Программа дополнительно образования
культурологической направленности
«Язык родной, дружи со мной»
5-6 класс
(на основе программы М.М. Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львовой, Г.А. Богдановой, В.В. Львова.)
Количество часов: 72
Количество часов в год: 36
Количество часов в неделю: 1
Учитель: Яснова Ирина Викторовна
Пояснительная записка.
Русский язык как родной в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
В отличие от других учебных предметов, русский язык как родной в школе выполняет две функции: во - первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во - вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Чтобы достичь высокого уровня преподавания, необходимо учитывать цели и задачи обучения русскому языку в современной школе.
Общие цели обучения русскому языку;
1. Общепредметные:
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие логического мышления;
- обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке;
- формирование общепредметных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
2. Познавательные:
- формирование у учащихся научно - лингвистического мировоззрения на язык;
- вооружение учащимися основами знаний о языке и речи;
- эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
3. Практические:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- вооружение учащимися нормами литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие умения связно излагать свои мысли.
Опираясь на вышесказанное и в соответствии с возрастными данными учащихся (5-6 класс), определяются следующие цели занятий данного курса:
- помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий.
- обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Таким образом, отмечаю, что программа дополнительного образования культурологической направленности «Язык родной, дружи со мной» отражает обязательное для усвоения в основной школе содержания обучения русскому языку и расширяет кругозор знаний по предмету, развивает речевые способности ребенка.
Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности:
- чтение;
- воспроизведение устного и письменного высказывания и его анализ;
- воспроизведение текста (устного и письменного);
- создание высказывания (устного и письменного);
- совершенствование устного и письменного высказывания.
В связи с тем, что 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному и на уроках идет углубленное повторение пройденного, в программе предполагается отработка наиболее трудных тем по орфографии и пунктуации, большее внимание уделяется работе со словом, усиливающей интерес к природе языка, воспитывающей у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдений за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Авторы программы (М. М. Разумовская, В.М. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов), на базе которой разработана данная программа дополнительного образования, внесли некоторое изменение традиционной структуры курса, объясняя это стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Потому занятия по данному курсу предполагают большее количество часов на отработку особо трудных тем для 6 класса (причастие, деепричастие); предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Данная программа дополнительного образования культурологической направленности «Язык родной, дружи со мной» составлена на базе учебного комплекса под редакцией М.М. Разумовской. Список литературы:
1. В.В. Белова. Дополнительное образование: вопросы программирования... - М., 2002г.
2. Учебный комплекс под ред. М. М. Разумовской - М.,2006г.
3. Р.И. Аванесов русское литературное произношение. - М., 2000г.
4. Б. Ю. Лотман. Язык - знакомый незнакомец. - М., 1987г.
5. Словари
6. Раздаточный материал, подготовленный учителем.
Тематическое планирование курса «Язык родной, дружи со мной». (5-6 класс)
№ п./п. | Тема | Кол-во часов |
1. | Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. Что мы знаем о языке. М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики. | 2 |
2. | Что такое речь. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая. | 1 |
3. | «Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический, морфологический). | 3 |
4. | Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарём. | 1 |
5. | Не нарушай правил лексической сочетаемости. | 1 |
6. | Культура речевого поведения. Поговорим о жаргонизмах. | 1 |
7. | Зачем людям письмо. Сведения из истории письма. | 1 |
8. | Лингвистика. Разделы лингвистики. Выдающиеся учёные-лингвисты. | 1 |
9. | Повторим орфографию (трудные случаи по текущему планированию). | 2 |
10. | Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь. | 1 |
11. | Разговорный и литературный язык. | 1 |
12. | Многословие - враг ясности. | 1 |
13. | Сочинение-миниатюра: «Неспроста слово молвится». | 1 |
14. | Повторим орфографию и пунктуацию (трудные случаи по прграмме). | 1 |
15. | О том, что нельзя рассказать словами (язык искусства). | 2 |
16. | «Игры в язык и более серьёзные дела». | 1 |
17. | «И то, да не то; и так, да не так». | 1 |
18. | Составляем рассказ по картинке; обсуждение. | 2 |
19. | Трудные случаи орфографии и пунктуации (по текущему планированию). | 2 |
20. | О взаимосвязи разделов лингвистики. Почему изучаем каждый раздел? | 1 |
21. | Язык в зеркале сравнений. | 1 |
22. | Слово слово роднит, третье само бежит. | 1 |
23. | О чём, с кем, зачем и как. | 1 |
24. | Систематизация и обобщение изученного. | 2 |
25. | Говорить, то есть творить. | 1 |
26. | Защита творческих работ, подведение итогов, планы на будущее... | 3 |
| Итого | 36 |
6 класс |
1. | Понятие национального языка. Великие люди о русском языке. | 1 |
2. | Язык - средство общения и предмет изучения. Лингвистика. | 1 |
3. | Разделы лингвистики. Повторение (в соответствии с текущим планированием). | 2 |
4. | Орфоэпия. Практическое значение по орфоэпии. | 1 |
5. | Русское литературное произношение в его историческом развитии. | 1 |
6. | Учимся писать изложение (тексты разных стилей речи). | 2 |
7. | Как образуются слова. Не забудем о словообразовании и орфографии. | 2 |
8. | Текст. Способы развития мысли в тексте. Средства связи. | 1 |
9. | Морфология. Что мы знаем о причастии. | 1 |
10. | Трудные случаи орфографии и пунктуации в изучении причастия (в соответствии с текущим планированием). | 2 |
11. | Пишем сочинение по картине (используя причастия). | 1 |
12. | А теперь о деепричастии. Правописание. Употребление в речи. | 2 |
13. | Сочинение в жанре рассказа. | 1 |
14. | Зачем нужны словари. Роль словарей в изучении языка. | 2 |
15. | Числительное. Употребление в речи. Произношение. | 1 |
16. | Правописание числительных (трудные случаи). | 2 |
17. | Научный стиль речи - а вот и числительные. | 1 |
18. | «Игры в язык и более серьёзные дела». | 1 |
19. | Пишем изложение. | 1 |
20. | Местоимение, роль местоимений в построении текста. | 1 |
21. | Правописание и разряды местоимений по значению. | 1 |
22. | Попробуем написать стихи. Что может создать рифма. | 1 |
23. | О чём, с кем, зачем и как. | 1 |
24. | Произношение и правописание. | 1 |
25. | Справочный отдел. | 1 |
26. | Систематизация и обобщение. | 2 |
27. | Защита творческих работ, подведение итогов. | 2 |
| Итого | 36 |
Программа дополнительного образования
культурологической направленности
«За страницами учебника русского языка»
7-8 класс
(на основе программы М.М.Разумовской, В.И.Капинос,С.И.Львовой,Г. А.Богдановой,В.В.Львова)
Количество часов: 72
Количество часов в год:36
Количество часов в неделю: 1
Учитель: Яснова Ирина Викторовна
Пояснительная записка.
Курс русского языка в 7 классе является естественным продолжением курса русского языка в 5-6 классах. Завершая изучение лексики, словообразования и морфологии, он готовит учащихся к восприятию синтаксиса и пунктуации. Однако известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у учащихся в освоении материала; нужно учесть, что если темы курса 5-6 класса («существительное», «прилагательное», «глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, то с некоторыми темами 7 класса школьники знакомятся впервые, и их изучение не повторяется в системе последующих классов, поэтому данный курс программы предполагает обращение к попутному повторению изученного с целью отработки умений и навыков.
Основной целью занятий данного курса является помощь учащимся овладеть умениями и навыками, которые они должны знать, заканчивая курс русского языка 7-8 классов (см. далее); не менее важной задачей, на мой взгляд, становится умение учащихся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям, как «надо говорить» и как «не надо».
Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий. А потому предлагаю в данной программе такие разделы как, например, «Неспроста слово молвится», где в популярной форме излагаются важнейшие вопросы речевой культуры, связанные с нормативностью речи - словоупотреблением, выбором грамматических и синтаксических конструкций русского языка; «язык знакомый незнакомец» - как устроен язык, как он «воспитывает» человека, помогает познать мир. Отдельные беседы посвящены речевому творчеству человека и языковым играм: «Язык, которого нет» - ребята узнают о бесконечном разнообразии знаковых систем - языков, которыми владеет или которые исследует человек. Речь идет о языках исчезнувших, «языках» природы, искусственных языках различных типов и назначений, об огромной ценности знаковых систем и их роли в жизни общества, о языковых потребностях человека.
Поскольку формально изучение орфографии заканчивается в 7 классе, считаю необходимым ввести в данную программу (8 класс) занятия, направленные на закрепление орфографических умений и навыков. Разрабатывая уроки для 8 классов, основное внимание уделяю семантическому анализу синтаксиса - основного курса 8 класса, функциональной стороне изучаемых синтаксических единиц.
Данная программа дополнительного образования культурологической направленности «За страницами учебника русского языка» составлена на базе программы М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова, где ярко усилена речевая направленность (увеличено количество часов). Это проявляется, прежде всего в том, что центральной единицей обучения становится текст как объект анализа и результат речевого произведения на уроках. Потому в основу курса положен утвердившийся в современной лингвистики триединый взгляд на языковые явления: анализ и его значение, формы и функции в их взаимосвязи и зависимости. Последовательное применение в обучении триединого взгляда на явления языка поможет по-новому подойти к решению очень важной методической проблемы, которая заключается в реализации межпредметных связей, то есть в стремлении анализировать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями и закономерностями.
Отличительная особенность данного курса - внимание к вопросам истории развития родного языка, целенаправленное знакомство с этимологией, которое раскрывает перед учащимися многие тайны родного языка, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове.
При подготовке к урокам учтены современные требования, предъявляемые к урокам русского языка – это, прежде всего, реализация взаимосвязанных задач обучения: вооружение учащихся знаниями основ наук о языке и формирование умений грамотно и ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в различных жизненных ситуациях.
Оканчивая данный курс, учащиеся должны знать и уметь:
- узнавать изученные явления языка среди других явлений;
- определять признаки изученных явлений;
- классифицировать изученные языковые явления;
- обобщать и систематизировать изученные языковые явления по тем или иным признакам;
- находить изучаемые и изученные орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать изученные нормы литературного языка;
- создавать тексты разных стилей и типов речи.
Литература:
Учебник русского языка, 7 класс. Под редакцией М.М.Разумовской. М., 2008. Учебник русского языка, 8 класс. Под редакцией М.М.Разумовской. М., 2008. Справочники, словари.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Человеческое слово могуче...» - М., 1984
Граудина Л.К. «Беседа о русской грамматике.» - М., 83
Калинина А.В. «Культура русского языка.» - М., 1987
Норман Б.Ю. «Язык: знакомый незнакомей.» - М., 1987
Скворцов Л.И. «Правильно ли мы говорим по-русски?» - М., 83 и др
Тематическое планирование курса «За страницами учебника
русского языка» (7-8 класс).
7 класс |
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. 2. | «Неспроста слово молвится». Значение языка в жизни человека и общества. Язык и слово. Язык как развивающееся явление. Работа с этимологическим словарем. Слово - «одежда всех фактов, всех мыслей». Лексическое значение (лексический разбор слова). | 2 1 |
3. | Речь устная и речь письменная. Работа с орфоэпическим словарем. Звукозапись как средство усиления выразительности. Опознавательные признаки орфограмм. | 2 |
4. | «И то, да не то; и так, да не так» (понятие нормы). | 1 |
5. | Литературная норма и кодификация. | 1 |
6. | Стилистический анализ текста. | 1 |
7. | Тема и основная мысль текста. Типы речи. Типовые фрагменты текста. Способы и средства связи предложений в тексте. | 2 |
8. | Комплексный анализ текста и его изложение. | 2 |
9. | Повторение изученных орфограмм | 1 |
10. | Повторение изученных пунктограмм в простом и сложном предложениях. | 2 |
11. | Повторение трудных случаев обособлений. | 1 |
12. | Словарное богатство русского языка. Повторение лексики и фразеологии. Работа со словарем синонимов, толковым, иностранных слов, фразеологизмов, устаревших слов и другими. | 2 |
13. | Не нарушай правил лексической сочетаемости. | 1 |
14. | Многословие - враг ясности. | 1 |
15. | Закрепление знаний о стилях речи. Комплексный анализ текста. | 1 |
16. | Повторение и обобщение изученного по пунктуации и орфографии. | 1 |
17. | Язык, которого нет. Мертвые языки. Новая жизнь одного языка, которого уже нет (латынь) | 1 |
18. | Наречие. Употребление наречий в речи. Разряды наречий по значению. | 1 |
19. | Словообразование и правописание наречий. Морфологические признаки. | 2 |
20. | Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов в экспрессивной речи. | 1 |
21. | Правописание наречий на -о, -е (-не - с наречиями; н и нн в наречиях; -о, | 2 |
| -е - после шипящих на конце наречий, -о-а - на конце наречий; дефис в наречиях; не-ни в отрицательных наречиях; Ь в конце наречий после шипящих) | |
22. | Служебные части речи. Предлог. Правописание. | 2 |
23. | Союз. Разряды союзов. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Правописание союзов | 2 |
24. | Частицы. Разряды частиц. Правописание частиц. Употребление частиц в речи. | 2 |
25. | Подведение итогов года. Чему научились? Какие темы показались более интересными (более сложными, менее освоенными, требующими закрепления в начале следующего года). Самые интересные творческие работы и прочее. | 1 |
8 класс |
1. | Русский язык в семье славянских языков | 1 |
2. | Повторение (морфология и орфография)-повторение тем в соответствии с тематическим планированием основного курса. | 3 |
3. | Тысяча лиц одного языка. Тема текста, мысль. Стиль речи. | 1 |
4. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. | 1 |
5. | Главные члены предложения. Согласование главных членов предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
6. | О том, что нельзя рассказывать словами (язык природы). | 1 |
7. | Типы речи. Описание. | 1 |
8. | Способы и средства связи предложений в тексте. Порядок слов в предложении. | 1 |
9. | Односоставное предложение. Виды односоставного предложения. | |
10. | Репортаж. | 1 |
11. | Неполное предложение. | 1 |
12. | Игры в «язык» и более серьезные дела. | 1 |
13. | Предложение с однородными членами. Средства связи между однородными членами предложения. | 1 |
14. | Обращение. | 1 |
15. | Понятие вводности. Вставные конструкции. | 1 |
16. | Статья в газету (понятие жанра). Статья в газету (строение). | 2 |
17. | Предложения с обособленными членами. | 2 |
18. | Портретный очерк. | 1 |
19. | Уточняющие члены предложения. | 2 |
20. | Язык в зеркале сравнений. | 1 |
21. | Слово слово роднит, третье само бежит. | 1 |
22. | Прямая речь и ее оформление. | 1 |
23. | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. | 1 |
24. | Цитаты и их обозначение. | 1 |
25. | О чем, с кем, зачем и как. | 1 |
26. | Деловая игра. | 1 |
27. | Говорить, то есть творить. | 1 |
28. | Подведение итогов года. | 2 |
29. | Подведение итогов года. Чему научились? Какие темы показались более интересными (сложными, освоенными, требующими закрепления в начале следующего года). Самые интересные творческие работы и прочее. | 1 |