СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Японская либеральная оппозиция в борьбе за установление конституционного режима. Роль конституции 1889 года в истории государства.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Японская либеральная оппозиция в борьбе за установление конституционного режима. Роль конституции 1889 года в истории государства.

Просмотр содержимого документа
«Японская либеральная оппозиция в борьбе за установление конституционного режима. Роль конституции 1889 года в истории государства.»

Японская либеральная оппозиция в борьбе за установление конституционного режима. Роль конституции 1889 года в истории государства.


После «реставрации Мэйдзи» все более актуальным становилось создание политической структуры, принципиально отличной от прежней, которая могла бы обеспечить нормальное функционирование всего общественного организма в новых условиях. Развернулась еще непривычная для Японии идеологическая борьба по определению места и роли каждой социальной группы в иерархии общества. Этот процесс требовал новых политических организаций и методов.

«Переворот Мэйдзи» удовлетворил политические амбиции лишь небольшой части знати, в первую очередь юго-запада Японии. Основная же часть населения от него ничего не получила. Потому в разных слоях населения быстро нарастало недовольство новым режимом, который не оправдал их надежд. Предпринятые вскоре после переворота энергичные меры по интенсивному развитию и модернизации страны также вызвали далеко не однозначную реакцию в обществе. Все это стимулировало рост политической активности в 70-80-х годах. Критика режима велась как слева, так и справа.

Некоторые крупные феодалы были недовольны преобладающей ролью представителей важных княжеств в определении политики страны. Они потребовали «подлинного прогресса и перемен», понимая под ним, однако, лишь более «справедливый», с их точки зрения, дележ власти, т.е. «свое более широкое участие в управлении страной»1. Часть самурайства, реально пострадавшая от происходивших в стране перемен, выступала с требованиями восстановления своих старых привилегий. С этим лагерем, критиковавшим режим справа, власти договорились довольно быстро.

Более опасными для властей были силы, критиковавшие режим слева. Они имели гораздо более широкую социальную основу и большие возможности влиять на ход эволюции общества. Но этот лагерь характеризовался крайней неоднородностью и на протяжении рассматриваемого периода его состав постепенно менялся. Поэтому реализовать все заложенные в нем потенции было весьма трудно.

Открытые претензии в адрес режима Мэйдзи слева вначале прозвучали в основном из среды новой сельской верхушки, связанной с предпринимательством, торговлей и ростовщичеством. Это были требования сельских самураев (госи), превращавшихся в помещиков, а также других сельских богачей (гони), часто прибегавших к труду наемных рабочих. Они считали, что своих целей они смогут добиться лишь при условии создания такого представительного органа власти, в работе которого они надеялись участвовать.

В конце 70-х и, особенно с начала 80-х годов, когда госи и гони, удовлетворившись некоторыми уступками властей (в частности, снижением поземельного налога), стали на сторону режима, в оппозиционном лагере все настойчивее зазвучали голоса недовольной части крепнущей городской буржуазии, а также крестьян и рабочих. Их претензии, естественно, оказались более радикальными и в основном совершенно неприемлемыми для господствующих кругов.

Все эти оппозиционные течения, весьма различные по своей социальной сути и представлениям о содержании необходимых перемен, получили в Японии общее название Движение за свободу и народные права (Дзию минкэн ундо). Это движение явилось естественной реакцией на «переворот Мэйдзи» разных слоев населения, пытавшихся по-своему определить возможный характер нового общества. По существу, оно оказалось главной движущей силой эволюции общества, поскольку благодаря именно его активности были заложены такие важнейшие элементы нового общества, как система политических партий и парламентаризм.

К середине 70-х годов политическое оппозиционное движение уже не могло ограничиться лишь дискуссионными клубами и союзами, спорами в газетах и журналах. Возникла необходимость в новых организационных формах, и в 1874 г. были созданы первые политические объединения: Общество патриотов (Айкокуто) и Общество по определению целей в жизни (Риссися), которые заявили о необходимости введения в Японии конституционного правления. Правительство нашло для себя полезным пойти навстречу, чтобы превратить их оппонентов в союзников. С этой целью оно в начале 1877 г. приняло решение о снижении поземельного налога с 3 до 2,5 % стоимости земли2. Это было с удовлетворением встречено помещиками и состоятельными крестьянами-землевладельцами. Но решительно настроенная оппозиция требовала не только экономических, но и политических гарантий своего положения. В связи с этим летом 1877 г., когда правительственные войска вели ожесточенные бои с восставшими самураями в Сацума, крупные землевладельцы направили на имя императора петицию, добиваясь его согласия на создание парламента. В ответ на это правительство в 1878 г. заявило, что с 1880 г. Оно разрешит систему совещательных собраний в префектурах и городах, т.е. по существу, согласилось на расширение прав участия находившихся в оппозиции слоев дворянства и буржуазии в решении местных дел.

Однако это также не удовлетворило оппозицию. Она стремилась к участию в решении не только местных, но и общегосударственных дел. Ее политические организации продолжали настаивать на введении парламентарной формы управления страной. И власти, опасаясь, что их упорство может привести к углублению расхождений с этими кругами, выступили в 1881 г. с обещаниями создать парламент через десять лет, в 1890 году. 12 октября 1881 г. был издан высочайший декрет, торжественно подтверждавший это обещание.3 В тексте декрета говорилось, что «унаследовав престол, занимаемый... династией более 2500 лет, и осуществляя по праву... всю полноту переданной нам нашими предками власти, мы давно имели ввиду постепенно ввести конституционную форму правления с той целью, чтобы наши преемники на престоле руководствовались установленным законом» 4 имея ввиду именно эту цель «... мы учредили в 8-й год Мэйдзи (1876 г.). Сенат и в 11 год Мэйдзи провинциальное собрание, положив, таким образом, основание для главных реформ; причем мы считаем, что эти наши действия должны с самого начала убедить Вас, наших подданных, в нашей решимости в этом отношении»5. Далее власти объявляли, что в 1823 году Мэйдзи (1890 г.) они откроют парламент, чтобы осуществить на деле объявленное решение.

Лидеры Мэйдзи предполагали использовать оставшееся до этого срока время для тщательной подготовки к новым условиям политического управления страной. В результате этого акта те влиятельные круги, которые могли реально рассчитывать на участие в работе нового органа власти, стали постепенно отходить от движения и готовиться к деятельности в условиях парламентаризма. Начался процесс их самоорганизации, выработки основных целей и принципов политики, которые они намеревались защищать и проводить в рамках парламента.

В начале 80-х гг. в стране наблюдался значительный подъем крестьянского движения в связи с резким ухудшением положения крестьянства. Основные требования крестьян сводились к аннулированию задолженности, их борьба была направлена против помещиков и ростовщиков. Мелкие и часть средних помещиков выражали свою неудовлетворенность тем, что фактически размер земельного налога стал в результате дефляции на много выше, чем до 1881. Самураи, которые не нашли еще прочного места в новом капиталистическом обществе, проявили особое беспокойство, так как в ноябре 1882 года должна была прекратиться выплата конвертированных пенсий. Помещики и мелкая и средняя буржуазия возмущались тем, что огромные правительственные субсидии и дотации доставались не им, а крупной буржуазии.

В такой обстановке общественного прошения и недовольства возникли первые политические партии Японии.

В октябре 1881 года на базе «учреждения парламента» была создана первая политическая партия Японии – «Риккен дзиюто» («конституционная либеральная партия»), или просто Дзиюто, во главе Итагаки Тайсуку. Она объединила либеральных помещиков, сельскую буржуазию и интеллигенцию6. К партии примкнула небольшая часть крупной городской промышленной буржуазии.

В дзиюто преобладали помещики и сельская буржуазия. Однако в нее входили и городская мелкая буржуазия, крестьяне, мелкие собственники, арендаторы и даже отдельные рабочие. В партии образовалось левое крыло руководимое Кэнтаро Ои и Тёмин Накаэ, находившимися отчасти под идейным влиянием русских народников, сочинения которых в переводе на японский язык получили в то время распространение среди интеллигенции.7

Руководство партии получало поддержку от фирмы Мицуи, занимавшей ведущее место в шелковой промышленности Японии, а потому тесно связанной с японскими помещиками и сельской буржуазией.

Программа партии была довольно краткой:

«1. Наша партия стремится достигнуть свободы, обеспечить каждому его права, добиться счастья для всех и реформ общества.

  1. Мы будем бороться за введение наилучшей конституционной системы.

  2. Наша партия стремится к достижению своих целей в полном единении с теми, кто разделяет наши принципы и ставит себе такие же задачи»8.

В отличие от других партий в программе либеральной партии ни, словом не упоминалось о монархии. Это свидетельствовало о сравнительно радикальных настроениях ее членов. Идеи свободы, равенства и братства, сформулированные в намеренно расплывчатой форме (ст. 1), тем не менее, привлекали к партии довольно широкие слои.

В марте 1882 года организовалась вторая политическая партия – «Риккен Кайсинто» («Конституционная партия реформ и прогресса»), или просто Кайсинто, которую возглавлял Акума Сигенобу. Оно выражало в основном интересы крупной торговой и финансовой буржуазии, но объединяла разнородные элементы: крупную и среднюю городскую буржуазию, крупных обуржуазившихся помещиков, а также представителей умеренно либеральной интеллигенции. Руководство Кайсинто было тесно связано с фирмой Мицубиси.

В программе партии говорилось:

«Мы, верноподданные императора, объединились, ставя перед собой следующие цели:

  • глубоко почитать императорский дом, дать счастье народу;

  • ставя задачей внутриполитические реформы, добиваться расширения политических прав;

  • устранить вмешательство центральных властей, создать прочную основу для местного самоуправления;

  • расширять избирательные права по мере развития общества;

  • вести как можно меньше политических переговоров с иностранными государствами, как можно больше торговых связей с ними;

  • добиваться, чтобы денежная система базировалась на твердой металлической валюте»9.

Эта партия занимала крайне умеренные позиции. Программные требования: введение парламетского образа правления, политическая свобода, местное самоуправление, снижение налогов, проведение финансовой реформы, пересмотр неравноправных договоров.10

В сущности, это была программа ближайших очередных задач развития японского капитализма, все основные положения которой впоследствии постепенно и неуклонно осуществлялись.

Для противодействия обеим партиям в марте 1882 г правительство создало «Риккен тэйсэйто» (Конституционно-императорскую партию), или просто тэйсэйто, в которую вошли главным образом чиновники. Главой тэйсэйто считался Фукути Гэнъитиро, но фактическими руководителями были Ито Хиробуми, Иноуэ Каору и другие члены правительства. В программе партии говорилось, что:

«...3.Общее руководство верховной властью ... принадлежит императору. Осуществляется власть на основе конституционной системы.

4.Необходимо учредить двухпалатный парламент.

5.Необходимо ввести неограниченное избирательное право...

7.Император пользуется правом утверждения или отмены решений парламента...

10.Общественная свобода - это свобода собраний и выражения общественного мнения, не нарушающая порядок и безопасность страны» 11.

Однако тэйсэйто не смогла привлечь сколько-нибудь значительного числа сторонников в свои ряды и не играла никакой роли на политической арене.

Из социалистических организаций этого времени наиболее крупной была «Тоё сякайто» («Восточная социалистическая партия»), созданная в мае 1882 г. В программе партии говорилось, что ее цель - счастье масс12.

«Тоё сякайто» объединяла крестьянскую бедноту каменноугольного района Мацуура на Кюсю и под лозунгами «равенства» и «счастья масс» понимала конфискацию земельных излишков у помещиков и кулаков и равный раздел их между крестьянами.

Партия подверглась полицейским репрессиям и в июне 1882 г. была распущена.

Таким образом, в Японии в 80-х годах фактически действовали лишь две партии - кайсинто и дзиюто.

В ноябре 1882 г. председатель дзиюто Итагаки и вице-председатель Гото Сёдзиро с санкции представительства выехали в заграничную командировку с целью изучить парламентские системы Франции и других европейских стран. Поездка вызвала недовольство некоторых членов партии и много шума в прессе, обвинявшей Итагаки и дзиюто в связях с правительством и фирмой Мицуи, оказавшей материальную помощь при организации поездки.

В это же время либеральная партия начала подготовку к государственному перевороту для проведения некоторых буржуазно-демократических преобразований. Руководство дзиюто ставило своей целью создать конституционную монархию; представители средних помещичье-буржуазных слоев должны были играть в правительстве и в парламенте руководящую роль. Развернутой политической программы дзиюто не имела и никаких проектов разрешения аграрного вопроса не выдвигала.13 Максимальным требованием в этой области было требование предоставить мораторий по крестьянским долгам и уменьшить земельный налог.

В дальнейшем руководство либеральной партии решилось на более широкое использование крестьянского движения, чтобы прийти к власти. Оно намеревалось, однако, захватить власть, немедленно подавить это движение.

Располагая разветвленной сетью газет, дзиюто вела, несмотря на репрессии, довольно широкую антиправительственную пропаганду. «Дзиюто создала сеть спортивных клубов, при которых имелись спортплощадки, т.е. молодежь проходила военно-спортивную тренировку. Отдельные конспиративные группы вели подготовку террористических актов против членов правительства»14.

В ноябре 1882 г. произошли так называемые события в городе Фукусима (префектура Нагано). Здесь аресту подверглась группа членов дзиюто во главе с Коно Хиронако; их обвинили в намерении подготовить государственный переворот. Главным материалом обвинения явилась «клятва» членов группы, записанная на следствии со слов арестованных.

Важнейшие пункты «клятвы» таковы:

"1. Наша партия стремится к свержению ненавистного" деспотического правительства, стоящего у власти, и к установлению действительно сводного государственного строя.

2. Члены нашей партии готовы жертвовать жизнью во имя достижения этой цели»15.

В марте 1883 г. состоялась конференция партии дзиюто семи районов области Хокурику. Собрание проходило очень бурно, все ораторы говорили о том, что существующее положение можно изменить только силой.

Через несколько дней после конференции власти произвели аресты среди ее участников. В частности, была арестована группа «Фэнтюгуми» («Небесное возмездие») во главе с Акаи Кагэаки. ее задачей было физической устранение всех членов правительства.

Провал группы Коно и Акаи, не сумевших подготовить свои выступления и связать их с выступлениями крестьянства, показал необходимость опираться на более широкую социальную базу. Руководство дзиюто решило пойти на изменение тактики. В марте 1884 г. после возвращения Итагаки и Гото из-за границы в Токио состоялся съезд дзиюто, на котором наметился поворот в политике партии; многие участники съезда призывали перейти к активным действиям и использовать крестьянское движение.

Однако партия в целом была против лозунга свержения монархии, не имела аграрной программы. Дзиюто поддерживала лишь повседневные требования крестьянства об аннулировании или отсрочке долгов, об уменьшении налогов и т.п. Дзиюто не связывала эти аграрные требования со своими лозунгами смены правительства, завоевания «естественных прав человека», и поэтому лозунги партии оставались абстрактными и ничего не говорящими крестьянину.

Организационная подготовка к общему выступлению проводилась весьма тщательно. План партии заключался в том, чтобы уничтожить правительство во время прибытия его в полном составе на станцию Хондзё по случаю открытия новой железнодорожной линии.

Неожиданно церемония открытия железной дороги была отложена. Однако, рядовая масса крестьян, привлеченная заговорщиками, 16 мая 1884 г. подняла восстание, не имевшее успеха.

В сентябре 1884 г. произошли события на горе Ката в префектуре Итагаки. В городе Симодатэ той же префектуры находилась 16 революционно настроенных членов дзиюто. Центральное руководство дзиюто поручила этой группе подготовку к террористическому акту против правительственных деятелей, который сначала намеревалась совершить 19 июля 1884 г. в Токио, а затем - в конце августа на станции Уцуномия, куда, как предполагалось, должны были приехать некоторые члены правительства.16 Но руководство либеральной партии, опасаясь провала, в решающий момент отказало группе в поддержке и отстранилось от нее.

Полиция напала на след группы, последняя решила временно уйти в горы и вести партизанскую борьбу. Полицейскому отряду, посланному на следующий день для преследования, было оказано сопротивление. Это вызвало переполох в Токио. Министерство внутренних дел установило чрезвычайную охрану в префектуре Ибараки и направило в район горы Ката роту жандармов. Члены группы сразу же вступили в схватку с полицейскими, в результате которой почти все партизаны погибли.

Актуальная деятельность левых групп напугала руководителей либеральной партии. После провала выступления на горе Ката 29 октября 1884 г. в городе Осака состоялся съезд партии, который принял решение о самороспуске партии (еще раньше, в сентябре 1883 г. самораспустилась кайсинто).

Но это был тактический ход. Формальный роспуск партии не означал ее отказа от дальнейшей борьбы. Спустя два дня после роспуска начались события в районе города Титибу (префектура Сайтана, во время которых впервые удалось организованно сочетать борьбу партии с движением крестьянских масс. Эти события были кульминационным пунктом Движения за свободу и народные права.

Вооруженное восстание в Титибу началось 1 декабря 1884 г., на месяц раньше намеченного срока. Оно было весьма крупным: в нем участвовало около 10 тыс. человек17.

Хотя восстание оказалось изолированным, само по себе оно имело необычную для крестьянского выступления организованность: был выработан план наступления, заранее созданы отряды во главе с командирами, налажено хозяйственное снабжение отрядов. Однако восстание было подавлено.

Связь крестьянского движения с либеральным, особенно ярко обнаружившаяся во время событий в Титибу, вызвала смятение в правящих кругах Японии. По всей стране, особенно в центральном районе, был поставлен на ноги весь аппарат полиции и сыска. Полиции удалось напасть на след других боевых групп, состоявших из членов распущенной дзиюто.

В результате арестов и жестокого полицейского террора радикальное крыло Дзию минкен ундо оказалось разгромленным. Причины поражения движения за свободу и народные права, которое начало приобретать характер буржуазно-демократического движения в 1882-1884 гг. и достигло высшего подъема в 1884 году, в основном следующие: в движении не участвовали рабочие, беднейшие и часть среднего крестьянства начали организованно включаться в движение лишь на его последнем этапе – 1884 г., партия не имела никакой аграрной программы, крупная буржуазия стояла в стороне от движения.

Все это вместе взятое предопределило поражение демократических тенденций в движении, все же имело большое положительное значение. Оно помешало правительству повысить земельный налог, заставило заняться подготовкой к введению Конституции и парламента.

В 1883 г., сразу же после возвращения правительственной делегации во главе с Ито Хиробуми из заграничной поездки, началась разработка проекта японской конституции, призванной укрепить монархический строй в стране. В составлении проекта участвовала ограниченная группа лиц: Ито Хиробуми, Иноуэ Каору, Ито Миёси и Конэко Кэнтаро. Работа была окружена тайной и протекала в загородной вилле Ито, куда, за исключением консультанта немецкого профессора права Рейслера, известными своими реакционными взглядами, никто не допускался.

Правительство спешило провести меры по укреплению монархического строя, до открытия парламента, который многим министрам рисовался почти как революционный Конвент времен Французской революции. Во владение короны перешли огромные массивы земли на Хоккайдо, бывшие общинные леса и луга по всей стране. Император стал крупнейшим помещиком: в 1882 г. ему принадлежала 1 тыс. тё земли, а к 1890 г. уже 365 тыс. тё18. часть правительственных акций в японском банке была оформлена как имущество императорской фамилии. В июле 1884 г. был опубликован закон о введении пяти титулов высшей знати (князь, маркиз, граф, виконт, барон). Эти титулы были присвоены более чем 500 лицам высшего дворянства (кадзоку)19. Тем самым значительно повысилась и укрепилась монархическая бюрократия, из которой впоследствии стала комплектоваться палата пэров.

Произошла реорганизация структуры правительства. В декабре 1885 г. был упразднен дадзёкан и вместо него создан по европейскому образцу кабинет министров, объединявший 10 министерств. Была учреждена должность министра-хранителя императорской печати, который стал ближайшим советником императора по всем политическим вопросам. Первый кабинет министров возглавил Ито Хиробуми. Однако эти мероприятия по укреплению бюрократической машины не могли удовлетворить широкие слои японского общества. В конце 80-х годов стало вновь возрождаться Движение за свободу и народные права, которое протекало теперь в форме компании за скорейшее принятие конституции и за отмену неравноправных договоров. К октябрю 1887 г. движение оформилось в организацию «Дайдо сён данкэцу» («Общее согласие», точнее: «единство в большом, различия в малом»).

«Общее согласие» объединяло представителей либеральных помещиков и буржуазии. В него вошли члены распущенных партий дзиюто и кайсинто.

Во главе «Дайдо сён данкэцу» встал граф Гото Сёдзиро.

Гото собрал вокруг “Общего согласия» почти все политические партии и группы, в той или иной степени недовольных политикой правительства.

Расширение движения «микен ундо» заставило правительство послать за границу правительственную миссию во главе с князем Ито для ознакомления с конституционной практикой европейских стран и США. Наиболее приемлемым для Японии образцом представительских учреждений, по мнению Ито, был прусский парламент, и в 1889 г. в Японии была принята конституция, во многом воспроизводившая бисмарковскую конституцию.20

В 1888 г. была закончена подготовка проекта конституции. Чтобы избежать широкого обсуждения проекта в учредительном собрании или парламенте, в начале 1888 г. был создан специальный орган – тайный совет. Он состоял вначале из 12 советников, большинство которых принадлежало к высшей феодальной бюрократии княжеств Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзен21. Во главе совета встал Ито Хиробуми, отказавшийся в связи с этим от поста с премьер-министра. В этом узком бюрократической органе должна была завершиться подготовка к введению в действие такой конституции, которая полностью обезопасила бы правящую монархическую бюрократию от всяких поползновений со стороны ведущего парламента принять реальное участие в управлении страной.

Около полугода тайный совет занимался постатейным обсуждением проекта, которое проходило в строжайшей тайне. В ноябре 1888 г. конституция была зачитана императором во дворце в присутствии членов правительства, высших сановников и иностранных представителей. Этим, с одной стороны, подчеркивалась абсолютная власть японского монарха, а с другой – авторитетом императора предотвращалась возможность каких-либо выступлений против тех или иных положений конституции. 11 февраля 1889 года конституция была опубликована.

Конституция 1889 г. укрепляла монархический строй. Провозглашая особу императора «священной и неприкосновенной», она предоставляла императору неограниченные права главы государства – права объявления войны и заключения мира, заключение договоров, утверждения и издания законов, созыва и роспуска парламента, назначения и увольнения всех гражданских и военных должностных лиц, а также право верховного командования армией и флотом. Парламент состоял из палаты пэров и палаты представителей. Верхняя палата состояла из членов императорской фамилии, титулованной аристократии, крупнейших налогоплательщиков и лиц, назначавшихся императором. 22Согласно избирательному закону, опубликованному одновременно с конституцией, нижняя палата избиралась мужчинами старше 25 лет, уплачивавшими не менее 15 иен прямого налога. Активным избирательным правом пользовались лица не моложе 25 лет, пассивным – не моложе 30 лет.23

Парламент пользовался правом законодательной инициативы, утверждение бюджета и пр., однако, согласно конституции, кабинет министров нес ответственность не перед парламентом, а перед императором. В случае отклонения парламентом бюджета правительство могло не уходить в отставку, а принимало бюджет предыдущего года. Таким образом парламент лишался возможности воздействовать на политику правительства.

Конституция определила высший консультативный орган при императоре – Тайный совет.

Конституция 1889 г. представляла собой юридическое оформление союза помещиков и буржуазии под эгидой реакционной монархии. Парламентская буржуазная оппозиция добивалась ликвидации «клановых» правительств – бюрократии и военщины из Сацума и Тёсю. Однако на основе агрессивной внешней политики оппозиция довольно быстро нашла общий язык с правящими кругами.24

«Конституция великой Японской империи» (Донг Ниппон тэйкоку кэмпо) вошла в историю как «Конституция Мэйдзи».



1 Моррис Дж. Молодая Япония: пер. с англ. /Дж. Моррис. Одесса: Издание Вл. Распопова, 1905. С.131.

2 Ханин З.Я. Партии в японском обществе (очерк социальной истории XVII-XIX вв.). М.: Наука, 1980. С.161.

3 Baerwald H.H. Japan’s Parliament: an Introduction. L., 1974. Р. 112.

4Богданович Т. Очерки из прошлого и настоящего Японии. С-Пб.: Типография товарищества «Просвещение», 1905. С.239-240.

5Богданович Т. Очерки из прошлого и настоящего Японии. С-Пб.: Типография товарищества «Просвещение», 1905. С.246.

6 Baerwald H.H. Japan’s Parliament: an Introduction. L., 1974.Р.128.

7 Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1968. С.91

8 Мэйдзи бунка дзэнсю (Полное собрание литературы периода Мэйдзи). Токио, 1973. Т.9. Цит. по: Новая история стран Азии (вторая половина XIX – начала ХX вв.)/Под ред. В.И. Овсянникова. М.: МГУ, 1995. С.34.


9Мэйдзи бунка дзэнсю (Полное собрание литературы периода Мэйдзи). Токио, 1973. Т.9. Цит. по: Новая история стран Азии (вторая половина XIX – начала ХX вв.)/Под ред. В.И. Овсянникова. М.: МГУ, 1995. С.35.


10 Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1968.

Кузнецов Ю.Д. История Японии. М.: Высшая школа, 1988. С.91

11 Мэйдзи бунка дзэнсю (Полное собрание литературы периода Мэйдзи). Токио, 1973. Т.9. Цит. по: Новая история стран Азии (вторая половина XIX – начала ХX вв.)/Под ред. В.И. Овсянникова. М.: МГУ, 1995. С.37-38.

12 Бедняк И.Я. Очерки новой истории Японии (1640-1917). М.: Изд-во восточной литературы, 1958. С.269.


13 Fukui H. Party in Power. The Japanese Liberal-Democrats and Policy-Making. Canberra, 1970 .Р. 136.

14 Бедняк И.Я. Очерки новой истории Японии (1640-1917). М.: Изд-во восточной литературы, 1958. С.272.


15 Моррис Дж. Молодая Япония: пер. с англ. /Дж. Моррис. Одесса: Издание Вл. Распопова, 1905. С.182.


16 Fukui H. Party in Power. The Japanese Liberal-Democrats and Policy-Making. Canberra, 1970 . Р.48.

17Бедняк И.Я. Очерки новой истории Японии (1640-1917). М.: Изд-во восточной литературы, 1958. С.279.


18 Бедняк И.Я. Очерки новой истории Японии (1640-1917). М.: Изд-во восточной литературы, 1958. С.284.

19 Бедняк И.Я. Очерки новой истории Японии (1640-1917). М.: Изд-во восточной литературы, 1958. С.284.


20 Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б, Сырицын И.М. История Японии. М.: Высшая школа, 1988. С. 186

21 Бедняк И.Я. Очерки новой истории Японии (1640-1917). М.: Изд-во восточной литературы, 1958. С.287.


22 Конституции буржуазных государств /Сост. В.В. Маклаков. М.: Юридическая литература, 1982. С. 99.


23 Sources of Japan modernization Meiji Resoration. Vol. 1-2. Tokio, 1969. Р.129.

24 Кузнецов Ю.Д. История Японии. М.: «Высшая школа», 1988. С. 186