СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык и языкознание. Язык и общение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Язык и языкознание. Язык и общение.»


Предмет: русский язык

Учитель Рвачёва С.А

Класс: 6

Дата 03.09.2019

Урок№1

Общая тема Язык и языкознание. Язык и общение.

Тема: Языкознание как наука о языке. Речь устная и письменная..

Планируемые результаты:

Личностные Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Метапредметные осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Предметные: понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа;положительно относиться к познавательной деятельности,приобретать новые знания,овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся

Тип урока: урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе


Ход урока


  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, дорогие ребята! На прошлом уроке мы начали рассматривать тему «Язык и языкознание». Сегодня мы продолжим изучение данной темы.

(На доске: число, классная работа, тема урока, которые дети записывают в тетради)


  1. Разминка.

  • Предлагаю начать урок с разминки. Словарный диктант (орфография; проверяемые безударные гласные в корне)

  1. Голубиная стая, домашний обед, рогатый козёл, напоить крольчат, терпеть боль, далёкая деревня, поддержать друга, одолжить деньги, наколоть дров, приносить подарки, ветвистый дуб, восковая свеча.

(Самопроверка диктанта)


  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

-Что такое язык? (система знаков и обозначений, средство человеческого общения; в нём отражены история народа, его культура, его обычаи; язык нужен, чтобы думать, выражать мысли, эмоции)

-Что такое языкознание (лингвистика)?(наука о языке, его природе, структуре, закономерностях развития)

-Какие разделы изучает языкознание? (лексикология, фонетика, орфоэпия, графика и орфография, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис).

- Что изучает лексикология? (словарный состав языка)

-Что изучает фонетика? (звуковой состав языка)

- Что изучает орфоэпия? (произношение слов)

-Что изучает графика и орфография (написание слов)

-Что изучает морфемика и словообразование (состав слов и образование новых слов)

-Что изучает морфология? (слова как части речи)

-Что изучает синтаксис? (словосочетания и предложения)

  1. Совершенствование умений работать с информацией.

Вопросы на размышление:

  1. Кошка охотится за мышкой и, возможно, даже представляет, как она её схватит и начнёт с ней «играть». Думает ли она при этом, например, о том, что мышка совсем не хочет быть пойманной, что мышки как грызуны приносят вред и пр.?

(Предполагаемые выводы: способность думать не только о конкретном предмете, а обо всех предметах, действиях, качествах присуща только человеку. Животное «мыслит» инстинктами. Понимать мир, жизнь, самого себя можно только с помощью языка)

Запись в тетради:

Человек способен думать. Думать, мыслить можно только с помощью языка.


  1. Утка ведёт утят на пруд. «Кря­кря!» – сказала она. И все утята вслед за ней бегом в воду. Говорит ли утка на самом деле?

(Нет, её «кря­кря» – врождённое поведение. Утка не могла действовать по­другому, не могла, например, предупредить утят, что в пруду их ждёт опасность – старая зубастая щука, что у правого берега есть быстрый водоворот и там опасно плавать и пр. Она не говорит, не пользуется языком).


  1. Во дворе дома встретились два приятеля.

– На! – сказал один и протянул другому яблоко.

– На! – сказал второй, откусив от яблока хороший кусок.

– Можно ли сказать, что они пользовались языком? А какой «язык» им помог?

– Продолжите диалог, чтобы в нём проявилось использование языка.

Запись в тетради:

Язык позволяет людям общаться, высказывать мысли.

  1. Физкультминутка.


  1. Закрепление изученного материала.

Упражнение № 4. Внимательно прочитайте текст из «Энциклопедии для детей. Языкознание. Русский язык» и ответьте на вопрос: «Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен?» Своё мнение постарайтесь доказать.

Чтение сказки

- Перед вами текст сказки (цель: прочитать сказку)

Приступим.

Это было давным–давно, так давно, что эту историю уже забыли. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата. Жили - не тужили, занимались охотой, рыбной ловлей. А по соседству, в другом государстве, жил злой и коварный волшебник. Вот как-то раз во время охоты, догоняя дичь, перешли братья границу своей земли и даже глазом не успели моргнуть, как были захвачены в плен чародеем, который в наказание одного из них лишил зрения, другого – слуха, а третьего – дара речи. И сказал им злой колдун: «Наказание будет длиться до тех пор, пока каждый и вас не отыщет дороги домой». Развели братьев в разные стороны, и побрели они своим путём…

Что дальше?

- Кто из братьев вернулся домой первым, кто – вторым, а кто не смог вернуться домой? Почему? Ваши размышления.

- А теперь послушайте продолжение сказки:

Первым возвратился домой слепой и тут же прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и сразу же стал слышать.А тот, кто потерял способность говорить, совсем не вернулся.

- Почему же не смог вернуться домой немой брат? Аргументируйте свое мнение.


  1. Подведение итогов.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Давайте сделаем вывод: животные общаться не могут, они обмениваются сигналами. Пользоваться языком – значит высказывать мысли, обмениваться ими. Язык позволяет людям общаться, сообщать мысли друг другу.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

-Для чего нам нужен язык?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Какие впечатления остались у вас?


  1. Домашнее задание.

Выписать 5 пословиц о языке.