СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЯКИМОВЕЦ И. С. Урок "Роль пейзажа в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»" VII класс РЯиЛ 2019-3

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЯКИМОВЕЦ И. С. Урок "Роль пейзажа в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»" VII класс РЯиЛ 2019-3»


И. С. Якимовец, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 1 г. Пружаны, им. КБВО» Брестской области

Роль пейзажа в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» VII класс

Цель урока: показать роль пейзажа в раскрытии авторского замысла произведения.

Задачи: осуществить текстуальный анализ рассказа; помочь учащимся понять авторскую идею; работать над понятием «лиризм прозы» К. Г. Паустовского; развивать навыки выразительного чтения; способствовать формированию нравственных качеств: доброты к окружающим, чувства долга перед родителями, ответственности за их жизнь в старости.

Оборудование: фрагменты из фильма «Телеграмма» (реж. Ю. Б. Щербаков, 1957 г.); репродукция картины А. М. Шилова «Зацвёл багульник»; повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, рада видеть ваше хорошее настроение. Ребята, как вы думаете, мои слова могли бы быть текстом телеграммы? Почему?

  • Обратимся к словарю С. И. Ожегова.

Телеграмма — это сообщение, переданное

по телеграфу, а также бланк с таким сообщением.

  • А что такое телеграф? Узнать точное значение этого слова нам снова поможет словарь.

Телеграф — система технических приспособлений для передачи сообщений на расстоянии по проводам при помощи электрической энергии.

  1. Проверка усвоения материала прошлого урока.

  • Перескажите рассказ, изменяя сюжетные линии. Ваши одноклассники должны найти ошибки.

  • Главную героиню рассказа сравнивают с девушкой Сольвейг, героиней пьесы «Пер Гюнт» норвежского писателя Генрика Ибсена. Сольвейг отличалась необыкновенной верностью, преданностью. В переводе на русский язык это имя обозначает солнечный путь. Можно ли с этим определением согласиться, когда речь идёт о Насте? Почему?

  • Почему рассказ называется «Телеграмма», ведь их было несколько? Сколько?

  • В книге Константина Паустовского «Золотая роза» есть глава «Зарубки на сердце». Предлагаю вам послушать фрагмент из неё: «Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век его дочь, Катерина. Единственная дочь Настя жила в Ленинграде и один раз в два месяца высылала матери деньги».

Далее учитель пересказывает содержание главы.

  • Однажды Екатерина Ивановна попросила Паустовского вывести её на прогулку в сад, в котором она ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Через несколько дней Екатерина Ивановна слегла и уже больше не вставала. Вскоре она умерла. Закрывал ей глаза писатель. Соседская девочка Нюрка принесла писателю письмо, в котором пожилая женщина писала, в чём её хоронить. Хоронили её в старинном бальном платье и замшевых туфельках. Дочь Настя опоздала на три дня. Эта жизненная история и послужила основой рассказа «Телеграмма».

Кроме основных героев, в рассказе есть ещё герой, который, по мнению А. С. Пушкина, обладал удивительной способностью сразу угадывать человека. Именно этот герой глазами говорит Насте: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное». Это он оценивает Настю в мастерской скульптора Тимофеева: «Эх, ты!» Кто он? (Н. В. Гоголь.)

  • Произнесите эти слова с гоголевской интонацией (творческое задание).

  • Свой словарный запас на прошлом уроке мы пополнили ещё одним словом — пустельга. Сколько у него значений? В каком значении оно используется в рассказе?

  • Кто и кому это слово говорит? Произнесите его от имени говорящего его героя (творческое задание).

  1. Р абота по теме урока.

  • Какие основные темы поднимает Константин Паустовский в своём рассказе? (Милосердие, материнская любовь, одинокая старость, взаимоотношения родителей и детей, доброта.)

  • Кто из героев рассказа проявляет милосердие?

  • В чём выражается материнская любовь Катерины Петровны? (Бесконечное ожидание, отсутствие жалоб, осуждения Насти.)

Демонстрируется репродукции картины А. М. Шилова «Зацвёл багульник».

  • Посмотрите на картину. Как вы думаете, что общего у этой старушки и Катерины Петровны?

  • Можно ли предположить, что за плечами у этой женщины и в какой момент жизни она предстаёт перед зрителем? (Она тоже ждёт, вспоминает, доживает свой век.)

  • Попробуйте сочинить историю её жизни, обращая внимание на детали, изображённые художником (творческое задание).

  • Что такое одинокая старость? Расскажите о ней на примере Катерины Петровны.

  • В каких произведениях художественной литературы, изученных вами ранее, показаны взаимоотношения родителей и детей?

  • Вспомните сюжет повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Чем завершается история Самсона Вырина и его дочери Дуни?

  • Какие моменты сходны в рассказах, написанных в XIX и XX веках?

— Почему эта тема так привлекает писателей, художников, режиссёров?

Демонстрируется фрагмент из художественного фильма «Телеграмма».

  • Какой момент мы увидели? Прокомментируйте его.

  • А сейчас давайте поговорим о той поре года, когда происходит действие в рассказе. Это поздняя осень. Найдите описание осенних дней, ночей, зачитайте их.

  • Играют ли они какую-то роль в авторском замысле произведения? Какую?

  • Большинство людей считает эту пору года мрачной, удручающей, тоскливой. Замирает жизнь цветов, деревьев, трав, птиц и насекомых. Начинается бесконечная мелодия дождя, ветра за окном, гоняющего по дорогам последние облетающие листья. В рассказе Константина Паустовского «Кордон 273» дано вот такое описание дома: «Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце, — так бывает всегда, когда увидишь то, о чём думал много лет. А я уже думал о том, чтобы поселиться в такой вот чистой избе, в лесном пустынном краю, поселиться надолго и спокойно работать. Только так, мне казалось, могут быть написаны настоящие вещи — неторопливо, обдуманно, в полную меру». Найдите описание дома и сада Катерины Петровны.

Учащиеся выполняют задание по вариантам:

  • Вариант I: найти в описании эпитеты. (Жёлтые, осенние, истлевшие, чёрные и осенние листья, жестяная пустота почтового ящика, озябший клён, палые листья, голые ветви, ненастный октябрь, холодный воздух, позабытые звёзды, тесовые крыши, рыхлые тучи, засохшие деревья.)

  • Вариант II: найти в описании сравнения. (Ночи тяжелы, как бессонница, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как эта осень.)

  • Вариант III: найти в описании олицетворения. (Звёзды пронзительно смотрели на землю, рассвет всё больше медлил, запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, тучи тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы.)

  • У многих рассказов Паустовского «живописные» названия, а место действия — старый дом. Это рассказы «Снег», «Скрипучие половицы», «Жильцы старого дома». Как вы думаете, почему именно такие «декорации» для своих рассказов выбирает Паустовский? (Осенью и зимой человек более остро чувствует боль, тоску, одиночество.)

  • Снег смешивается со слезами Насти, когда она читает телеграмму, отправленную Тихоном. Что было в этой телеграмме? («Катя помирает. Тихон».)

  • Найдите этот эпизод в тексте. Зачитайте его.

  • У киргизского поэта Аалы Токомбаева есть стихотворение, которое называется «Телеграмма». Послушайте его.

Учащийся наизусть читает стихотворение «Телеграмма».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал стучать:

  • Дети, срочно, дети, очень срочно

Приезжайте, заболела мать.

Из Одессы, Таллина, Иркутска,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жаль —

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистую руку,

Мягкую серебряную прядь.

Почему же дали вы разлуке

Так надолго между вами встать?

Мать ждала вас В дождь и в снегопады.

Тягостной бессонницей ночей,

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей!

Неужели только телеграмма

Привела вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм.

  1. Обобщение.

  • Ребята, что объединяет все произведения, о которых мы говорили на уроке: рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» и повести Александра Пушкина «Станционный смотритель», стихотворение Аалы Токамбаева, картину Александра Шилова? Какая библейская заповедь вспоминается при этом? (Почитай родителей своих.)

  • Вернёмся ещё раз к картине Александра Шилова «Зацвёл багульник». На ней изображена пожилая женщина Галина Николаевна Лачинова, учительница начальных классов, всю жизнь проработавшая в школе. Она строго и аккуратно одета. Украшений никаких нет. Родственников у неё тоже нет. Общий тон картины тёмный, но в глазах женщины живёт надежда, а в уголках губ притаилась улыбка. Зацветает багульник, скоро растают снега, придёт весеннее тепло. Эти распускающиеся цветочки багульника — символ вечного круговорота в жизни. Сезоны сменяют друг друга. Тоже происходит с людьми. Они уходят, но оставляют о себе память.

  1. Подведение итогов урока.

  • Какова роль пейзажа в рассказе Паустовского?

  • Константин Паустовский писал: «Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе». Какую память у вас оставил автор этих строк о себе?

  • Какие слова вы написали бы Насте в письме? Телеграммы отправляют в особых случаях.

  • Какие слова вы скажете сегодня своей маме? О чём расскажете?

  • Вы скажете, что телеграмма сегодня не нужна, что технологии XXI века значительно упрощают наше общение через социальные сети, скайп. Вот только помнить нужно об одном: живое человеческое общение, участие в чьей-то судьбе ничем заменить нельзя. Реальную помощь пожилому человеку тоже ничем не заменишь. Всегда помните об этом.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Составить устный отзыв о прочитанном рассказе.