«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается крайне редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию». |
Почему профессия учителя в нашей стране считается делом людей особенного внутреннего склада? Почему именно к учителям общество традиционно предъявляет более высокие личностные требования?
Полагаю, ответ на эти вопросы очень простой. Люди доверяют учителям самое дорогое, что у них есть – своих детей. Конечно, и сами родители заботятся о них – кормят, одевают, лечат и т. д. Но это проявления преимущественно материальной заботы – заботы о теле, о физическом здоровье детей. Учителя же работают на более высоком уровне – заботятся о душе, о нравственном развитии, о социализации подрастающего поколения. Задачи сложные и трудоемкие, а ответственность при этом огромная.
Перед кем несет ответственность учитель? Перед детьми, перед их родителями, перед обществом, перед государством, перед самим собой. Иными словами, профессия учителя – это социально-ответственная профессия, возлагающая на своих работников целый ряд специальных обязанностей. Часть этих обязанностей регламентирована государством, другая часть – неформально возложена на учителя общественным мнением и родителями. Причем последние выступают, как правило, самыми строгими судьями педагогического труда, что и понятно: родительский инстинкт всегда стоит на защите интересов детей и стремится оградить их от возможных неприятностей. Сложность работы учителя заключается, таким образом, не только в трудностях образования и воспитания несовершеннолетних детей (что само по себе отнимает много сил), но и в необходимости постоянно находить общий язык с их родителями, менее всего склонными занимать беспристрастную позиции.
Моральные качества современного учителя: добрый нрав учителя, интеллигентность, вежливость и тактичность в отношении ребят, личная скромность.
Да, учителям в нашей стране живется нелегко. Им, в общем-то, никогда не было легко: ни при царях, где они были поставлены в поистине невыносимые условия существования; ни при советах, которые утвердив авторитет учителя, не обеспечили ему также достойное материальное положение; ни тем более сегодня, когда уже нет ни авторитета, ни положения, ни даже уверенности в том, что школу, в которой работает учитель, завтра не закроют или как говорят чиновники, «оптимизируют».
Но может быть… именно в таких непростых условиях и проверяется то, насколько человек предан своему призванию.
Наша не большая деревенька Пожня – славилась в своё время большими урожаями, колхозами, в настоящее время переживает не упадок, не застой, а тот тихий незаметный процесс умирания, в результате которого с карты России уже исчезли тысячи сел и деревень. Производственных предприятий в Пожне нет. Есть красивые леса, реки, и… унылая серость находящихся в стороне жилых строений. Тихо здесь, спокойно, пусто на улицах, как будто весь поселок погрузился в глубокий сон.
И только в двух случаях нарушается покой сельчан: когда проезжают автомобили по дороге и когда кончаются занятия в школе и дети шумной гурьбой высыпают на улицу. Немного их осталось и с каждым годом становится еще меньше. Все из простых скромных семей. Все хотят жить, радоваться, смеяться и меньше всего думают о том, что их ждет в будущем и почему иной раз с такой грустью в глазах смотрят на них редкие прохожие и гости деревни.
С этими сельскими ребятами я работаю уже третий год. Что заставило меня – устроиться именно в деревенскую школу? Почему я вообще выбрала профессию учитель? Полагаю, что на второй вопрос я уже ответила выше: непосредственное участие в нравственном становлении будущих граждан (а история как раз тот предмет, который вместе с литературой и географией способствует решению этой задачи в наибольшей степени). Добавлю к этому возможность самовыражения, а также несколько наивную веру в том, что профессия учителя позволяет человеку сохранить свое достоинство, не опуститься до уровня обывательских интересов. Что же касается первого вопроса, то здесь решающим было влияние русской литературы XIX-XX веков. Я бы могла повторить вслед за А. М. Горьким: «Всем хорошим во мне я обязана книгам». В русской литературе есть то, чего так мало в современной жизни и что нам сегодня очень не помешало бы вернуть: бескорыстная помощь другим, истинное сострадание, жизнь ради высших смыслов, готовность к подвигу, самоограничение и самопожертвование...
Многие городские учителя, работающие в больших классах, склонны считать, что в деревенских школах, где количество детей часто немногим превышает количество педагогов, самим этим обстоятельством созданы более благоприятные условия для учебной деятельности: на каждого ученика тратится больший объем времени, можно реализовать личностно-ориентированное обучение и т. д. Соответственно и качество обучения должно быть выше. На самом деле все не так просто. В деревенских школах многие дети особенные. Кто-то из неполной семьи, кто-то из неблагополучной, кто-то не вполне здоров. Старательными и дисциплинированными оказываются далеко не все ребята. В таких условиях одним личностным подходом не обойдешься, нужно задействовать весь арсенал всевозможных способов активизации познавательных и творческих способностей учащихся.
У меня нет какой-то специальной разработанной системы. Я просто стараюсь проводить уроки так, чтобы каждый из них был прежде всего интересен самим ребятам. Достигается это разными средствами: постоянным применением обучающих схем и рисунков, увлекательными способами проверки домашних заданий, творческим обращением с книжным материалом, подбором ярких эмоциональных примеров из истории и жизни, использованием игровых приемов на занятиях, продуманной практикой награждения прилежных учеников.
Нравятся ли ребятам мои уроки? Оставляют ли они в них некий душевный след, а не только сухие факты? Говорить за самих детей очень нескромно, да и отличниками являются далеко не все из них. Но думаю, что кое-чем я могу гордиться с полным правом. Многие мои учащиеся с большим интересом и всегда успешно принимают участие в различных творческих конкурсах, посвященных истории родного края и Великой Отечественной войны. И дело не только в заслуженных победах, одержанных ребятами на районном и муниципальном уровне. Дело в том, что нельзя измерить никакими призовыми баллами и отметками в журнале – в осознании учащимися своей собственной причастности к судьбе родной страны, своей ответственности за ее настоящее и будущее. Может быть, именно осознание этой ответственности юными гражданами России – и есть мое самое большое педагогическое достижение. И самая большая награда.
Учитель… Педагог… Современный педагог… Кто это? Каким он должен быть? Иногда я со страхом думаю, что школа - последний оплот нравственности, островок надежды на лучшее будущее, который дает доброту, понимание и даже иногда спасает жизнь маленького человека.
Каждое утро я спрашиваю себя: что принесёт новый день? Нужно быть готовой ко всему: больному ребёнку, раздражённому родителю, ссоре и дракам в классе, бедам и огорчениям учеников, их радостям и достижениям. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на вопрос: «Чему учить школьников?», соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог выявляет самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощряет детей получать радость от приобретенных знаний для того, что бы окончив школу, они нашли свое место в обществе.
Современный учитель – это мастер своего дела. Компетентность педагога определяется его профессиональной пригодностью, самоопределением, саморазвитием.
Труд учителя – это источник для творчества.
Сегодня вектор нашего образования кардинально поменялся. Курс, взятый правительством на переход к постиндустриальному обществу, заставил и школу перестроиться и измениться. Высокой ступенькой для учителей, особо сельских, стал ЕГЭ, ОГЭ. Не имея достаточного методического обеспечения, страдая от недостатка информации, под постоянным огнём всевозможных изменений со стороны Министерства образования, учителям и ученикам удалось успешно преодолеть это испытание и научиться справляться с государственными экзаменами. Это для наших школ было чудом! Переход к новой итоговой аттестации показал одно – педагоги способны на многое! Но педагоги, наблюдая за сломом советской школы, не согласные с полной реконструкцией итоговой аттестации, предупреждали Министерство образования о перекосах, приносящих вред нашему образованию. Сегодня эти предложения педагогов Министерством образования услышаны, система ЕГЭ,ОГЭ модернизируется с целью изменения качества современного образования.
Важным шагом по реформированию современного образования в нашей стране является введение ФГОС. Новые Федеральные стандарты вначале напугали педагогов. Но, разобрав стандарты «по косточкам», учителя сделали открытие: «Многие из передовых учителей давно уже перестроили свою работу, ещё до введения ФГОС!» Главным изменением являлся новый взгляд на роль учителя и ученика в современной школе. Нет, школа не парикмахерская! Она не просто оказывает услуги, она зажигает сердца учеников! В ней учитель занимается всеобъемлющим творчеством. Учитель не просто передаёт свои знания, а участвует в организации целенаправленной деятельности учащихся. Ребёнок сам добывает свои знания и видит результаты своего труда. Недаром говорят: «Новое – это хорошо забытое старое!» А.С.Макаренко, сам не раз критиковавший учителей своего времени за приверженность к «американским» методам, сам создал суперпроект! Его воспитанники изготовляли на заводе современные фотоаппараты «ФЭД», ставшие эталоном качества и возможностей воспитания и образования. И нам – современным учителям есть с кого брать пример! Реформирование нашей школы невозможно без сохранения традиций и преемственности в образовании.
Сегодня государство отстаёт от учителей в их желании изменить подходы к образованию. Излишний бюрократизм, формализм и недоверие к учителям убивают желание творить.
Современное общество нуждается в современных учителях! Главное, чтобы учитель не стоял в стороне от преобразований, от его позиции, активности и эрудированности зависит переход к Новой школе. Но и школы должны быть изменены, наполнение их современными средствами обучения должно быть не головной болью отдельной школы, а всей страны! Постиндустриальное общество может быть построено только с помощью постиндустриальных информационных технологий, что-то изобретать «на коленке» в школе не получится. Ко всему прочему, дети давно обогнали учителей в желании и стремлении пользоваться новыми техническими достижениями.
Наше будущее, за нашими детьми!
4