ГБОУ РМЭ «Школа – интернат г.Козьмодемьянска «Дарование»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
для 5 класса «Я в мире прав»
автор-составитель: Бердникова Татьяна Вячеславовна
Цель: ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенцией о правах ребенка); способствовать формированию у учащихся правовой культуры.
Задачи:
пропагандировать правовые знания;
воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости;
развивать познавательную, творческую и коммуникативную активность.
Оборудование:
макет корзины;
макет дерева с листочками;
компьютер и экран;
реквизит для сценки.
На доске эпиграф «Детству следует оказывать величайшее уважение»
Древний мудрец Ювенал.
6) рисунки детей
Предварительная работа:
Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека (1948)
Ознакомление со статьями Конституции РФ
Знакомство с Декларацией прав ребенка (1959)
Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые. Я рада Вас видеть у нас в гостях на нашем мероприятии. А называется оно «Я в мире прав». Эпиграфом к нашему занятию являются слова древнего мудреца Ювенала «Детству следует оказывать величайшее уважение». Как вы понимаете эти слова?
(ответы детей)
Учитель: Да правильно ведь от того будет ли расти маленький ребенок в любви и заботе или наоборот, будет зависеть его дальнейшая жизнь, станет ли он настоящим гражданином своей Родины, сможет ли в последствии приносить пользу людям своими делами и поступками.
У вас уже есть небольшой багаж знаний о правах человека, вы знакомы с основными важными документами по этой теме. Посмотрите, на доске висит макет «корзины» - это «корзина идей».
Давайте в эту корзину положим все то, что вам уже известно. Это могут быть понятия, даты, факты. В каждой группе выберите одного человека, который будет записывать ваши ответы.
Сейчас слово будет предоставляться каждой группе. Слушайте внимательно своих товарищей, чтобы не повторять ранее сказанного.
Дети высказываются, воспитатель записывает все сказанное на доске.
Всеобщая декларация прав человека, принята ООН в 1948г. |
Декларация прав ребенка, принята в 1959г. |
Учитель: Вы назвали основные документы, в которых закреплены права взрослых и детей. А какие из этих документов являются международными, т.е. их влияние распространяется на все страны? Давайте еще раз повторим, что же такое право.
(ответы детей)
Это совокупность норм и правил, которые охраняются государством и регулируют отношения в обществе.
Пройдя через страшную войну 1941 – 1945 гг. люди мира, осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По – прежнему происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.
Всеобщая декларация прав человека и Декларация прав ребенка были приняты очень давно. И на тот момент в отношении детей практически ничего не изменилось, их положение не улучшалось. Как вы думаете, что должно было предпринять мировое сообщество, чтобы улучшить жизнь детей?
Ответы детей: собраться представителям всего мира и разработать новый документ.
2. Знакомство с новым документом
Учитель: правильно.
К.: Съехались вместе представители разных стран. Кто – то, приехал с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
К.: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за религию, за их политические взгляды.
Д. З: Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
Д.: Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый ребенок на Земле, для того, чтобы все знали и уважали эти права.
Учитель: Чтобы узнать о каком же документе пойдет речь, вам нужно из букв собрать его название. (работают в группах) Такой документ получил название Конвенция о правах ребенка.
Слайд 1 – Конвенция о правах ребенка
Слайд 2
Конвенция – это документ высокого международного уровня, имеющий обязательную силу для тех государств, которые его подписали.
Учитель: Сложная работа над ним продолжалась в течение многих лет. И 20 ноября 1989 года ООН приняла конвенцию, ее подписали представители 61 страны.
Давайте, определим, кого же согласно конвенции называют ребенком.
Слайд 3
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 –
летнего возраста
Б.С. Над миром пролетают годы,
Приходит лето за весной,
Мы все, как дети у природы,
И что же нам делить с тобой?
Пускай, различны цветом кожи,
Поем на разных языках,
Но дети мы и тем похожи.
И мир – у нас с тобой в руках.
В конвенции записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право на жизнь. Ведь это – первый шаг в будущее.
Слайд 4
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Но такое право было не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый пусть живет. А если родился слабым - бросить его вниз со скалы.
Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
Учитель: слабый человек, если хорошо будет питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Хороший пример из истории для вас подобрал Дима Васильков.
Д. В: Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть инсценировку по сказке А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях».
Царица, чернавка, зеркальце
Ц. Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
З. «Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Ц. «Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Признавайся всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир: мне равной нет
Так ли?
3. А царевна все ж милее, все ж
Румяней и белее.
Ц. Эй, Чернавка! Веди царевну в глушь лесную.
И, связав ее, живую
Под сосной оставишь там
На съедение волкам.
Ч.Слушаюсь.
(все садятся)
В: Какое право царевны было нарушено?
Д: Право на жизнь.
Учитель: Но, несмотря на все злодеяния царицы, царевна осталась жива. Помогли ей в этом сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, учителя и многие люди.
Учитель: Посмотрите друг на друга. Вы все разные и имена у вас тоже разные. Среди вас есть Маша и Настя, Данила и Дима, Илья и Радик, Катя и Диана, я не буду всех называть сейчас. Когда вы родились ваши мамы и папы думали, как же вас назвать, чтобы имя было красивое и подходило бы вам.
В Конвенции о правах ребенка записано,
Слайд 5
каждый с момента рождения имеет право на имя
Учитель: Илюшечки и Эммочки, Андрюшки и Танюшки –
Каждый день рождаются мальчишки и девчушки
Пользуются с первых дней
Правами своими –
Ведь с пеленок человек получает имя.
А еще право на приобретение гражданства.
Гражданство – право на отнесение к той стране, гражданами которой вы являетесь
Учитель: Имя и фамилия записываются в специальный документ – свидетельство о рождении. Это первый документ ребенка. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданами какой страны вы являетесь?
Ответы детей.
Учитель: Следовательно, о вас заботится правительство России. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав детей.
Благополучие ребенка также во многом зависит от родителей. Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей обижали, наносили побои. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умными, воспитанными.
Вашему вниманию представляется отрывок из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Действующие лица: падчерица, мачеха, дочка.
М. Ну, полно, доченька, не плачь. Съешь – ка, горяченький пирожок!
Д. Не надо мне пирожков. Вот как придет сестра из лесу ты ее маменька обратно в лес пошли за подснежниками. Нам за них целую корзину золота дадут.
М. А ведь и правда! Лес не далеко, сбегать недолго. А если замерзнет в лесу, знать судьба у нее такая.
Д. До того она мне надоела!
М. Да, только и заботься о ней. Платок свой ей отдала, совсем хороший платок. И семи лет его не носила, а потом разве что квашню укрывала…
Башмаки свои старые донашивать ей позволила. А сколько хлеба на нее идет!
Утром кусок, да за обедом краюшка, да вечером горбушка
Д. Ну вот, пусть и сходит в лес.
Входит падчерица.
М. Что на дворе – метет?
П. Так метет – что ни земли, ни неба не видать.
М. А ты, видно, не очень замерзла. Надо тебе еще в лес сбегать.
П. В лес? Зачем? Хворосту я принесла.
Д. Не за хворостом, а за подснежниками.
П. Да какие же теперь подснежники – ведь зима. Не пойду я.
М. Быстро корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где – нибудь просидела, в дом не пущу, замерзай на дворе.
Выталкивает падчерицу за дверь.
Учитель: А теперь мы попробуем выяснить, какие права падчерицы были нарушены.
В каких условиях росла падчерица? Как ее кормили? Сочувствовали ли девочке в семье? Была ли у нее возможность отдохнуть?
Учитель: да все правильно, было нарушено право девочки на достойный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного развития.
Учитель: Не только в сказках, но и в жизни часто бывает, что взрослые не понимают детей и вам, наверное, даже кажется, что они нарушают ваши права. Давайте разберемся в этом.
И. Ю. Увы! Родители подчас совсем не понимают нас…
Придя с работы, папа мне говорит с порога:
- А ну, дневник давай – ка! И смотрит строго – строго.
В.К. Спешу к друзьям, случается, ведь ждут, прошли все сроки!
Шагну – навстречу мама: - куда ты, а уроки?
Л.Д. И так весь день до вечера: - Уселся? Делать нечего?
Ты что ж не почитаешь? Всезнайкой стал, считаешь?
Магнитофон крутить бы: - Любитель пенья, ишь!
Ты мылся? Чистил зубы? Ложись, опять проспишь!
К.Д. Ну как, вы мне ответьте, терпеть мученья эти?
Ну, где я спрячусь, чтобы мне побыть с собой наедине,
Когда я, скажем, захотела обдумать массу всяких дел,
Решить свои задачи – не школьные – ребячьи!
Учитель: Как вы думаете, родители в этих вопросах ущемляют ваши права или это что – то другое?
Д: они проявляют такую заботу, потому что очень любят, переживают, волнуются за нас.
Учитель: Строгость и доброта – необходимые качества для родителей. Статья 29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. Что такое обязанность?
(Это действия, возложенные на человека и обязательные для выполнения). А какие обязанности у вас есть дома? Зная свои права, никогда не забывайте о своих обязанностях.
Каждой группе я даю по ситуации, с которой мы часто сталкиваемся в реальной жизни, вы ее читаете, обсуждаете, а затем объясняете.
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сынок: Мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки!
Сынок: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
К мальчику в гости зашел его друг. Они включили громкую музыку и
довольные сидели и слушали. В комнату зашла мама.
- Игорь, уже поздно, проводи своего товарища домой. На что Игорь
ответил.
- Но мама, ты же все равно не спишь. Кроме того, согласно Конвенции
о правах ребенка я имею право на свободу мирных собраний.
Учитель: Вы правильно разрешили данные ситуации
Чтобы немножечко отдохнуть, мы с вами споем отрывки из песен, но это не простые песни, в них тоже говорится о правах детей.
тонким перышком в тетрадь,
учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И читать, и умножать,
Малышей не обижать,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Учитель: Какое право детей здесь упоминается?
Слайд 6
Право ребенка на образование
Учитель: Очень часто вам учителя говорят: - А как вы думаете? Выскажите свою точку зрения. И вы, рассуждая, раскрывая свою точку зрения, пользуйтесь правом, закрепленном в Конвенции в статье 13, которое звучит так:
Слайд 7
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение
Учитель: Есть только некоторые ограничения, вы должны уважать права и репутацию других лиц, не разглашать государственную тайну.
А что значит уважать права и репутацию других лиц?
(ответы детей: это значит не оскорблять, не унижать, не называть плохими обидными словами.)
Учитель: А какие обязанности у вас есть, как у учеников?
(не опаздывать на уроки, вовремя выполнять домашние задания, соблюдать правила поведения в школе).
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожкам,
Если долго по тропинкам,
Ехать, прыгать и бежать,
То конечно, то конечно,
То возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
ААА в Африке горы вот такой вышины,
ААА в Африке реки вот такой ширины,
ААА крокодилы, бегемоты,
ААА обезьяны, кашалоты,
ААА и зеленый попугай.
Учитель: А какое право здесь спряталось?
Слайд 8
Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. (фото Саши в Египте)
3. Закрепление
Учитель: Давайте подведем итог нашему занятию. А поможет нам в этом «Дерево прав». Вы подходите, срываете листочек, зачитываете и выбираете правильное утверждение.
Вопросы на листочках:
* на все, что изложено в Конвенции о правах ребенка имеют право дети:
А) все дети независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения
Б) только отличники
В) дети с темным цветом кожи
Г) дети, которые любят молоко с пенками
* кто имеет право на собственное имя и на гражданство?
А) каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства
Б) все дети рождаются одинаковыми, поэтому имена им давать не надо.
* каждый ли ребенок имеет право на достойное медицинское
обслуживание, образование и отдых?
А) ни один ребенок не должен быть лишен своего права доступа к
услугам здравоохранения, признается право каждого ребенка на
образование, на отдых и досуг.
Б) на медицинское обслуживание имеют право дети врачей
В) на образование дети учителей
* что такое конвенция?
А) документ высокого международного уровня, имеющий
обязательную силу для тех государств, которые его подписали
Б) конвенция не обязывает, не имеет обязательный характер, это
рекомендация
* право выражать свое мнение, искать и передавать информацию в
устной и письменной речи имеют:
А) все дети
Б) дети разведчиков
* право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения
любой работы, которая может представлять опасность для здоровья
имеют:
А) все дети, живущие на земле
Б) дети богатых и знаменитых родителей.
Учитель: молодцы, вы отлично справились!
4. Рефлексия.
Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями, ответьте на вопросы:
- с каким важным документом мы сегодня познакомились?
- какой организацией он был принят?
- что вам больше всего запомнилось?
- что расскажете дома?
- что было самым главным?
Учитель: Ребята, запомните, что право существует для того, чтобы мы успешно трудились, учились, ощущали себя гражданами своей страны. Оно адресовано всем нам, и чем полнее и глубже ваши знания, тем больше у вас возможностей занять активную жизненную позицию. На следующих занятиях мы познакомимся с другими статьями Конвенции. Большое спасибо за участие!
Слайд 9: Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
Конвенция о правах ребенка
Федюшина, Е.И. Право имею // Педсовет №3 март 2009.
Макаренко, Ю. Игра – путешествие «Права детей» // Воспитание школьника №3 2004.
Гайворонская, Т.А. Ты имеешь право // Читаем, учимся, играем №3. 2002.
Жук, Л.И. Ты имеешь право / Изд. ООО «Красико – Принт», 2003 – 128с.
Ресурсы Интернета : Детству солнце подарите, Веселое путешествие в страну правовых знаний, Права ребенка
Савченко, Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5 – 9 классы – М.: ВАКО, 2007.- 176с.
14