Целеполагание. | На доске нарисован небольшой кроссворд, отгадав который ребята получат слово «балет», как зацепку к определению темы урока. Сегодня мы поговорим о балете И. Стравинского «Весна Священная». Формулируем определение балета вместе с учениками. (балет – это вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах). | Дети активно участвуют в вопросе целеполагания урока. Формулируют тему и цель урока Формулируют вместе с учителем определение балета. | П.Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи. Л. Формировать интерес к обучению. |
Актуализ.ация знаний | Вопросы ученикам: «Кто из русских композиторов писал балеты? Перечислите самые знаменитые их произведения. Русский балет славится уже несколько веков. Имена каких знаменитых балерин и танцовщиков вы знаете? «А знаете ли вы благодаря кому на весь мир прославился русский балет?» Как ни странно это произошло не только благодаря нашим талантливым композиторам и танцорам. Мир узнал о русском балете благодаря меценату и театральному деятелю Сергею Дягилеву, который выступал за популяризацию русской музыки и искусства за границей. Он в 1908 году создал балетную антрепризу под названием «Русские сезоны». Функционировала она на протяжении 20 лет, и перестала существовать после смерти театрального деятеля в 1929 году. Суть ее заключалась в постановке русских балетов за границей талантливыми молодыми танцорами России, такими как Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Михаил Фокин и другими. Очень активно Дягилев сотрудничал с такими композиторами, как Рихардом Штраусом, Эриком Сати, Морисом Равелем, Сергеем Прокофьевым, Клодом Дебюсси, и особенно открытым им Игорем Стравинским. Талант этого композитора Дягилев обнаружил, находясь в поиске нового необычного для балета. Он желал модернизировать классический балет, что в целом им удалось сделать обоим. | Активно участвуют в беседе, отвечая на вопросы. - Чайковский, Прокофьев, Стравинский…. • Анна Павлова • Галина Уланова • Раиса Стручкова • Майя Плисецкая • Вацлав Нижинский • Михаил Барышников Ученики предлагают свои варианты. | П. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи. Л. Формировать интерес к обучению. |
Новые занния. | Сведения о композиторе. Игорь Стравинский – композитор ХХ века. Жил с 1882-1971 г. Гражданин Франции (1934) и США (1945). Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Музыку Стравинского отличает стилистическое многообразие: в первом периоде творчества (наиболее репертуарные его сочинения) она носит яркий отпечаток русской культурной традиции. Стилистика позднейших сочинений выдаёт, среди прочего, влияние французского неоклассицизма и додекафонии Новой венской школы. Игорь Стравинский родился в 1882 году на Швейцарской улице в Ораниенбауме, под Петербургом. Его отец, Фёдор Игнатьевич Стравинский — оперный певец, солист Мариинского театра. Его мать, пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Ф. М. Достоевский. С детских лет Стравинский занимался музыкой. Брал уроки у Н.А. Римского-Корсакова. В начале 1914 года, накануне Первой мировой войны, выехал с семьёй в Швейцарию. Из-за начавшейся войны Стравинские в Россию не вернулись. С весны 1915 года композитор жил с семьёй в Морже близ Лозанны, с 1920 — преимущественно в Париже. Ближе к концу своей жизни жил в США. Живя во Франции, тесно сотрудничал с композиторами «французской шестерки», которые оказали влияние на его творчество. Первый балет, который С.Дягилев заказал у композитора был «Пульчинелла», следом были: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Также И.Стравинский является автором таких опер, как «Мавра», «Царь Эдип», «Соловец», огромного количества инструментальных концертов, оркестровых поэм, балетов, хореографических сцен с хором и солистами и многих других сочинений. ХХ век в мире музыки был полон новых открытий и перемен. Давайте почитаем в учебнике на странице 27 небольшой фрагмент параграфа на данную тему. Разговор о теме балета И.Стравинского «Весна священная» после прочтения параграфа. - Какому периоду, как вы думаете, посвящен балет «Весная священная?» - Что свойственно культуре языческой Руси? - Каких древнерусских богов вы знаете? - С какими наиболее известными языческими праздниками вы знакомы? Далее читаем небольшой фрагмент о балете в учебнике на странице 29. Слушаем первый музыкальный фрагмент «Часть 1. Поцелуй земли». Задание – записать в тетради несколько (5-7) слов, характеризующих музыку, опираясь на средства музыкальной выразительности. Слушаем следующий фрагмент балета «Весенние гадания. Пляски щеголих». Выполняем тоже задание, сравнивая данный музыкальный фрагмент с предыдущим, параллельно рассматривая в учебнике иллюстрации к данному балету. Слушаем третий фрагмент балета «Часть 2. Великая священная пляска». Беседуем о характере музыки в целом. Делаем выводы о направлении творчества И.Стравинского, путем наводящих вопросов выясняем, что он был ярким представителем «неоклассицизма». | Кратко записываем в тетрадь. Ученики читают по цепочки фрагменты параграфа из учебника. Ученики отвечают на вопросы. Слушают музыку, выполняют задание, озвучивают свои варианты. Слушают музыку, выполняют задание, просматривают предложенные иллюстрации к балету, озвучивают свои варианты. Слушают музыку, отвечают на вопросы, предлагают свои версии. | Познавательная: извлекать информацию, осознавать необходимость нового знания. Коммуникативная: оформлять свои мысли в устной речи и письменно. Доносить свою мысль до других. Регулятивная: самостоятельно решать поставленную проблему |