СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЯКИМОВЕЦ И. С. Урок "Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу" РЯиЛ 2020-11

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЯКИМОВЕЦ И. С. Урок "Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу" РЯиЛ 2020-11»

И. С. Якимовец, учитель русского языка и литературы ГУО «СШ № 1 г. Пружаны имени КБВО» Брестской области

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу


Цель урока: текстуальный анализ рассказа.

Задачи: учить учащихся анализировать прочитанное, формировать умения делать вы­воды, классифицировать материал, группи­ровать факты; ознакомить с новыми гранями таланта JI. Н. Толстого, его идеями гуманно­сти и пацифистской (антивоенной, миролю­бивой) направленностью творчества; углубить знания учащихся о понятии «антитеза».

Оборудование: портрет JI. Н. Толстого в военной форме; иллюстрации к рассказу JI. Н. Толстого «После бала» художников Е. Е. Лансере, И. И. Пчёлко, Б. М. Кусто­диева, Н. А. Ращектаева.

Домашнее задание: подготовить краткий комментарий к понравившейся иллюстра­ции; придумать свой финал рассказа (твор­ческое задание).

Эпиграф: Есть один несомненный при­знак, разделяющий поступки людей на до­брые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей — он хороший; производит вражду и разъединение — он дурной.

JI. Н. Толстой

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Вступительное слово учителя.

— Лев Николаевич Толстой — писатель, оставивший миру 90 томов литературного наследия, философ, проповедник, основатель школы в Ясной Поляне, педагог, психолог, агроном, защитник в суде, общественный деятель, землепашец, великий гуманист. Че­ловек, которого несколько раз выдвигали на Нобелевскую премию. Седой старик в про­сторной холщовой рубахе, в глазах — все­ленское знание и мудрость веков. Именно таким мы представляем писателя Льва Нико­лаевича Толстого по школьным учебникам. Есть ещё одна сторона его жизни, которая во многом и определила гуманистический и антивоенный пафос всего его творчества.

Демонстрируется портрет JI. Н. Толсто­го в военной форме.

— Чтобы понять идею рассказа «После бала», нам нужно обратиться к армейскому периоду жизни писателя, когда он был ар­тиллерийским офицером, и соотнести этот период с последующей жизнью Толстого.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель называет слово или дату, связан­ные с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, а учащиеся должны привести пример ассо­циации или дать пояснение. Ответы можно оформить в виде таблицы.

Учитель

Учащиеся

1. 1828 год

Год рождения писателя

2. 1903 год

Год написания рассказа «После бала»

3. «Отец и дочь», «А вы говорите...», «Рассказ о бале и сквозь строй».

Такие варианты названия рассказа рассматривались Толстым, но подвергались жёсткой критике

4. Казань

Учёба в Императорском университете

5. 82 года

Столько лет прожил пи­сатель

6. Николай

Так звали отца писателя и старшего брата

7. Зелёная палочка

Толстой и его братья иска­ли в детстве, что сделало бы людей счастливыми

Проверка результатов выполненной ра­боты.

  1. Работа по теме урока.

  1. Подготовка к восприятию нового ма­териала.

— Сегодня мы будем подробно изучать произведение, написанное человеком в воз­расте 75 лет. В рассказе «После бала» опи­саны события, которые произошли на самом деле с родным братом писателя. Сформули­руйте вопросы, которые возникли у вас в связи с этими фактами.

Примерные вопросы:

• Какая история произошла с братом пи­сателя?

  • Почему эта история так долго жила в памяти писателя? Ведь известно, что рассказ написан за один день, но ещё две недели ушло на правку текста.

  • Почему автор выбрал малую эпическую форму?

  • Почему Толстой остановился на назва­нии «После бала»?

  • В чём смысл этого названия?

  • Какие две эпохи охватывает рассказ? Что хотел сказать автор сопоставлением двух эпох?

  • Вспомним начало рассказа «После бала»: «Вот вы говорите, что человек не мо­жет сам по себе понять, что хорошо, что дур­но, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае».

  • Вы тоже так думаете? Дело в случае? (Ответы учащихся.)

  • Когда прикасаешься к биографии ве­личайшего из писателей, понимаешь, что и в его жизни всё определил случай. Лев Тол­стой, как и всякий живущий на земле чело­век, совершал ошибки, но всегда старался их исправить.

В рассказе «После бала» автор исполь­зовал кинематографический приём ретро­спективного показа событий, когда пожилой герой рассказывает слушателям случай из своей молодости.

Долгая жизнь Толстого вместила в себя множество событий: от последних лет жиз­ни Александра Пушкина — до зарождения кинематографа. Конечно, граф Толстой был знаком с искусством кино. Существуют до­кументальные кадры, сохранившие нам Тол­стого, который движется, жестикулирует, общается. Как большой художник и прогрес­сивный человек, он не мог не воспользовать­ся приёмами чёрно-белого кино: ретроспек­ция, крупный план, рапид, повтор.

  1. Изучение фрагмента биографии автора (приёмы, «Ретроспекция», «Крупный план»).

  • Чтобы найти ответы на поставленные совместно вопросы, нам нужно отмотать лен­ту жизни писателя на несколько десятиле­тий назад, в 40-50-е годы XIX века. Извест­но, что после смерти родителей в 1841 го­ду Толстые переезжают к тёте в Казань. Там Лев Николаевич поступает в местный уни­верситет, который через некоторое время бросает. Причин было много: разочарова­ние в преподавателях, формализм, по мне­нию Толстого, при сдаче экзаменов. Что ещё можно ожидать от неопытных молодых лю­дей, оказавшихся без родителей в чужом го­роде на попечении тёти? Молодость — вот самая главная причина неудачи в учёбе.

В эти годы братья Толстые жили игрой и пирушками. Сравните реальную историю с текстом рассказа «После бала»: «Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. катался с гор с барышнями, кутил с товарищами (в то время мы ничего, кро­ме шампанского, не пили...) Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы». В казанский период Сергей, родной брат Толстого, влюбился в дочь одного военного начальника. Дело чуть было не дошло до сватовства. Но однажды Сергей увидел же­стокое обращение этого начальника с подчи­нёнными. Это произвело настолько сильное впечатление, что мысли о женитьбе сразу пропали.

Всю последующую жизнь Лев Николае­вич Толстой занимался самообразованием, пытаясь наверстать упущенное. В апреле 1847 года он становится владельцем родового имения Ясная Поляна, уезжает из Казани и пишет в дневник правила жизни, следовать которым получалось не всегда.

Из записей в дневнике Л. Н. Толстого 1848 года:

  • «Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего».

  • «Искать случаев делать добро».

— Толстой пребывает в депрессии, из ко­торой его выводит брат Николай, приехав­ший в апреле 1851 года в Ясную Поляну. Он вернулся домой после службы на Кав­казе, где шла война. Николай посоветовал Льву оставить Ясную Поляну и ехать с ним. Почти два года Толстой служит на Кавка­зе. Товарищи вспоминали его как храброго офицера. Именно здесь было написано «Дет­ство», и здесь он понял, что единственное, что его может вдохновить на написание ли­тературного произведения, — это личные воспоминания: пережитое, прочувствованное и пропущенное через себя. Это станет его пи­сательским принципом. В 1854 году Толстой прибыл в Севастополь, где в ходе Крымской войны шли ожесточённые бои за город. Рус­ская армия обороняла город 349 дней. Всё, что увидел в Севастополе, Толстой опишет в «Севастопольских рассказах». Восторгом перед мужеством и патриотизмом русской армии переполнены строки «Севастополя в декабре», разочарованием в военной служ­бе и ненавистью ко всякого рода военным действиям проникнуты страницы «Севасто­поля в мае». Эту ненависть к войне Толстой пронесёт не только через всю свою жизнь, но и через своё творчество. Вы, конечно, до­гадались, что речь идёт о «Войне и мире».

Рассказ «После бала» выступает под­тверждением гуманистической позиции ав­тора, антивоенной направленности его твор­чества. Это как последний аккорд в музыке или как точка в конце предложения. «После бала» — последнее художественное произве­дение автора. Оно было опубликовано только в 1911 году, т. е. через 8 лет после написа­ния, уже после смерти Толстого. Почему? Что такого опасного таил в себе небольшой рассказ, написанный пожилым человеком? Давайте найдём ответы на эти вопросы.

  1. Анализ рассказа «После бала» (приём «Приближение камеры, или рапид »).

  • Какие цвета встречаются в рассказе? (Белый (платье, перчатки, туфельки Ва­реньки, белые усы и бакенбарды полковни­ка, грязно-белый снег в самом конце зимы), розовый = румяный (пояс Вареньки и цвет лица полковника), коричневое платье хозяй­ки бала, красный (кровь татарина), серый (утро)).

Мнение учителя. В рассказе два цвета: белый и чёрный, как в чёрно-белом кино. Белый — это бал, а чёрный — события по­сле бала.

  • Варенька действительно красива или это плод воображения влюблённого рассказ­чика Ивана Васильевича? (Да, она «была пре­лестна: высокая, стройная, грациозная».)

Мнение учителя. В тексте есть слова, ко­торые не очень вяжутся с понятием красивая: «несмотря на её худобу, даже костлявость...».

  • Отец Вареньки действительно хорошо танцует? Найдите подтверждение в тексте. (Да. «Вся зала следила за каждым движени­ем пары».)

Мнение учителя. Нет. «Грузная его фи­гура то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы». «Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать».

  • Вы уже убедились, что рассказ соткан из противоречий, что нужно пристально всматриваться в детали и верить только фак­там, чтобы понять истинную картину про­исходящего. Как называется литературный приём, где события, факты, предметы про­тивопоставляются? (Антитеза, контраст.) Контраст — тоже излюбленный кинематогра­фический приём.

  • Найдите самостоятельно другие при­меры антитезы в рассказе. (Звучание флей­ты и барабанная дробь после бала, ночь и зарождающийся день, поведение полковника во время бала и во время экзекуции, чувства Ивана Васильевича во время бала и после увиденного утром: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» и «А между тем на сердце была почти физическая, доходив­шая до тошноты тоска, такая, что я не­сколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища». Утроначало дня, символ надежды, юно­сти. В рассказе «После бала» именно утром всё и заканчивается: полное крушение на­дежд, окончание юности с её беззаботностью и видением всего в самом лучшем свете.)

  • В одной статье о Толстом написано, что он две недели после написания рассказа подбирал слова и выражения, чтобы хоть немного смягчить у читателя общее впечат­ление от полковника.

В XIX веке в моде были балы-маскарады. Главная интрига этих балов состояла в том, чтобы человека, наряженного в таинствен­ный костюм, никто не смог узнать. В расска­зе Толстого герои формально без масок, но это только так кажется: фальшивые улыбки на лицах, наигранное умиление при виде танцующих в паре отца и дочери. Где, на ваш взгляд, полковник предстаёт в настоя­щем облике, показывает истинную свою сущ­ность? (Ответы учащихся.)

  • Можно ли предположить, что на балу полковник хорошо исполнял роль отца, а после бала он хорошо и добросовестно вы­полнял свою работу? Аргументируйте свою точку зрения. (Ответы учащихся.)

  • Мне кажется, что полковник искренне любил свою дочь, а вот с работой он явно пе­реусердствовал, не брезговал и сам съездить рукой в перчатке по лицу солдата.

  • Ещё один приём из кино — это повтор. Толстой часто использует этот приём в рас­сказе. Приведите примеры. (Повторение му­зыки на балу, повторение барабанной дроби, просьба Вареньки по-французски «Encore» (ещё) о продолжении вальса, просьба тата­рина «Братцы, помилосердствуйте».)

  • Следует отметить, что татарин был му­сульманской веры, а обращался к православ­ным солдатам и офицерам, которые только что завершили празднование Масленичной недели. Финалом Масленицы всегда было Прощёное воскресенье, когда принято у всех просить прощения за совершённое. Но брат­цы даже не думают милосердствовать, пото­му что закон — это самое важное.

  1. Обобщение изученного.

  • Сможете ли вы сейчас ответить на во­просы, поставленные в самом начале нашего занятия? (Ответы учащихся.)

  1. Знакомство с иллюстрациями к рас­сказу (приём «Если бы я был художником, то нарисовал бы....»).

  • Какие фрагменты рассказа нарисовали бы вы, если бы были иллюстраторами? (Та­нец Вареньки с отцом на балу, танец Ивана Васильевича с Варенькой, сцену избиения татарина, возвращение домой Ивана Васи­льевича после бала и после экзекуции.)

Демонстрируются иллюстрации Е. Е. Лан­сере, И. И. Пчёлко, Б. М. Кустодиева, Н. А. Ращектаева.

  • Какие эпизоды из рассказа изображены на картинах большинства иллюстраторов? Кто из художников, на ваш взгляд, более точен? Аргументируйте свою точку зрения.

  1. Подведение итогов урока.

  • Прошёл не только бал, прошла целая жизнь, но событие, случившееся даже не с самим писателем, а с его братом, так и не забылось в силу своей чудовищной жестоко­сти, бесчеловечности, поддерживаемой зако­ном. За пятьдесят лет с момента описанного случая ничего не изменилось. Подтверж­дением этого является повесть Александра Куприна «Поединок», написанная уже по событиям современной пожилому Толстому жизни (конец XIX — начало XX века): же­стокость и произвол в армии, пьянство, кар­ты, пиры, балы. «В собрании теперь пусто­та; наверно, два подпрапорщика играют на скверном, маленьком бильярде, пьют пиво, курят и над каждым шаром ожесточённо божатся и сквернословят; в комнатах стоит застарелый запах плохого кухмистерского обеда — скучно!..»

В X классе вы прочтёте роман «Война и мир» Льва Толстого и в одном из героев ро­мана узнаете полковника в молодости. (Мно­гие исследователи творчества Толстого, в том числе Н. И. Бурнашева, считают, что пол­ковник в рассказе «После бала» — это про­должение линии жизни Николая Ростова из романа «Война и мир»). Вот что пишет На­талья Бурнашева в статье «Диалектика пер­сонажа в творчестве Л. Н. Толстого: «Мысли о “границах свободы и зависимости”, о “дав­лении на личность высшей власти”, о нрав­ственном отношении к “совершаемому сово­купному преступлению”, войне, — мысли эти во многом найдут художественное вопло­щение в образе Николая Ростова. Лев Тол­стой пытается разобраться, каким образом и почему обыкновенный человек, надев воен­ный мундир и произнеся слова присяги, ока­зывается во власти бесчеловечных придуман­ных законов настолько прочно, что забывает об исполнении законов человеческой при­роды. Уже здесь возникает проблема нрав­ственной ответственности человека за свои поступки. Представляя себе государственное и военное устройство в виде конуса, Толстой исследует уровень нравственной ответствен­ности каждого социального среза этого кону­са и приходит к выводу, что ответственность эта прямо пропорциональна высоте занима­емого положения и высшая ответственность лежит на высшей власти». Автор статьи пи­шет, что в рассказе «После бала» Толстой «уже не ищет оправдания “нижним слоям конуса”, а пытается “достучаться” до сердца каждого и “спасти” его, “избавить от зла”».

  • Вернёмся к словам Толстого о добре и зле, которые взяты в качестве эпиграфа к уроку. Как вы их понимаете? (Ответы уча­щихся.)

  • В возрасте 75 лет Толстой остался не просто деятельным и современным челове­ком, а продолжал следовать той линии добра, которую наметил ещё в юности, продолжал напоминать об этом в своём творчестве. Ему не суждено было, к счастью, увидеть, торже­ство зла в кровавых событиях XX века. Эти слова представляют собой простейшую форму­лу разграничения добра и зла.

К чему привёл поступок полковника? (Ответы учащихся.)

  • Известно, что у Толстого было два ва­рианта финала: тот, что мы прочитали на уроке, и тот (первый), в котором Иван Васи­льевич всё-таки поступает на военную служ­бу. Почему, как вам кажется, писатель отка­зался от первого варианта, т. е. не позволил герою рассказа сделать военную карьеру? (Ответы учащихся.)

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на эту тему.