Настроимся на урок!
Ну, ребята, чур, молчок -
Начинается урок!
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
«Будет интересно».
Язык и общение
1 урок
Цель урока:
* Познакомиться с понятиями «язык», «общение».
* Вспомнить пословицы и поговорки о языке.
* Отличать устное общение от письменного.
Что же такое ЯЗЫК?
- Сколько значений имеет это слово? Какое нам подходит?
- Язык – это стройный «механизм» (система) или набор независимых явлений?
- Может ли язык развиваться вне общества?
- Какова задача языка? Для чего он служит?
Язык -
это система знаков , средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества и служащая для передачи информации , общения.
Что же такое ОБЩЕНИЕ?
- Можно ли назвать общение процессом? Почему?
- Для чего нужно общение?
- Между кем (чем) может происходить общение?
- Что порождает общение?
Общение -
сложный процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности .
ОБЩЕНИЕ
Синонимы Родственные слова Эпитеты
Беседа Общий Приятное
Диалог Общество Плодотворное
Взаимодействие Сообща Дружеское
Контакт Общаться Вежливое
Общительный
Напомню!
Эпитет – яркое определение (чаще прилагателбное),
дающее слову дополнительную окраску.
Отвечает на вопрос КАКОЙ? – АЯ? –ОЕ?
ПРИМЕР: Серебристый месяц, светлый взгляд.
т айнопись в литературе,
иносказание, намеренно
маскирующее мысль, идею
автора ( по имени баснописца Эзопа ).
Знаменитый полумифический баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.
??? Как вы понимаете выражение ПОЛУМИФИЧЕСКИЙ?
Однажды философ Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день — самый плохой, во второй день — самый лучший.
В первый день на первое, второе и третье Эзоп приготовил говяжьи языки.
— Почему ты подаёшь одни языки? — спросили Эзопа. — Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка ? Только потому, что есть язык , мы огорчаем друг друга , бранимся, лжём, обманываем, хитрим, соримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. — Мне велели приготовить самый лучший обед, — пояснил Эзоп, — а что на свете может быть лучше языка ! При помощи языка изучаются науки и получаются знания , посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы , просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Подумаем!
- Прав ли Эзоп, давая такую оценку языка? Согласны ли вы с ним? Почему?
- Как вы думаете оценил ли его хозяин, философ-Ксанф, эту идею?
- В чем проявилась иносказательность этой истории?
Факт!
Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один из детей не мог общаться с людьми, когда попадал в человеческое общество.
Как вы думаете, почему это происходило?
Народы мира говорят на сотнях языков.
Какие языки вам известны?
Русский язык - один из богатейших языков мира.
Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
Отгадай пословицу! Подсказка: под словом общение скрывается слово язык .
С помощью общения с другими людьми человек всегда сможет достичь цели.
При общении злым словом можно глубоко ранить.
При общении люди друг друга не могут понять.
Кто приучен к правильному и грамотному общению, тот может работать с большим коллективом.
Язык до Киева доведёт.
Злые языки страшнее пистолета
Говорить на разных языках
Язык – стяг, дружины водит
В ТДО
Общение
устное
письменное
говорение
слушание
письмо
чтение
Работаем с учебником.
§ 2, упражнение 4.
ОТДОХНЕМ
Упражнение
«Окно – ёлка»
Работаем с учебником.
§ 2, упражнение 6.
Домашнее задание .
1Вспомнить пословицы и поговорки (крылатые фразы) о языке и общении записать в тетрадь.
+ знать смысл .
Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Понравилось ли вам на уроке?
- Добились ли мы поставленной цели?