Программа «Я выбираю жизнь»
Цель программы:
Объединение основных участников профилактического процесса (образовательных, социальных, медицинских) для обеспечения условий профилактики употребления наркотических средств, психоактивных веществ, для создания условий полноценного развития ребенка, его социальной адаптации.
Задачи:
обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних;
организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ, наркотических средств, алкогольных напитков;
систематическая поддержка связи с межведомственными организациями, занимающимися проблемами безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
улучшение качества воспитания и формирования у детей и подростков антинаркотических устоев;
сохранение и повышение качества здоровья школьников;
оказание детям и подросткам консультационной и психокоррекционной помощи;
осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях.
Актуальность программы:
По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных ПАВ, за исключением курильщиков табака составляет более 500 млн. человек. Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими ПАВ приняло характер эпидемии, что ведет к демократическому кризу, распаду семей. В Российской Федерации – 2 млн. бездомных детей, 700 тыс. - сирот. По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1.87 млн. человек – это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет. Поэтому для решения этой общегосударственной задачи необходима профилактическая программа «Я выбираю жизнь».
Концепция Программы
В последние годы в подростковой среде наблюдается рост наркомании, курения, пьянства, токсикомании.
Психологи и социологи, занимающиеся изучением данной проблемы, отмечают, что причины этой тенденции носят универсально-экономический характер:
общая криминализация и наркотизация взрослого населения страны;
жилищная проблема;
низкий социальный статус многих семей;
недостаточный уровень материального обеспечения;
отсутствие мотивации к труду;
отчужденность от результатов труда.
Прямое действие оказывают факторы, имеющие психолого-педагогическую сущность:
отсутствие прямой заинтересованности многих семей в результатах воспитания детей;
педагогическая безграмотность родителей;
правовой нигилизм несовершеннолетних;
несовершенство системы нравственно-правового просвещения детей и родителей;
отсутствие взаимопонимания, уважения, терпимости между педагогами и школьниками;
неумение считаться с интересами и потребностями ребенка, его индивидуальными возможностями, что в немалой степени обуславливается недостаточным уровнем материального обеспечения труда учителя.
Все это порождает негативные последствия в деле воспитания и обучения школьников, содействует развитию в подростковой среде таких пороков, как пьянство, наркомания, преступность. Вместе с тем в городе и районе имеется значительное количество учащихся, которые не относятся к вышеназванным категориям. Для педагогов очень важно сохранить этот потенциал дальнейшего развития.
Поэтому совершенно очевидной представляется задача школы по организации и осуществлению действенной профилактики правонарушений, потребления наркотиков и других социальных отклонений среди подростков. Основой профилактической деятельности может быть нейтрализация комплекса психолого-педагогических факторов, которые коренятся в школьной и семейной сферах.
До настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков.
В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для детей и подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам.
И та и другая программа включает в себя 3 основные задачи:
1) развитие личностной компетенции;
2) выработка и развитие навыков защиты;
3) предупреждение возникновения проблем.
Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений.
Вторая – посредством обучения умению противостоять различным факторам риска.
Третья реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.
Цель профилактики – объединить представителей всех слоев общества и различных организаций (школы, правоохранительные органы, молодежные клубы, детские сады, государственные организации, медицинские учреждения, общественные объединения), упорядочить их усилия, сплотить их вокруг школы, как наиболее организованного звена общественно-государственного влияния на сознание и поведение юных граждан.
Кто же должен заниматься профилактической деятельностью в школе?
Во-первых, это психологи. Их основная задача – работа с детьми группы риска.
Во-вторых, профилактикой негативной зависимости в школе должны заниматься классные руководители.
В-третьих, одним из основных способов профилактики наркомании, противоправных действий и алкоголизма является организация занятости подростков во внеурочное время. За организацию досуговой деятельности учащихся отвечают заместители директоров по воспитательной работе.
Основы профилактической работы с подростками должны знать социальные работники, социальные педагоги, медицинский персонал.
Необходимо помнить, что потенциальные наркоманы – это не только дети из групп риска. Наркоманом может стать и вполне благополучный ребенок (попробовал из любопытства и не смог остановиться). Зачастую ребенок начинает проявлять интерес к наркотикам под влиянием друзей, потому что они убеждают его, что наркотики – это модно, «круто».
Поэтому так необходима просветительская работа среди детей и их родителей, психологические занятия и обучающие игры.
Ожидаемые результаты:
сформировать у учащихся гражданские качества, современные знания и умения, помогающие личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей;
сформировать у школьников потребность в здоровом образе жизни.
Профилактическаяантинаркотическая работа, проводимая в школе
Профилактическая работа с родителями:
организация «родительских университетов»;
предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию;
оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (Совет профилактики).
Педагогическая работа с детьми:
разработка и внедрение обучающих программ – тренингов активной психологической защиты;
создание в школе системы, направленной на пропаганду здорового образа жизни;
поддержка и развитие существующих, а также организация новых детских и подростковых клубов;
методическое сопровождение мероприятий досуга детей и подростков;
разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий;
создание условий для саморазвития и самореализации личности;
организация внутришкольных и межшкольных тематических семинаров.
Просветительская работа с педагогическим коллективом:
регулярная информация по данной проблеме на педагогических советах, совещаниях;
сбор информации у классных рук-ей.
участие в конференциях, «круглых столах» по проблемам наркомании, употреблению ПАВ, суициду.
Осуществление мероприятий по раннему выявлению детей группы «риска».
В установленном порядке посещение несовершеннолетних, проведение бесед с ними и их родителями.
Запрашивание информации государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию.
Структура и содержание программы
Программа рассчитана на учащихся 1-11 классов. В ней используются все формы и методы профилактической работы, которые направлены на активное участие самих подростков, что поможет им сознательно регулировать свои поступки, учитывать интересы других людей, ориентироваться в современной жизни, что приведет и к профессиональному самоопределению, сформирует здоровый образ жизни.
В данной работе сформированы цель и задачи профилактической работы с детьми, актуальность и научно-методическое обоснование программы, представлена ее Концепция и ожидаемые результаты. Работа знакомит с целевыми группами, на которые направлена работа по профилактике наркомании. Кроме того, даны планы работы по различным направлениям просветительской и профилактической работы в школе.
Безнадзорность и правонарушение
Наркотические и другие зависимости.
Табакокурение
Право и ответственность.
Профилактика суицида.
Профориентация
Милосердие
В работе представлен список использованной литературы и Нормативная база по проблеме профилактики правонарушений и распространения ПАВ среди учащихся.
В качестве Приложений даны используемые в работе анкета, опросник, схема и сценарии межшкольных праздников
Профилактика безнадзорности и правонарушений
№ | Мероприятия | сроки | Ответственные |
| Обновление базы данных на правонарушителей и постановка на ВШУ (внутришкольный учет) | В течение года | кл. руководители, Зам.директора по УВР, родительский комитет |
| Ежедневный контроль посещаемости учащихся | В течение года | Кл. руководители |
| Выступление на родительских собраниях об ответственности родителей за воспитание учащихся | По графику школы | Зам.директора по УВР, инспектор ОВД |
| Ведение учебного курса «МЫ против наркотиков» | В течение года | Учителя - предметники |
| Встречи, беседы инспектора ПДН с учащимися и родителями | Сентябрь, март | Инспектор ПДН ОВД, |
| Привлечение родителей к ответственности за нарушение их детьми Устава школы | По мере необходимости | Родительский комитет, парламент школы |
| Индивидуальные беседы с учащимися «группы риска» | Еженедельно | Педагог-психолог, администрация школы |
| Вызов на Совет профилактики по безнадзорности и правонарушениям родителей и учащихся | 1 раз в четверть | Директор, зам.директора по УВР, Кл. руководители, родительский комитет, инспектор ПДН ОВД |
| Рейды родительского патруля по микрорайону | По графику | Родители обучающихся |
| Круглый стол для родителей трудных учащихся | Декабрь | Педагог-психолог, инспектор ПДН ОВД |
| Видеотека для родителей и учащихся | Ежемесячно | Кл. руководители |
| Книжная выставка о праве и кодексах законов РФ | Декабрь, март | Школьный библиотекарь |
| Привлечение трудных подростков к участию в «Неделе права» | Декабрь, март | Зам.директора по УВР, Кл. руководитель |
| Приглашение родителей трудных учащихся на курс лекций «Как общаться с подростком» | март | Педагог-психолог, Зам.директора по УВР, Кл. руководитель |
Профилактика наркомании и других зависимостей
№ | Мероприятия | сроки | Ответственные |
1 | Постановка на ВШУ учащихся «группы риска» | В течение года | Зам.директора по УВР, администрация школы |
2 | Индивидуальная профилактическая работа с учащимися «группы риска» | В течение года | Зам.директора по УВР, нарколог |
3 | Профилактические беседы о всех видах зависимостей с учащимися и родителями | В течение года | Нарколог, инспектор ПДН ОВД, педагог-психолог |
4 | Участие в конкурсе среди учащихся на лучший антинаркотический плакат | Ноябрь | Зам. Директора по ВР |
5 | Просмотр видеофильмов: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»; «Наркоманы о вреде наркотиков» | Декабрь | Зам.директора по УВР, кл. руководители |
6 | Проведение родительских собраний о всех видах зависимостей и их пагубном влиянии на здоровье подростков | По графику школы | Педагог-психолог |
7 | Беседа с учащимися по теме: «Спасибо, нет!» | В течение года | Педагог-психолог |
8 | Международный день борьбы со «СПИДОМ» | 1 декабря | Зам.директора по УВР, Кл. руководители, учителя-предметники |
9 | Выставка книг о вреде наркотиков и психотропных веществ, книги о ЗОЖ | декабрь | Школьный библиотекарь |
10 | Вовлечение учащихся «группы риска» в спортивные и творческие объединения и культурные мероприятия | В течение года | Кл. руководитель, Зам.директора по УВР, педагоги дополнительного образования |
11 | Выставка рисунков «Я выбираю жизнь» | В течение года | Зам.директора по УВР, кл. руководители, учитель ИЗО, педагоги дополнительного образования, родители |
Профилактика табакокурения
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
| Анкетирование учащихся – «Почему курят дети» | Сентябрь | Педагог-психолог, кл.руководители |
| Выступление на родительских собраниях о невозможности курения учащихся и родителей в образовательных учреждениях | Сентябрь | Педагог-психолог, зам. Директора по УВР |
| Проведение бесед, семинаров – «День отказа от курения» | 18 ноября | Зам директора по УВР, кл.руководители |
| Беседы с учащимися о вреде табакокурения | Ноябрь | Зам.директора по УВР, врач-онколог |
| Организация выставки книг о вреде курения | Ноябрь | Библиотекарь школы, Кл.руководители |
| Проведение выставки рисунков на тему – «Курить – здоровью вредить» | Ноябрь-декабрь | Зам.директора по УВР |
| Проведение акции – «Бросай курить» | Май | Зам.директора по УВР, кл.руководители |
| Вовлечение курящих учащихся в спортивные и творческие объединения | В течение года | Кл.руководители, зам.директора по УВР, уч.физ-ры, педагоги дополнительного образования |
| Проведение индивидуальных бесед с курильщиками о здоровом образе жизни | В течение года | Соц.педагог, Кл.руководители, уч.физ-ры |
| Показ видеофильмов о вреде курения | В течение года | Соц.педагог, кл.руководители |
Право и ответственность
№ | Мероприятия | Сроки | ответственные |
1 | Беседы инспектора ПДН ОВД о правовой ответственности несовершеннолетних | 1 раз в месяц | Инспектор ПДН ОВД |
2 | Ознакомление учащихся с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией о правах человека | В течение года | Педагог-психолог |
3 | Знакомство родителей и учащихся со статьями РФ об ответственности родителей за воспитание своих детей | По графику школы | Инспектор ПДН ОВД |
4 | Проведение правовых викторин, конкурсов, творческих работ | В течение года | Педагог-психолог, кл.руководители, инспектор ПДН ОВД |
5 | Показ родителям и учащимся видеофильма «Уголовная ответственность несовершеннолетних» | В течение года | Зам.директора по УВР, кл.руководители |
6 | Проведение «Недели права» | Ноябрь | Учитель истории и обществознании, кл.руководители |
7 | Выставка книг по праву | Декабрь, март | Библиотекарь школы |
8 | Тематические классные часы | 1 раз в полугодие | Кл.руководители |
9 | Индивидуальные консультирования с учащимися и родителями | По мере необходимости | Педагог-психолог |
10 | Помощь трудным учащимся в самостоятельном изучении УК РФ | В течение года | Учитель истории и обществознании |
Профилактика суицида среди подростков
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
| Тематические классные часы | 1 раз в полугодие | Педагог-психологКлассные руководители |
| Диагностика по методике «Н п.» в уч-ся 5-7 кл. | Сентябрь-ноябрь | Педагог-психолог, классные руководители |
| Диагностика по методике «Н п.» в уч-ся 8-9 кл. | декабрь | Педагог-психолог, классные руководители |
| Просмотр фильмов | В течение года | Зам. директора по ВР |
| Участие в конкурсе сочинений «Моя будущая профессия» | По плану ОО | Учителя русского языка и литературы, психолог |
| Месячник профориентационной работы в 9-10 классах | По плану ОО | Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители |
| Индивидуальные консультации учащихся и их родителей о выборе профессии | По мере необходимости | Педагог-психолог |
| Организация выставки книг и бесед о профессиях | февраль | Библиотекарь, классные руководители |
| Посещение учащимися и родителями дней открытых дверей образовательных учреждений | Март, апрель | Классные руководители, зам.директора по УВР |
| Ознакомление учащихся с трудовым законодательством при приеме несовершеннолетних на работу | Апрель, май | Учитель обществознания, классные руководители |
| Организация трудоустройства учащихся в летнее время | Май, июнь | Администрация школы совместно с ПДН |
Профориентационная работа
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
| Тематические классные часы | 1 раз в полугодие | Педагог-психологКлассные руководители |
| Трудовой десант | Сентябрь, май | Администрация, завхоз |
| Анкетирование учащихся выпускных классов | декабрь | Педагог-психолог, классные руководители |
| Экскурсии на предприятия и в учебные заведения города | | Зам. директора по ВР |
| Участие в конкурсе сочинений «Моя будущая профессия» | По плану ОО | Учителя русского языка и литературы |
| Месячник профориентационной работы в школе | По плану ОО | Зам. директора по ВР |
| Индивидуальные консультации учащихся и их родителей о выборе профессионального училище | По мере необходимости | Педагог-психолог |
| Участие старшеклассников в ярмарке вакансий города | Ноябрь-март | Администрация |
| Организация выставки книг и бесед о профессиях | февраль | Библиотекарь, Кл.руководители |
| Приглашение учащихся и родителей на дни открытых дверей образовательных учреждений | Март, апрель | зам.директора по УВР |
| Ознакомление учащихся с трудовым законодательством при приеме несовершеннолетних на работу | Апрель, май | зам.директора по УВР, классные руководители |
| Организация трудоустройства учащихся в летнее время | Май, июнь | Администрация школы совместно с центром занятости населения |
Милосердие
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
| «День матери» | Последнее воскресенье ноября | классные руководители |
| Международный День толерантности | 16 ноября | Педагог-психолог, классные руководители |
| Проведение бесед о доброте и милосердии с несовершеннолетними учащимися, 1-11 классы | Декабрь | Педагог-психолог, классные руководители |
| Проведение акции «Милосердие» для приюта бездомных животных | Январь, февраль | Зам. Директора по УВР, классные руководители |
| Знакомство учащихся 1-8 классов с книгами о доброте и милосердии | В течение года | Библиотекарь школы, классные руководители |
| Торжественное награждение учащихся и классов принимавших участие в акции «Милосердие» – «Дипломами доброты» | Март | Зам. Директора по УВР |
| Организовывать выставку книг о доброте и милосердии, толерантности | В течение года | Библиотекарь школы, классные руководители |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате совместной работы всего школьного коллектива с учащимися и их родителями по социально-правовой программе «Я выбираю жизнь» ожидается положительные результаты по следующим направлениям.
повышение правовых знаний учащихся и их родителей;
усиление ответственности родителей за воспитание своих детей и их поведение;
снижение правонарушений среди подростков.
формирование знаний детей и родителей о последствиях нарко и других зависимостей:
обучение навыкам отказа от нарко и других токсических веществ.
проведение образовательно-профилактической работы по отказу от курения;
снижение количества учащихся от табакозависимости;
помочь учащимся правильно организовать свое свободное время.
формирование правовых знаний учащихся и их родителей;
повышение ответственности родителей за воспитание своих детей;
формирование активной гражданской позиции.
ознакомление с Трудовым кодексом Российской Федерации, правами 16-летних подростков при оформлении их на работу;
проведение своевременной профориентации позволяет рано ориентировать детей на выбор профессии;
ранний выбор профессии снижает правонарушения, расширяет кругозор по выбору предметов, необходимых в будущем для профессиональной карьеры;
направление работы по повышению престижности рабочих профессий.
профилактика агрессивных проявлений среди учащихся к лицам других национальностей;
формирование толерантных качеств ребенка позволяет снизить уровень правонарушений;
формирование терпимого отношения к инвалидам, к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений»
Л.В.Колесов «Антинаркотическое воспитание»
В.Д.Казьмин «Курение, мы и наше потомство»
Б.М.Гузиков, А.А.Мейроян «Что губит нас»
В.Джонсон «Как заставить наркомана и алкоголика лечиться»
Л.Богданович «Белый ужас»
М.И.Буянов «Размышления о наркомании»
П.С.Гуревич «Человек»
«Правовые знания – школьнику», Знание «Народный университет»
«Правовые знания – учителям», Знание «Народный университет»
А.Ф.Никитин, Н.Г.Суворова «Школьникам о праве»
Е.С.Шабельник, Е.Г.Каширцева «Ваши права»
С.В.Кривцова «Навыки жизни в согласии с миром»
А.Ф.Никитин «Политика и право»
А.В.Гоголева «Аддиктивное поведение и его профилактика»
Г.У.Солдатова «Жить в мире с собой и другими»
«Подготовка молодежи к предпринимательской деятельности» под редакцией
А.С. Потапова
С.Н.Верминин, Г.А.Копухова «Основы предпринимательской деятельности и бизнес планирования»
А.Дорохов «Как себя вести»
Полный сборник кодексов РФ
Видеофильмы:
«Курите на здоровье»
«Курение и дети»
«Что вы знаете о СПИДе?»
«Уголовная ответственность несовершеннолетних»
«Наркоманы о вреде наркотиков»
«А вы проверялись на СПИД?»