Очарованье русского пейзажа
Внеклассное мероприятие, виртуальная экскурсия в музей картин И. И.Шишкина.
Цель: познакомить обучающихся с творчеством И.И. Шишкина, воспитывать патриотизм, любовь к Родине, развивать эстетические чувства.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей…
(Н. Заболоцкий)
С пейзажа начинается любовь к РОДИНЕ.
Раздолье русских полей и свежесть перелесков, весенний разлив реки и едва слышное биение лесного ручья, трепетный шелест березовых рощ… Красота родной природы – главная тема произведений И. Шишкина.
Ива́н Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме. Благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Сквозь любую природную малость художник прозревает всеобщие законы и связи вещей. Вот пень засохшего и спиленного дерева. Он освещен и согрет лучами солнца, его обвевает ветер, былинки рядом наклонились, мертвые корни по-прежнему напряженно и цепко уходят в землю. И. Шишкин учит, по словам поэта, «в одном мгновенье видеть вечность, огромный мир – в зерне песка, в единой горсти - бесконечность и небо в чашечке цветка».
Главными элементами всякого пейзажа являются земля, небо, вода, деревья. В пейзаже чувствуется уходящее вдаль пространство, и каждое дерево представлено своими характерными чертами. Дерево – это не случайное нагромождение ветвей и листвы, а очень стройная система этих элементов.
Природные формы: камни, ветки, трава, листья – делают пейзаж живым.
Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
(И. Бунин)
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
Свежеют с каждым днем и молодеют сосны,
Чернеет лес, синеет мягче даль, -
Сдается, наконец, сырым ветрам февраль,
И потемнел в лощинах снег несносный.
(И. Бунин)
Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.
Все лес и лес. А день темнеет,
Низы синеют, и трава
Седой росой в лугах белеет…
(И. Бунин)
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения – природа. Художник в своих пейзажах делится со зрителем радостью общения с природой, учит видеть красоту земли.
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые берёзки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
Загадки на тему: пейзаж.
Он летает белой стаей
И сверкает на лету, Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый и пушистый,
И мохнатый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его теперь! (Снег)
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них не легко,
Те ворота высоко,
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? (Радуга)
Неизвестно где живёт.
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить землю с небом хочет сшить. (Дождь)
Большой подсолнух в небе,
Цветёт он много лет,
Цветёт зимой и летом,
А семечек всё нет. (Солнце)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут. (Месяц)
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть – чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий- синий! (Небо)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год. (Ёлка)
У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но так совершенна природа,
Что в целом её краше нет
(О. Рязанова)
Времена года
Четверо художников, столько же картин. Белой краской выкрасил всё подряд один. Лес и поле белые, белые луга. У осин заснеженных ветки, как рога…
У второго – синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки – кружева. Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть: желтая, зеленая, голубая есть… Лес, и поле в зелени, синяя река, белые, пушистые в небе облака.
А четвёртый золотом расписал сады, нивы урожайные, спелые плоды… Всюду бусы – ягоды зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам!
Е. Трутнева
Природа нашей страны удивительно красива и многообразна: бескрайние моря, широкие поля, дремучие леса, полноводные реки… она торжественна и красива. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые, зеленые листья, яркая зелень озимых, темная синь реки – яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осины создают неповторимую палитру. Тихо в лесу. Нет-нет да раздастся лишь звонкий хруст сухих сучков под ногами да донесётся еле уловимый шорох падающего иногда на землю листа. Каких только оттенков не увидишь! Тут и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок.
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень. А. Твардовский
Белое зимнее утро. Всё бело – небо, снег. Но обратите внимание на снег? Это не положенная на холст белая краска, это цвет, имеющий множество оттенков.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. Ф. Тютчев
Суровые тучи, снежные дали и на крутом утесе могучая, величественная сосна – одна среди безмолвия ночи, озаренная светом луны.
И. Шишкин на картине не просто изобразил красивую сосну, но выразил настроения и мысли одинокого человека, мечтающего в суровом краю о далеком счастье.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет. М. Лермонтов.
«Утро в сосновом лесу» - картина, написанная в соавторстве с художником Савицким. Глухой уголок соснового бора. Тихое утро. Неуклюжие медвежата. Утро с его ещё не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими верхушками громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, порождает ощущение отдалённости и глухости дикого леса.
Шепчутся сосны высокие,
Прячется гриб под кустом,
Белка, рассерженно цокая,
Рыжим мелькает хвостом.
Ты не ругайся красавица,
Что твой нарушил покой
Просто уж очень мне нравится сказочный лес над рекой.
Место душевного отдыха
Не заменить мне иным
Пьян от соснового воздуха
С летом прощаюсь грибным,
И с зародившейся песнею
В сердце своём унесу
Эту картину чудесную:
«Утро в сосновом лесу». И. Трояновский
ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН писал: «РОССИЯ – СТРАНА ПЕЙЗАЖЕЙ».
Закончилась наша удивительная экскурсия по картинам – пейзажам, написанных великим художником.
Дыханье листвы, как дыханье остывшего хлеба,
И небо глядит, как чуть сонный глядит человек.
И я повторяю – да будет славянское небо
И вслед повторяю – и чистым пребудет вовек.
От ярких свечей мне осталась лишь горстка огарков –
Но есть небеса – значит, будет светло и во мне,
Уже мне не надо ни слов дорогих, ни подарков,
Нужна красота – и в избытке она на земле.
Что дорого – то никогда не бывает нелепо.
Как тихо на свете! И весь мне отпущенный век
Я буду любить эту землю – безвольно и слепо,
И небо, которое будет чистым вовек… О. Добрицына.
Учитель изобразительного искусства Н.Ю. Шаталова