СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я современный учитель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное эссе было заданием на конкурс "Учитель Года"

Просмотр содержимого документа
«"Я современный учитель"»

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается крайне редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».












Почему профессия учителя в нашей стране считается делом людей особенного внутреннего склада? Почему именно к учителям общество традиционно предъявляет более высокие личностные требования?


Полагаю, ответ на эти вопросы очень простой. Люди доверяют учителям самое дорогое, что у них есть – своих детей. Конечно, и сами родители заботятся о них – кормят, одевают, лечат и т. д. Но это проявления преимущественно материальной заботы – заботы о теле, о физическом здоровье детей. Учителя же работают на более высоком уровне – заботятся о душе, о нравственном развитии, о социализации подрастающего поколения. Задачи сложные и трудоемкие, а ответственность при этом огромная.


Перед кем несет ответственность учитель? Перед детьми, перед их родителями, перед обществом, перед государством, перед самим собой. Иными словами, профессия учителя – это социально-ответственная профессия, возлагающая на своих работников целый ряд специальных обязанностей. Часть этих обязанностей регламентирована государством, другая часть – неформально возложена на учителя общественным мнением и родителями. Причем последние выступают, как правило, самыми строгими судьями педагогического труда, что и понятно: родительский инстинкт всегда стоит на защите интересов детей и стремится оградить их от возможных неприятностей. Сложность работы учителя заключается, таким образом, не только в трудностях образования и воспитания несовершеннолетних детей (что само по себе отнимает много сил), но и в необходимости постоянно находить общий язык с их родителями, менее всего склонными занимать беспристрастную позиции.

Моральные качества современного учителя: добрый нрав учителя, интеллигентность, вежливость и тактичность в отношении ребят, личная скромность.


Да, учителям в нашей стране живется нелегко. Им, в общем-то, никогда не было легко: ни при царях, где они были поставлены в поистине невыносимые условия существования; ни при советах, которые утвердив авторитет учителя, не обеспечили ему также достойное материальное положение; ни тем более сегодня, когда уже нет ни авторитета, ни положения, ни даже уверенности в том, что школу, в которой работает учитель, завтра не закроют или как говорят чиновники, «оптимизируют».

Но может быть… именно в таких непростых условиях и проверяется то, насколько человек предан своему призванию.


Наша не большая деревенька Пожня – славилась в своё время большими урожаями, колхозами, в настоящее время переживает не упадок, не застой, а тот тихий незаметный процесс умирания, в результате которого с карты России уже исчезли тысячи сел и деревень. Производственных предприятий в Пожне нет. Есть красивые леса, реки, и… унылая серость находящихся в стороне жилых строений. Тихо здесь, спокойно, пусто на улицах, как будто весь поселок погрузился в глубокий сон.

И только в двух случаях нарушается покой сельчан: когда проезжают автомобили по дороге и когда кончаются занятия в школе и дети шумной гурьбой высыпают на улицу. Немного их осталось и с каждым годом становится еще меньше. Все из простых скромных семей. Все хотят жить, радоваться, смеяться и меньше всего думают о том, что их ждет в будущем и почему иной раз с такой грустью в глазах смотрят на них редкие прохожие и гости деревни.


С этими сельскими ребятами я работаю уже третий год. Что заставило меня – устроиться именно в деревенскую школу? Почему я вообще выбрала профессию учитель? Полагаю, что на второй вопрос я уже ответила выше: непосредственное участие в нравственном становлении будущих граждан (а история как раз тот предмет, который вместе с литературой и географией способствует решению этой задачи в наибольшей степени). Добавлю к этому возможность самовыражения, а также несколько наивную веру в том, что профессия учителя позволяет человеку сохранить свое достоинство, не опуститься до уровня обывательских интересов. Что же касается первого вопроса, то здесь решающим было влияние русской литературы XIX-XX веков. Я бы могла повторить вслед за А. М. Горьким: «Всем хорошим во мне я обязана книгам». В русской литературе есть то, чего так мало в современной жизни и что нам сегодня очень не помешало бы вернуть: бескорыстная помощь другим, истинное сострадание, жизнь ради высших смыслов, готовность к подвигу, самоограничение и самопожертвование...

Многие городские учителя, работающие в больших классах, склонны считать, что в деревенских школах, где количество детей часто немногим превышает количество педагогов, самим этим обстоятельством созданы более благоприятные условия для учебной деятельности: на каждого ученика тратится больший объем времени, можно реализовать личностно-ориентированное обучение и т. д. Соответственно и качество обучения должно быть выше. На самом деле все не так просто. В деревенских школах многие дети особенные. Кто-то из неполной семьи, кто-то из неблагополучной, кто-то не вполне здоров. Старательными и дисциплинированными оказываются далеко не все ребята. В таких условиях одним личностным подходом не обойдешься, нужно задействовать весь арсенал всевозможных способов активизации познавательных и творческих способностей учащихся.

У меня нет какой-то специальной разработанной системы. Я просто стараюсь проводить уроки так, чтобы каждый из них был прежде всего интересен самим ребятам. Достигается это разными средствами: постоянным применением обучающих схем и рисунков, увлекательными способами проверки домашних заданий, творческим обращением с книжным материалом, подбором ярких эмоциональных примеров из истории и жизни, использованием игровых приемов на занятиях, продуманной практикой награждения прилежных учеников.


Нравятся ли ребятам мои уроки? Оставляют ли они в них некий душевный след, а не только сухие факты? Говорить за самих детей очень нескромно, да и отличниками являются далеко не все из них. Но думаю, что кое-чем я могу гордиться с полным правом. Многие мои учащиеся с большим интересом и всегда успешно принимают участие в различных творческих конкурсах, посвященных истории родного края и Великой Отечественной войны. И дело не только в заслуженных победах, одержанных ребятами на районном и муниципальном уровне. Дело в том, что нельзя измерить никакими призовыми баллами и отметками в журнале – в осознании учащимися своей собственной причастности к судьбе родной страны, своей ответственности за ее настоящее и будущее. Может быть, именно осознание этой ответственности юными гражданами России – и есть мое самое большое педагогическое достижение. И самая большая награда.


Учитель… Педагог… Современный педагог… Кто это? Каким он должен быть? Иногда я со страхом думаю, что школа - последний оплот нравственности, островок надежды на лучшее будущее, который дает доброту, понимание и даже иногда спасает жизнь маленького человека.

Каждое утро я спрашиваю себя: что принесёт новый день? Нужно быть готовой ко всему: больному ребёнку, раздражённому родителю, ссоре и дракам в классе, бедам и огорчениям учеников, их радостям и достижениям. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на вопрос: «Чему учить школьников?», соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог выявляет самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощряет детей получать радость от приобретенных знаний для того, что бы окончив школу, они нашли свое место в обществе.

Современный учитель – это мастер своего дела. Компетентность педагога определяется его профессиональной пригодностью, самоопределением, саморазвитием.

Труд учителя – это источник для творчества.


Сегодня вектор нашего образования кардинально поменялся. Курс, взятый правительством на переход к постиндустриальному обществу, заставил и школу перестроиться и измениться. Высокой ступенькой для учителей, особо сельских, стал ЕГЭ, ОГЭ. Не имея достаточного методического обеспечения, страдая от недостатка информации, под постоянным огнём всевозможных изменений со стороны Министерства образования, учителям и ученикам удалось успешно преодолеть это испытание и научиться справляться с государственными экзаменами. Это для наших школ было чудом! Переход к новой итоговой аттестации показал одно – педагоги способны на многое! Но педагоги, наблюдая за сломом советской школы, не согласные с полной реконструкцией итоговой аттестации, предупреждали Министерство образования о перекосах, приносящих вред нашему образованию. Сегодня эти предложения педагогов Министерством образования услышаны, система ЕГЭ,ОГЭ модернизируется с целью изменения качества современного образования.

Важным шагом по реформированию современного образования в нашей стране является введение ФГОС. Новые Федеральные стандарты вначале напугали педагогов. Но, разобрав стандарты «по косточкам», учителя сделали открытие: «Многие из передовых учителей давно уже перестроили свою работу, ещё до введения ФГОС!» Главным изменением являлся новый взгляд на роль учителя и ученика в современной школе. Нет, школа не парикмахерская! Она не просто оказывает услуги, она зажигает сердца учеников! В ней учитель занимается всеобъемлющим творчеством. Учитель не просто передаёт свои знания, а участвует в организации целенаправленной деятельности учащихся. Ребёнок сам добывает свои знания и видит результаты своего труда. Недаром говорят: «Новое – это хорошо забытое старое!» А.С.Макаренко, сам не раз критиковавший учителей своего времени за приверженность к «американским» методам, сам создал суперпроект! Его воспитанники изготовляли на заводе современные фотоаппараты «ФЭД», ставшие эталоном качества и возможностей воспитания и образования. И нам – современным учителям есть с кого брать пример! Реформирование нашей школы невозможно без сохранения традиций и преемственности в образовании.

Сегодня государство отстаёт от учителей в их желании изменить подходы к образованию. Излишний бюрократизм, формализм и недоверие к учителям убивают желание творить.

Современное общество нуждается в современных учителях! Главное, чтобы учитель не стоял в стороне от преобразований, от его позиции, активности и эрудированности зависит переход к Новой школе. Но и школы должны быть изменены, наполнение их современными средствами обучения должно быть не головной болью отдельной школы, а всей страны! Постиндустриальное общество может быть построено только с помощью постиндустриальных информационных технологий, что-то изобретать «на коленке» в школе не получится. Ко всему прочему, дети давно обогнали учителей в желании и стремлении пользоваться новыми техническими достижениями.

Наше будущее, за нашими детьми!


4