1. Оргмомент. | На доске – эпиграф «Япония – страна с удивительными традициями» Иван Ефремов. Слайд № 1 Вступительное слово учителя, звучит тихая японская музыка. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. О какой стране идет речь? Вы догадались? Да, это Япония. Объявление целей урока: сегодня на уроке мы познакомимся с ЭГП и ПГП Японии, природными условиями и ресурсами, особенностями населения и его традициями. Домашнее задание: стр. 216-218, закончить оформление к/к. По ходу урока вы будете получать индивидуальные задания по интересу. По желанию: творческая работа по заинтересовавшей проблеме в виде сообщения (запись на доске) | Усваивают цели урока, записывают домашнее задание в дневник. |
2. Изучение нового материала с последующим закреплением. | А) Общие сведения о Японии. Комментирование и разъяснение данных. Слайд № 2: государственный флаг и национальный цветок. Б) ЭГП и ПГП Японии. Учитель объясняет цели работы, организует работу с настенными, контурными и картами атласа, текстом учебника. Организация беседы по обмену полученной географической информацией. В) Влияние ЭГП и ПГП на развитие страны, его изменение во времени. Проблемный вопрос: Почему Курильские острова являются спорными (Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи)? Организует работу с дополнительными источниками геоинформации. Показ фото в учебнике Бабурина «Южные Курилы» Организация эвристической беседы по материалам исследования. Г) Природные условия и ресурсы, их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства. Организует работу с текстом учебника, картами атласа. Пояснения и дополнения учителя. Рассказ о сакуре. Слайд № 3: Сакура.
Д) Особенности населения, демографическая политика, традиции. Организует определение места Японии по численности населения. Слайд № 4. Таблица «Страны-гиганты…» Организация работы с блоками №4, №5 и №17 (Максаковский) и таблицей №1 (Бабурин), карты атласа «Япония». Вопрос: Почему японцы живут долго? Подумайте на досуге. Вопрос: каковы особенности национального состава Японии. Дополнение учителя. Рассказ ученика об айнах. Слайд № 5 Айны. Организует показ крупных городов Японии на карте у доски. В Японии более 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры. Рассказ учителя: Япония – КМ, империя. Император – Акихито. У него нет наследника. Но есть дочь, поэтому сейчас в Японии рассматривается вопрос о наследовании по женской линии. Все тенденции к тому, что вопрос решится положительно. Большинство в парламенте и кабинете министров высказываются за изменение законов в пользу принцессы. (По материалам телевидения) Слайд № 6. Императорская семья Вопрос: какие религии исповедуют в Японии. Показ рис. 67. Один из традиционных японских фестивалей (стр. 220 Максаковский), фото в атласе «Чайная церемония». Слайд № 7. Пагода, статуя Будды-ребенка, храм Асакуса, синтоистский храм, храм тысячи Будд. Сообщения учащихся с показом на экране: (звучит тихая японская музыка) Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности. Поклоны и улыбки Чаепитие Икебана Бонсай Кимоно Японское жилище Еда Борьба Кабуки Каллиграфия Сады Японии Слайд № 8. Чайная церемония, икебана, бонсай. Слайд № 9. Национальная одежда Слайд № 10. Старинные замки Слайд № 11 Посуда, борьба, Кабуки, каллиграфия Слайд № 12. Сады Японии Дарит ученикам японского журавлика на счастье | 1 Вариант: Комментированное чтение в учебнике Бабурина (стр. 282). 2 вариант: анализ «Визитной карточки стран» в учебнике Максаковского. Чтение дополнительного текста №18 (Максаковский, стр. 234). Анализ предложенных карт и текста учебника: физическая карта Японии (Бабурин, форзац), ПКМ, Максаковский, стр. 216-217. Работа в парах: 1. Формирование территории (Бабурин.стр. 284-285). 2 Почему Курильские острова являются спорными? (дополнительный материал). 3. В чем суть проблемы «северных» территорий? (дополнительный материал). 4.Из истории исследования и открытия Курил (дополнительный материал). Исследуют, анализируют текст, выявляют суть проблемы. Припоминание изученного материала в 7 классе. Анализ текста учебников Бабурина (стр. 285-286) и Гладкого (стр. 168-169). Анализ карты атласа «Мировые природные ресурсы» Анализ визитной карточки стран в учебнике Максаковского. Сообщение учащегося о сакуре. Блок №4 (стр. 56-57) анализ карты №13 Типы воспроизводства населения. Анализ карты №14 Возрастной состав населения мира. Анализ таблицы №1 (стр. 296-297) Национальный состав – поиск ответа на вопрос (Максаковский стр. 217) Блок №5 (стр. 68-69) анализ карты №18 Уровень урбанизации по странам мира. Рассказ ученика об айнах. Анализ карты №17 Крупнейшие города мира. Блок №17.Аанализ карты «Крупнейшие города и городские агломерации Японии» (рис. 68, Максаковский) Знакомство с дополнительными фактом №21 (стр. 234). Анализ карты атласа «Религии мира». Дополнительный текст №19 (стр. 234 Максаковский) Знакомство с текстом о традициях (стр. 217 Максаковский), дополнительный текст №20 (стр. 234 Максаковский). Рассматривание рисунков и фото в учебнике и атласе, на экране. Учащиеся представляют аудитории свои сообщения. Физкультминутка: выполняют японские поклоны. Восприятие и осмысление информации учителя Получают в подарок на счастье японского журавлика. |