И. С. Якимовец, учитель русского языка и литературы ГУО «СШ № 1 г. Пружаны имени КБВО» Брестской области
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу
Цель урока: текстуальный анализ рассказа.
Задачи: учить учащихся анализировать прочитанное, формировать умения делать выводы, классифицировать материал, группировать факты; ознакомить с новыми гранями таланта JI. Н. Толстого, его идеями гуманности и пацифистской (антивоенной, миролюбивой) направленностью творчества; углубить знания учащихся о понятии «антитеза».
Оборудование: портрет JI. Н. Толстого в военной форме; иллюстрации к рассказу JI. Н. Толстого «После бала» художников Е. Е. Лансере, И. И. Пчёлко, Б. М. Кустодиева, Н. А. Ращектаева.
Домашнее задание: подготовить краткий комментарий к понравившейся иллюстрации; придумать свой финал рассказа (творческое задание).
Эпиграф: Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей — он хороший; производит вражду и разъединение — он дурной.
JI. Н. Толстой
Ход урока
Организационный этап.
Вступительное слово учителя.
— Лев Николаевич Толстой — писатель, оставивший миру 90 томов литературного наследия, философ, проповедник, основатель школы в Ясной Поляне, педагог, психолог, агроном, защитник в суде, общественный деятель, землепашец, великий гуманист. Человек, которого несколько раз выдвигали на Нобелевскую премию. Седой старик в просторной холщовой рубахе, в глазах — вселенское знание и мудрость веков. Именно таким мы представляем писателя Льва Николаевича Толстого по школьным учебникам. Есть ещё одна сторона его жизни, которая во многом и определила гуманистический и антивоенный пафос всего его творчества.
Демонстрируется портрет JI. Н. Толстого в военной форме.
— Чтобы понять идею рассказа «После бала», нам нужно обратиться к армейскому периоду жизни писателя, когда он был артиллерийским офицером, и соотнести этот период с последующей жизнью Толстого.
Проверка домашнего задания.
Учитель называет слово или дату, связанные с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, а учащиеся должны привести пример ассоциации или дать пояснение. Ответы можно оформить в виде таблицы.
Учитель | Учащиеся |
1. 1828 год | Год рождения писателя |
2. 1903 год | Год написания рассказа «После бала» |
3. «Отец и дочь», «А вы говорите...», «Рассказ о бале и сквозь строй». | Такие варианты названия рассказа рассматривались Толстым, но подвергались жёсткой критике |
4. Казань | Учёба в Императорском университете |
5. 82 года | Столько лет прожил писатель |
6. Николай | Так звали отца писателя и старшего брата |
7. Зелёная палочка | Толстой и его братья искали в детстве, что сделало бы людей счастливыми |
Проверка результатов выполненной работы.
Работа по теме урока.
Подготовка к восприятию нового материала.
— Сегодня мы будем подробно изучать произведение, написанное человеком в возрасте 75 лет. В рассказе «После бала» описаны события, которые произошли на самом деле с родным братом писателя. Сформулируйте вопросы, которые возникли у вас в связи с этими фактами.
Примерные вопросы:
• Какая история произошла с братом писателя?
Почему эта история так долго жила в памяти писателя? Ведь известно, что рассказ написан за один день, но ещё две недели ушло на правку текста.
Почему автор выбрал малую эпическую форму?
Почему Толстой остановился на названии «После бала»?
В чём смысл этого названия?
Какие две эпохи охватывает рассказ? Что хотел сказать автор сопоставлением двух эпох?
Вспомним начало рассказа «После бала»: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае».
Вы тоже так думаете? Дело в случае? (Ответы учащихся.)
Когда прикасаешься к биографии величайшего из писателей, понимаешь, что и в его жизни всё определил случай. Лев Толстой, как и всякий живущий на земле человек, совершал ошибки, но всегда старался их исправить.
В рассказе «После бала» автор использовал кинематографический приём ретроспективного показа событий, когда пожилой герой рассказывает слушателям случай из своей молодости.
Долгая жизнь Толстого вместила в себя множество событий: от последних лет жизни Александра Пушкина — до зарождения кинематографа. Конечно, граф Толстой был знаком с искусством кино. Существуют документальные кадры, сохранившие нам Толстого, который движется, жестикулирует, общается. Как большой художник и прогрессивный человек, он не мог не воспользоваться приёмами чёрно-белого кино: ретроспекция, крупный план, рапид, повтор.
Изучение фрагмента биографии автора (приёмы, «Ретроспекция», «Крупный план»).
Чтобы найти ответы на поставленные совместно вопросы, нам нужно отмотать ленту жизни писателя на несколько десятилетий назад, в 40-50-е годы XIX века. Известно, что после смерти родителей в 1841 году Толстые переезжают к тёте в Казань. Там Лев Николаевич поступает в местный университет, который через некоторое время бросает. Причин было много: разочарование в преподавателях, формализм, по мнению Толстого, при сдаче экзаменов. Что ещё можно ожидать от неопытных молодых людей, оказавшихся без родителей в чужом городе на попечении тёти? Молодость — вот самая главная причина неудачи в учёбе.
В эти годы братья Толстые жили игрой и пирушками. Сравните реальную историю с текстом рассказа «После бала»: «Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. катался с гор с барышнями, кутил с товарищами (в то время мы ничего, кроме шампанского, не пили...) Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы». В казанский период Сергей, родной брат Толстого, влюбился в дочь одного военного начальника. Дело чуть было не дошло до сватовства. Но однажды Сергей увидел жестокое обращение этого начальника с подчинёнными. Это произвело настолько сильное впечатление, что мысли о женитьбе сразу пропали.
Всю последующую жизнь Лев Николаевич Толстой занимался самообразованием, пытаясь наверстать упущенное. В апреле 1847 года он становится владельцем родового имения Ясная Поляна, уезжает из Казани и пишет в дневник правила жизни, следовать которым получалось не всегда.
Из записей в дневнике Л. Н. Толстого 1848 года:
«Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего».
«Искать случаев делать добро».
— Толстой пребывает в депрессии, из которой его выводит брат Николай, приехавший в апреле 1851 года в Ясную Поляну. Он вернулся домой после службы на Кавказе, где шла война. Николай посоветовал Льву оставить Ясную Поляну и ехать с ним. Почти два года Толстой служит на Кавказе. Товарищи вспоминали его как храброго офицера. Именно здесь было написано «Детство», и здесь он понял, что единственное, что его может вдохновить на написание литературного произведения, — это личные воспоминания: пережитое, прочувствованное и пропущенное через себя. Это станет его писательским принципом. В 1854 году Толстой прибыл в Севастополь, где в ходе Крымской войны шли ожесточённые бои за город. Русская армия обороняла город 349 дней. Всё, что увидел в Севастополе, Толстой опишет в «Севастопольских рассказах». Восторгом перед мужеством и патриотизмом русской армии переполнены строки «Севастополя в декабре», разочарованием в военной службе и ненавистью ко всякого рода военным действиям проникнуты страницы «Севастополя в мае». Эту ненависть к войне Толстой пронесёт не только через всю свою жизнь, но и через своё творчество. Вы, конечно, догадались, что речь идёт о «Войне и мире».
Рассказ «После бала» выступает подтверждением гуманистической позиции автора, антивоенной направленности его творчества. Это как последний аккорд в музыке или как точка в конце предложения. «После бала» — последнее художественное произведение автора. Оно было опубликовано только в 1911 году, т. е. через 8 лет после написания, уже после смерти Толстого. Почему? Что такого опасного таил в себе небольшой рассказ, написанный пожилым человеком? Давайте найдём ответы на эти вопросы.
Анализ рассказа «После бала» (приём «Приближение камеры, или рапид »).
Какие цвета встречаются в рассказе? (Белый (платье, перчатки, туфельки Вареньки, белые усы и бакенбарды полковника, грязно-белый снег в самом конце зимы), розовый = румяный (пояс Вареньки и цвет лица полковника), коричневое платье хозяйки бала, красный (кровь татарина), серый (утро)).
Мнение учителя. В рассказе два цвета: белый и чёрный, как в чёрно-белом кино. Белый — это бал, а чёрный — события после бала.
Варенька действительно красива или это плод воображения влюблённого рассказчика Ивана Васильевича? (Да, она «была прелестна: высокая, стройная, грациозная».)
Мнение учителя. В тексте есть слова, которые не очень вяжутся с понятием красивая: «несмотря на её худобу, даже костлявость...».
Отец Вареньки действительно хорошо танцует? Найдите подтверждение в тексте. (Да. «Вся зала следила за каждым движением пары».)
Мнение учителя. Нет. «Грузная его фигура то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы». «Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать».
Вы уже убедились, что рассказ соткан из противоречий, что нужно пристально всматриваться в детали и верить только фактам, чтобы понять истинную картину происходящего. Как называется литературный приём, где события, факты, предметы противопоставляются? (Антитеза, контраст.) Контраст — тоже излюбленный кинематографический приём.
Найдите самостоятельно другие примеры антитезы в рассказе. (Звучание флейты и барабанная дробь после бала, ночь и зарождающийся день, поведение полковника во время бала и во время экзекуции, чувства Ивана Васильевича во время бала и после увиденного утром: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» и «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища». Утро — начало дня, символ надежды, юности. В рассказе «После бала» именно утром всё и заканчивается: полное крушение надежд, окончание юности с её беззаботностью и видением всего в самом лучшем свете.)
В одной статье о Толстом написано, что он две недели после написания рассказа подбирал слова и выражения, чтобы хоть немного смягчить у читателя общее впечатление от полковника.
В XIX веке в моде были балы-маскарады. Главная интрига этих балов состояла в том, чтобы человека, наряженного в таинственный костюм, никто не смог узнать. В рассказе Толстого герои формально без масок, но это только так кажется: фальшивые улыбки на лицах, наигранное умиление при виде танцующих в паре отца и дочери. Где, на ваш взгляд, полковник предстаёт в настоящем облике, показывает истинную свою сущность? (Ответы учащихся.)
Можно ли предположить, что на балу полковник хорошо исполнял роль отца, а после бала он хорошо и добросовестно выполнял свою работу? Аргументируйте свою точку зрения. (Ответы учащихся.)
Мне кажется, что полковник искренне любил свою дочь, а вот с работой он явно переусердствовал, не брезговал и сам съездить рукой в перчатке по лицу солдата.
Ещё один приём из кино — это повтор. Толстой часто использует этот приём в рассказе. Приведите примеры. (Повторение музыки на балу, повторение барабанной дроби, просьба Вареньки по-французски «Encore» (ещё) о продолжении вальса, просьба татарина «Братцы, помилосердствуйте».)
Следует отметить, что татарин был мусульманской веры, а обращался к православным солдатам и офицерам, которые только что завершили празднование Масленичной недели. Финалом Масленицы всегда было Прощёное воскресенье, когда принято у всех просить прощения за совершённое. Но братцы даже не думают милосердствовать, потому что закон — это самое важное.
Обобщение изученного.
Сможете ли вы сейчас ответить на вопросы, поставленные в самом начале нашего занятия? (Ответы учащихся.)
Знакомство с иллюстрациями к рассказу (приём «Если бы я был художником, то нарисовал бы....»).
Какие фрагменты рассказа нарисовали бы вы, если бы были иллюстраторами? (Танец Вареньки с отцом на балу, танец Ивана Васильевича с Варенькой, сцену избиения татарина, возвращение домой Ивана Васильевича после бала и после экзекуции.)
Демонстрируются иллюстрации Е. Е. Лансере, И. И. Пчёлко, Б. М. Кустодиева, Н. А. Ращектаева.
Какие эпизоды из рассказа изображены на картинах большинства иллюстраторов? Кто из художников, на ваш взгляд, более точен? Аргументируйте свою точку зрения.
Подведение итогов урока.
Прошёл не только бал, прошла целая жизнь, но событие, случившееся даже не с самим писателем, а с его братом, так и не забылось в силу своей чудовищной жестокости, бесчеловечности, поддерживаемой законом. За пятьдесят лет с момента описанного случая ничего не изменилось. Подтверждением этого является повесть Александра Куприна «Поединок», написанная уже по событиям современной пожилому Толстому жизни (конец XIX — начало XX века): жестокость и произвол в армии, пьянство, карты, пиры, балы. «В собрании теперь пустота; наверно, два подпрапорщика играют на скверном, маленьком бильярде, пьют пиво, курят и над каждым шаром ожесточённо божатся и сквернословят; в комнатах стоит застарелый запах плохого кухмистерского обеда — скучно!..»
В X классе вы прочтёте роман «Война и мир» Льва Толстого и в одном из героев романа узнаете полковника в молодости. (Многие исследователи творчества Толстого, в том числе Н. И. Бурнашева, считают, что полковник в рассказе «После бала» — это продолжение линии жизни Николая Ростова из романа «Война и мир»). Вот что пишет Наталья Бурнашева в статье «Диалектика персонажа в творчестве Л. Н. Толстого: «Мысли о “границах свободы и зависимости”, о “давлении на личность высшей власти”, о нравственном отношении к “совершаемому совокупному преступлению”, войне, — мысли эти во многом найдут художественное воплощение в образе Николая Ростова. Лев Толстой пытается разобраться, каким образом и почему обыкновенный человек, надев военный мундир и произнеся слова присяги, оказывается во власти бесчеловечных придуманных законов настолько прочно, что забывает об исполнении законов человеческой природы. Уже здесь возникает проблема нравственной ответственности человека за свои поступки. Представляя себе государственное и военное устройство в виде конуса, Толстой исследует уровень нравственной ответственности каждого социального среза этого конуса и приходит к выводу, что ответственность эта прямо пропорциональна высоте занимаемого положения и высшая ответственность лежит на высшей власти». Автор статьи пишет, что в рассказе «После бала» Толстой «уже не ищет оправдания “нижним слоям конуса”, а пытается “достучаться” до сердца каждого и “спасти” его, “избавить от зла”».
Вернёмся к словам Толстого о добре и зле, которые взяты в качестве эпиграфа к уроку. Как вы их понимаете? (Ответы учащихся.)
В возрасте 75 лет Толстой остался не просто деятельным и современным человеком, а продолжал следовать той линии добра, которую наметил ещё в юности, продолжал напоминать об этом в своём творчестве. Ему не суждено было, к счастью, увидеть, торжество зла в кровавых событиях XX века. Эти слова представляют собой простейшую формулу разграничения добра и зла.
К чему привёл поступок полковника? (Ответы учащихся.)
Известно, что у Толстого было два варианта финала: тот, что мы прочитали на уроке, и тот (первый), в котором Иван Васильевич всё-таки поступает на военную службу. Почему, как вам кажется, писатель отказался от первого варианта, т. е. не позволил герою рассказа сделать военную карьеру? (Ответы учащихся.)
Рефлексия.
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на эту тему.