Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат- лицей искусств»
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 200-летию И.К.Айвазовского
«Я ТОЛЬКО МОРЕМ ЖИЛ..»
Воспитатель Танская В.В.
Цель: воспитание чувства патриотизма и гордости за творчество соотечественников.
Задачи:
— Познакомиться с творчеством и биографией И.К. Айвазовского;
— способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;
— расширить кругозор обучающихся, развить в них чувство прекрасного;
— развивать интерес к проектной деятельности
Ход мероприятия:
Видео презентация «Ожившие полотна»
Ведущий : Во власти полотна его
мы удовольствуемся малым-
и дивной гаммой цветовой
и четкостю мазков…
до той поры, как океан
накроет нас девятым валом,
и ощутим мы на себе,
сколь нрав его суров! (Слайд 1)
Ведущий :Иван Константинович Айвазовский. Произнося это имя, сразу вспоминаем о море, о картинах, написанных им. Эти картины одна лучше другой. Они никогда не оставят равнодушным и спокойным зрителя. Море на них разное, разное по своему характеру, настроению; море, как что-то живое, непокорное, полное тайны. Море, то тихое и ласковое, то искрящее на солнце, то залитое серебром луны. А чаще всего, неукротимое и грозное. (Слайд 2)
Ведущий: Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский. 17 июля 1817 года в книгу рождений и крещений местной армянской церкви была внесена запись о том, что родился "Ованес, сын Геворга Айвазяна".(Слайд 3,4)
Ведущий:Начальное образование юный Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию.
Иван Айвазовский начал рисовать с ранних лет. В роли полотна при этом выступали заборы, дома, альбомы и даже песок. Один раз рисунки в городе увидел местный губернатор, который был настолько поражён талантом мальчика, что потребовал у подчинённых разыскать его, чтоб познакомиться. (слайд 5)
Ведущий: В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А.Казначеева он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств, где учился у известных мастеров живописи.(слайд 6)
Ведущий; Мастерство Айвазовского росло чрезвычайно быстро. Работы, выставленные в годы учебы, возбудили всеобщий интерес. С одобрением отозвался о них Пушкин, встреча с которым на одной из академических выставок произвела неизгладимое впечатление на молодого художника.
Слайд 7 «Прощание Пушкина с морем»
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Музыкальная заставка «Шторм» и видеоряд «Волна» «Девятый вал» «Радуга»
Ведущий:В сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу
Однако первоначально молодого художника командировали в Крым писать виды приморских городов. Плавая на боевых кораблях, Айвазовский близко познакомился с адмиралами М. Лазаревым, Ф. Литке, В. Корниловым, П. Нахимовым, П. Панфиловым, проникся глубокой верой в силу русского флота и стал впоследствии непревзойденным певцом его побед. Поручение академии было с успехом выполнено.(Слайд 8)
Ведущий:В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ. Его полотна, выставленные на римской выставке, привлекли к себе всеобщее внимание. Папа римский Григорий XVI приобретает для картинной галереи Ватикана картину «Хаос». Гоголь шутил по этому поводу: «Пришел ты, меленький человек с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане».(Слайд 9)
Ведущий:"Море - это моя жизнь",- говорил Айвазовский, и вправду страстно, до обожествления преклонявшийся перед объектом своей неослабной любви. Его творчество - своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия - штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы, - здесь можно увидеть ее, эту стихию, в любую пору суток - от светозарных восходов до колдовских лунных ночей - и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны, - от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты.(Слайд10)
Видео «Синяя вечность»
Ведущий: Иван Константинович Айвазовский проявил себя еще и как крупный благотворитель, выдающийся общественный деятель. На протяжении всей жизни Айвазовский жертвовал свои сбережения на развитие родного края. Имея возможность жить и работать в Санкт-Петербурге и Москве, остаться в Италии или иной европейской стране, он связал свою жизнь с родной провинциальной Феодосией.
Ведущий: Своим примером служения городу он доказывал, что Феодосия достойна лучшего к ней отношения; и благоустройство, развитие города, экономическое процветание во многом зависят от желания и каждодневных трудов самих горожан.
Строил проекты будущих улучшений: устройство порта, проведение железной дороги, проложение из дальних источников водопровода, облесение гор. Люди, чуждые Феодосии, постепенно, незаметно погружались все больше и больше в интересы Феодосии, становились верными союзниками Айвазовского в его хлопотах.(Слайд 11)
Ведущий: В 1894 году Айвазовский создал полотно «Торжество Феодосии». Этот большой холст «размером 4 на 3 аршина» он подарил Феодосийскому общественному собранию. На картине волны бушующего моря разбиваются о высокую скалу, на которой изображена женщина в развевающихся белых одеяниях. В руках у нее флаг - им она отгоняет вьющуюся стаю черных птиц. Аллегорический сюжет, по замыслу художника, отражал победу над темными силами - над теми, кто препятствовал развитию Феодосии и, в частности, строительству порта, столь важного для города. В 1891-1895 годах порт был возведен. С его появлением город стал стремительно развиваться. Судьба же картины сложилась трагично: в октябре 1905 года она погибла во время пожара в Городской Думе. (Слайд 12)
Ведущий: Немало хлопотал Иван Константинович о проведении железной дороги, которая связала бы Феодосию с Центральной Россией. Строительству ветки от станции Джанкой способствовало появление в городе первоклассного коммерческого порта. Этому событию художник посвятил большую картину «Первый поезд в Феодосии» (Слайд 13)
Ведущий: Нужды горожан Айвазовскому были известны хорошо. Зная о тяжелом положении жителей окраин, страдавших от нехватки воды, в 1887 году художник передал городу из своего имения Субаш «в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды». Благодарные феодосийцы в ознаменование щедрого дара установили на городском бульваре в 1890 году фонтан-памятник «Доброму гению».(Слайд 14)
Айвазовский поставил фонтан
Из мрамора чистого,
Айвазовский воду провел в фонтан
Из своего источника быстрого.
Посмотрите, как вода бежит,
Послушайте, как струя журчит,
Выпейте воды, пожалуйста,
Вспомните Ивана Константиновича..
Ведущий: Выставочный зал в Ялте, дом и летняя мастерская в имении Субаш, собственный дом и мастерская на Екатерининском проспекте в Феодосии - все эти строения были сооружены по проектам самого художника. «Два имени: «Айвазовский» и «Феодосия» давно стали родственными. (Слайд 15)
Ведущий: Археологические раскопки античной Феодосии, установка величественного памятника императору Александру III, устройство в городе публичной библиотеки, возведение Музея древностей на горе Митридат и фонтана А.И. Казначеева на Базарной площади, строительство концертного зала, заботы о городских храмах, для которых были написаны картины на библейские темы, - все это добрые дела феодосийца Ивана Константиновича Айвазовского. В истории города не забыты его участие во множестве благотворительных организаций, попечительских советах учебных заведений и, конечно, открытие в 1880 году картинной галереи - первого провинциального художественного музея в России.
Ведущий :Когда-то у стен старинной церкви св. Саркиса - святыни крымских армян - существовало небольшое кладбище, на котором свой последний приют находили известные в городе люди. Ныне здесь сохранился лишь склеп Айвазовского. Над ним - памятник в виде саркофага, высеченного из цельного куска белого итальянского мрамора, и надпись на армянском языке: «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память»
Видео «Официальный ролик к 200 летию Айвазовского
Внеклассное мероприятие
«Судьба и Родина едины»
( К 200летию И.К. Айвазовского)
Танская В.В.
Воспитатель 7-Б класса
2017-18 уч.год
Цель:
Знакомство учащихся с жизнью и творчеством знаменитого земляка.
Воспитания чувства гордости за историческое и культурное наследие оставленного знаменитым – художником маринистом.
Развитие художественного видения, пространственного и образного мышления, воображения, умения высказаться по поводу увиденного, приводя доказательные оценки и суждения,
Задачи:
Воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам; воспитывать эстетический вкус.
Оборудование:
персональный компьютер,
- мультимедийная установка,
- демонстрация компьютерной презентации, выполненной в Power Point.