содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к понятию «Родина»; пробудить интерес к личности и творчеству С. Есенина, прививать любовь к Родине, к матери, к родному краю.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: вышитая картина с изображением С. Есенина возле берёз(подчёркнутость народности его творчества), интерактивная доска, гитара, выставка сборников стихов поэта, запись песен на стихи поэта, иллюстрации учащихся к стихам.

Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою…

С.А.Есенин



Ход урока

1.Организационный момент.

Слово учителя.

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.


Быть поэтом – значит петь раздолье,

Чтобы было для тебя известней,

Соловей поёт – ему не больно,

У него одна и та же песня.


В этом году 122 года со дня рождения С.Есенина. Поэт-лирик, поэт-песенник, рано ушедший из жизни. Наверное, поэтому для читателей он всегда молод. «Я сердцем никогда не лгу», - так сказал поэт о своих стихах. И действительно, каждая строчка его стихов – это откровенный разговор с читателем. Любовь к родине, любовь к женщине, любовь к природе – основные темы его стихов.

Давайте запишем тему урока, эпиграф.


2.Повторение знаний.

- Каким вы «видите» С.А.Есенина?

Раскройте смысл эпиграфа.

(Ребята высказывают свои мысли, связывая стихи поэта с его биографией)


Учитель:

Изучив подробно биографию С.А.Есенина, познакомившись с его лирикой, вы подготовили рисунки – доказательство интереса к его лирике. Разместим ваши рисунки возле его портрета.


3. Работа над темой урока. Формирование умений.

- Давайте откроем сборники стихов поэта.


(На доске – клипы с русской природой).


Учащиеся читают и анализируют стихи, большинство наизусть:

«Гой ты, Русь, моя родная… »,

«Сыплет черёмуха снегом»,

«Спит ковыль»,

«Закружилась листва золотая»,

«Заметался пожар голубой».


- Было бы, ребята, не совсем правильно, если бы мы говорили о Есенине не совсем откровенно. Он – живой человек, которому присуще делать ошибки в жизни. Так у поэта есть цикл стихов «кабацкие». С каким периодом жизни связан этот цикл?


Учащиеся объясняют сложный период в творчестве поэта.

Звучат аккорды гитары и песни в исполнении родителей (отцов):

«Заметался пожар голубой»,

«Я обманывать себя не стану».


Слово учителя:

На Кавказе С.Есенин написал замечательный цикл лирических стихотворе-ний - «Персидские мотивы».


Чтение и анализ учащимися стихотворений разного периода:

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»,

«Глупое сердце, не бейся»,

«Я иду долиной. На затылке кепи»,

«Собаке Качалова»,

«Я спросил сегодня у менялы»,

«Я помню, любимая, помню»,

«Никогда я не был на Босфоре».


- Есенинские стихи принадлежат не только бумаге, они уходят в живое слово, в песню. Стихи рождались одним выдохом – именно как песня – и звучали как песня, подчиняясь пронзительной тревожной мелодии, уже заложенной в них.

Нежные строчки звучат в адрес матери.


Играет и поёт один из родителей.

«Разбуди меня завтра рано»,

«Письмо матери».


Продолжение работы учащихся над чтением и анализом стихотворений С.Есенина:

«Запели тёсаные дроги»,

«Спит ковыль. Равнина дорогая».


Слово учителя:

- Родник есенинской поэзии – источник с живой водой, способный возвратить нас в молодость, то есть в состояние обострённого восприятия жизни, когда мы открываем для себя мир вечного Бытия. И даже стихи об уходящей молодости – это не плач по ней, а воспевание её, непрестанное восхищение её красотой, буйством красок и ощущений.

(Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении ученицы 11 класса).

Чтение и анализ стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…»


Слово учителя:

- Стихотворения С.А.Есенина высоко ценили многие поэты.

Н.Рубцов, который тоже до глубины души любил Россию, родину и которому очень близка была поэзия С.Есенина, посвятил в конце своей недолгой жизни ему стихи:

Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, была… Да не эта!..

Проходят годы и десятилетия, одни временные кумиры в поэзии сменяются другими, и на фоне этой вроде бы бурной жизни цветут, зеленеют уже неувядаемые ветви великого дерева русской поэзии. Для них нет осени, заката. И самая близкая нам по времени, а потому, может быть, самая родная - ветвь есенинская, шумящая, шелестящая, бушующая жизнью.


Учитель, обращаясь к портрету С.Есенина у берёзы, цитирует:

Вот он стоит сквозь возраст,

И стать его - пряма!

Под русскою берёзой,

Как молодость сама.


Стоит, как крест над храмом,

Как музыка земли…

И на душе – ни шрама,

Ни пятен… от петли.

Г. Горбовский


4. Итоги урока. Рефлексия.

Возвратимся к эпиграфу урока.

Что рассказали вам стихи о жизни С.Есенина? Закончите фразы.

- Мне близки стихи поэта…

- Стихи С.Есенина открыли мне…

- Я впервые ощутил…

- С.А.Есенин по праву называл себя «последним поэтом деревни» так как…

5.Оценивание. Выставление оценок с комментированием.

6.Домашнее задание: стр.113-120; дополнительно: высказывания поэтов, писателей о творчестве С.Есенина.