
«Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ,САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ».
Цель урока:
Формировать у учащихся новые понятия: духовное здоровье, психическое здоровье, физическое здоровье.
Обобщить знания детей о формах и методах сохранения здоровья.
Познакомить с новыми системами оздоровления.
Развивать потребность в здоровом образе жизни.
Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем,
Знать несложные приёмы самооздоровления.
Развивать разговорную речь ребёнка, учить понимать пословицы.
Прививать и воспитывать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
Оборудование: стенгазета «Здоровье»,плакат «Режим дня», таблицы с пословицами, поговорками и “крылатыми словами” о здоровом образе жизни, рисунки , проектор, компьютер, презентация по уроку..
Ход занятия:
Давайте возьмём с собой на наш классный час настроение. Возьмите листок и выберите для себя, как вам кажется, соответствующее настроение.
На протяжении многих уроков окружающего мира, мы с вами изучали организм человека, познакомились с тем, как работают и какую функцию выполняют различные органы человеческого тела. А как вы думаете, что необходимо для того, чтобы наш организм работал бесперебойно и слаженно? ( ответы детей) Как вы понимаете, что такое здоровье?
Что же мы понимаем под словом здоровье?
/Толковый словарь: зачитать сведения/
Вывод 1. Здоровье – это нормальное состояние организма человека, хорошие условия труда и отдыха, ежедневное духовное, психическое и физическое самосовершенствование.
- А что такое духовное здоровье?
Психическое здоровье – это ежедневное развитие речи, мышления, памяти, воображения, эмоций.
Физическое здоровье – это ежедневные тренировки тела с помощью физических упражнений.
.Уч-ль: начать сегодняшнюю встречу мне хочется с одной истории. Называется она “Молодой старичок ”.
«Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.
А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и 10 минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.» ( слайд №2)
Вопрос детям: А почему? /Выслушать мнения ребят/
Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться – зимой во дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физ-ры он вечно присаживался на скамеечку у стены, у него, мол, - на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.
.Вот так он и стал молодым старичком.
Уч-ль: - как вы думаете, что хотел сказать нам автор этим рассказом?
(нужно беречь здоровье, закаливать свой организм.)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Дети с завязанными глазами угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться.
Отгадывание загадок Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков, у медведей.
(Расческа)
Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет.
(Зеркало)
Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка.
(Полотенце)
Хвостик из кости,
На спинке – щетинка.
Эта вещь поможет нам
Чистить брюки и кафтан.
(Щетка)
Личная гигиена.
- А, что обозначают эти слова? (личная гигиена)
“Личная” - то есть каждый человек выполняет эти правила.
“Гигиена” - это те действия, выполняя которые, люди поддерживают своё тело и жилище в чистоте .
Игра.
На экране представлены предметы.
- Какой из них может быть общим для всех членов семьи?
1. Расчёстка.
2. Зубная щётка.
3. Зубная паста.
- Какой из предметов должен быть личным для каждого члена семьи?
1. Шампунь. 2. Мыло. 3. Мочалка.
Я думаю, что вы запомнили,
какие предметы используются для личной гигиены. Презентация.
Физминутка «Глазки»
Молодцы, справились с заданием отлично!
Составление режима дня: Повторим еще, друзья, как построить режим дня!
/На плакат с режимом дня дети прикрепляют листок, который им достался, со стихотворными строками и дают пояснение, почему ?/
Чтоб прогнать тоску и лень, Подниматься каждый день Нужно ровно в 7 часов. | Отворив окна засов, Сделать лёгкую зарядку И убрать свою кроватку! |
. Душ принять,
. И завтрак съесть,
А потом за парту сесть! Но запомните, ребята, Очень важно это знать, Идя в школу, на дороге Вы не вздумайте играть! Опасайтесь вы машин, их коварных черных шин. |
На уроках ты сиди и всё тихо слушай
За учителем следи, навостривши уши!
После школы отдыхай: но только не валяйся,
Дома маме помогай, гуляй, закаляйся!
Всё в порядке, если есть воля и старание.
Пообедав, можешь сесть выполнять задания
Учитель:
Мы уже знаем о 2 помощниках, которые оказывают помощь в сохранении нашего здоровья.
Это:
1.Личная гигиена
2.Режим дня.
( сценка)
Уч-ца:
Стало плохо мне сейчас,
Передо мной всё закружилось,
В голове всё помутилось!
Дети: Так нельзя её бросать, надо Доктора позвать!
Уч-ца: Не хочу я докторов! Я почти уже здорова!
Дети: У тебя ужасный вид, визит к врачу не повредит!
Доктор Айболит
Я добрый доктор Айболит, если что-то заболит,
Времени зря не теряйте, свою боль мне доверяйте.
А меня все знают тут, звери и детишки,
Вот опять сюда идут девчонки и мальчишки!
Дети: Здравствуй, доктор Айболит!
Айболит:
Здравствуйте, ребята!
Что случилось? Что болит?
Уч-ца:
Боли, доктор, в голове. Помогите, доктор, мне!
Не хочу я даже сладость, - вот какая везде слабость!
Айболит:
Сейчас осмотр я проведу, чем смогу, тем помогу!
Ручки слабые, ножки тоже. Так-так, на что же это похоже?
Ну-ка, рот открой пошире: 1 и 2 и 3, 4.
Зубы все пока на месте, посоветуемся вместе!
Дети:
- надо дать ей 3 таблетки!
- в нос закапать из пипетки!
- надо выпить порошок!
- антибиотиков мешок!
- надо срочно ей микстуру и справку дать от физкультуры!
Айболит:
Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!
Ваши знания видны, но таблетки вам вредны!
Организм ваш молодой – сам он справится с бедой.
Только чуда вы не ждите, себе сами помогите!
А помощников не счесть! Травы лечащие есть,
Завари и пей, когда подойдёт к тебе беда.
Баня с паром, кипятком, веником и лежаком…
Уч-ца: Нет, сегодня, я купалась, без ушей чуть не осталась!
Айболит:
Нет, так нет! Тогда скорей чая с мёдом ты попей!
Иль с вареньем из малины, или с соком из рябины.
У природы есть секрет, как быть здоровым много лет:
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Так что, Оля , подымайся и за дело принимайся.
У тебя болезней нет, дам тебе такой совет:
Спортом больше занимайся, а к докторам лишь обращайся
За советом, и тогда здорова будешь ты всегда!
Какие помощники в сохранении здоровья существуют?
- Осмотры у врачей-специалистов.
- Занятия физкультурой, спортом и закаливание
Учитель:
Вот и мы сейчас немного займёмся физкультурой.
Дружно делаем зарядку. Презентация. Зарядка
Уч-ль: А вот какой случай я наблюдала, однажды, в нашей школьной столовой.
Сценка
За одним столом сидели ученик и учитель биологии. Мальчик торопился на тренировку и поэтому ел очень быстро.
Уч-ль биологии:
- хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь?
- (удивленно) разве не видите, ем кашу.
- но ведь ты совсем её не пережевываешь!
(мальчику стало смешно) – а зачем я буду жевать её, она и так жидкая.
- пусть жидкая, жевать пищу надо не только для того, чтобы из твёрдой её сделать жидкой.
Уч-ль биологии:
- Запомни, что кусочек хлеба, хорошо пережёванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.
Считаете ли вы, что все продукты одинаковые и без разницы, что есть и когда?.
Уч-ль: Врачи говорят, что гораздо чаще болеют те люди, которые неправильно питаются. Мы, должны, чаще есть свежие овощи и фрукты, так как в них содержатся витамины, т.е. органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.
Дидактическая игра «Полезно – вредно» Каждому ребенку раздаются фантики, он должен расположить под таблицей на доске Вывод: ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЭТО РАЗНООБРАЗНОЕ И РЕГУЛЯРНОЕ ПИТАНИЕ. \Есть еще один очень простой способ закаливания, который можно делать каждый день. Это самомассаж. Послушайте это слово. Что такое «массаж»? Это поглаживание, растирание, надавливание. А первая часть слова «самомассаж» - «само», что обозначает? Что этот массаж человек делает себе сам.
Самомассаж Лобик мыли? Щечки мыли?
Ушки мыли? Ручки мыли?
Все помыли? Чистые теперь!
Открыть к здоровью дверь.
Перед вами на столе лежат карточки, на которых записаны мудрые высказывания, пословицы или фразы, но их необходимо закончить.
Прочтите их.
1. Чистить зубы необходимо (2 раза в день).
2. Перед едой нужно обязательно (мыть руки).
3. Во время еды нельзя (разговаривать).
4. Болен - лечись, а здоров (берегись).
5. Здоровье дороже (денег).
6. Здоровьем слаб, так и духом (не герой).
7. Ешь правильно, и лекарство (не пригодится).
8. Обед без овощей, что праздник без (музыки).
Учитель:
Все, кто хочет быть здоров,
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий.
Чаще окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Руки мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Итак, мы постепенно подошли к финалу нашего разговора
Что же необходимо делать человеку, чтобы прожить здоровым и счастливым всю свою жизнь?
- заниматься спортом;
- закаляться;
- правильно питаться;
- соблюдать режим дня;
- соблюдать личную гигиену;
- вести здоровый образ жизни;
- проходить профилактические осмотры у врачей- специалистов;
- чаще бывать на свежем воздухе и т. д..
Учитель:
Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки. А сейчас я предлагаю зажечь свечу дружбы, и пока она будет гореть , давайте пожелаем друг другу.(пожелания детей) Чтобы пожелания сбылись- давайте задуем свечу все вместе.
Доброго вам всем здоровья!