СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык и общение (вводный урок по русскому языку в 5 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Замечания: ТДО - тетрадь дял орфограмм.

Презентация расчитана на 2 урока. 

Просмотр содержимого документа
«Язык и общение (вводный урок по русскому языку в 5 классе)»

 Настроимся на урок! Ну, ребята, чур, молчок - Начинается урок! Все расселись по местам? Никому не тесно? По секрету вам скажу: «Будет интересно».

Настроимся на урок!

Ну, ребята, чур, молчок -

Начинается урок!

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

«Будет интересно».

Язык и общение 1 урок

Язык и общение

1 урок

Цель урока: * Познакомиться с понятиями «язык», «общение». * Вспомнить пословицы и поговорки о языке. * Отличать устное общение от письменного.

Цель урока:

* Познакомиться с понятиями «язык», «общение».

* Вспомнить пословицы и поговорки о языке.

* Отличать устное общение от письменного.

Что же такое ЯЗЫК?  Сколько значений имеет это слово? Какое нам подходит?  Язык – это стройный «механизм» (система) или набор независимых явлений?  Может ли язык развиваться вне общества?  Какова задача языка? Для чего он служит? Язык - это система знаков , средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества и служащая для передачи информации , общения.

Что же такое ЯЗЫК?

  • Сколько значений имеет это слово? Какое нам подходит?
  • Язык – это стройный «механизм» (система) или набор независимых явлений?
  • Может ли язык развиваться вне общества?
  • Какова задача языка? Для чего он служит?

Язык -

это система знаков , средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества и служащая для передачи информации , общения.

Что же такое ОБЩЕНИЕ?  Можно ли назвать общение процессом? Почему?  Для чего нужно общение?  Между кем (чем) может происходить общение?  Что порождает общение? Общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности .

Что же такое ОБЩЕНИЕ?

  • Можно ли назвать общение процессом? Почему?
  • Для чего нужно общение?
  • Между кем (чем) может происходить общение?
  • Что порождает общение?

Общение -

сложный процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности .

ОБЩЕНИЕ Синонимы Родственные слова Эпитеты Беседа Общий Приятное Диалог Общество Плодотворное Взаимодействие Сообща Дружеское Контакт Общаться Вежливое  Общительный  Напомню! Эпитет – яркое определение (чаще прилагателбное), дающее слову дополнительную окраску. Отвечает на вопрос КАКОЙ? – АЯ? –ОЕ? ПРИМЕР: Серебристый месяц, светлый взгляд.

ОБЩЕНИЕ

Синонимы Родственные слова Эпитеты

Беседа Общий Приятное

Диалог Общество Плодотворное

Взаимодействие Сообща Дружеское

Контакт Общаться Вежливое

Общительный

Напомню!

Эпитет – яркое определение (чаще прилагателбное),

дающее слову дополнительную окраску.

Отвечает на вопрос КАКОЙ? – АЯ? –ОЕ?

ПРИМЕР: Серебристый месяц, светлый взгляд.

Эзопов язык – т айнопись  в литературе,   иносказание, намеренно  маскирующее мысль, идею  автора ( по имени баснописца Эзопа ). Знаменитый полумифический баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. ??? Как вы понимаете выражение ПОЛУМИФИЧЕСКИЙ?
  • Эзопов язык –

т айнопись  в литературе,

  иносказание, намеренно 

маскирующее мысль, идею 

автора ( по имени баснописца Эзопа ).

Знаменитый полумифический баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.

??? Как вы понимаете выражение ПОЛУМИФИЧЕСКИЙ?

Однажды философ Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день — самый плохой, во второй день — самый лучший. В первый день на первое, второе и третье Эзоп приготовил говяжьи языки.

Однажды философ Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день — самый плохой, во второй день — самый лучший.

В первый день на первое, второе и третье Эзоп приготовил говяжьи языки.

—    Почему ты подаёшь одни языки? — спросили Эзопа.  —    Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка ? Только потому, что есть язык , мы огорчаем друг друга , бранимся, лжём, обманываем, хитрим, соримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

—    Почему ты подаёшь одни языки? — спросили Эзопа. —    Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка ? Только потому, что есть язык , мы огорчаем друг друга , бранимся, лжём, обманываем, хитрим, соримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились.  —    Мне велели приготовить самый лучший обед, — пояснил Эзоп, — а что на свете может быть лучше языка ! При помощи языка изучаются науки и получаются знания , посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы , просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. —    Мне велели приготовить самый лучший обед, — пояснил Эзоп, — а что на свете может быть лучше языка ! При помощи языка изучаются науки и получаются знания , посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы , просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Подумаем!  Прав ли Эзоп, давая такую оценку языка? Согласны ли вы с ним? Почему?  Как вы думаете оценил ли его хозяин, философ-Ксанф, эту идею?  В чем проявилась иносказательность этой истории?

Подумаем!

  • Прав ли Эзоп, давая такую оценку языка? Согласны ли вы с ним? Почему?
  • Как вы думаете оценил ли его хозяин, философ-Ксанф, эту идею?
  • В чем проявилась иносказательность этой истории?
Факт! Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один из детей не мог общаться с людьми, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило?

Факт!

Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один из детей не мог общаться с людьми, когда попадал в человеческое общество.

Как вы думаете, почему это происходило?

Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

Народы мира говорят на сотнях языков.

Какие языки вам известны?

Русский язык - один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Русский язык - один из богатейших языков мира.

Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Отгадай пословицу!  Подсказка: под словом общение скрывается слово язык . С помощью общения с другими людьми человек всегда сможет достичь цели. При общении злым словом можно глубоко ранить. При общении люди друг друга не могут понять. Кто приучен к правильному и грамотному общению, тот может работать с большим коллективом.

Отгадай пословицу! Подсказка: под словом общение скрывается слово язык .

С помощью общения с другими людьми человек всегда сможет достичь цели.

При общении злым словом можно глубоко ранить.

При общении люди друг друга не могут понять.

Кто приучен к правильному и грамотному общению, тот может работать с большим коллективом.

Язык до Киева доведёт.

Язык до Киева доведёт.

Злые языки страшнее пистолета

Злые языки страшнее пистолета

Говорить на разных языках

Говорить на разных языках

Язык – стяг, дружины водит

Язык – стяг, дружины водит

В ТДО Общение устное письменное говорение слушание письмо чтение

В ТДО

Общение

устное

письменное

говорение

слушание

письмо

чтение

Работаем с учебником. § 2, упражнение 4.

Работаем с учебником.

§ 2, упражнение 4.

ОТДОХНЕМ Упражнение  «Окно – ёлка»

ОТДОХНЕМ

Упражнение

«Окно – ёлка»

Работаем с учебником. § 2, упражнение 6.

Работаем с учебником.

§ 2, упражнение 6.

Домашнее задание . 1Вспомнить пословицы и поговорки (крылатые фразы) о языке и общении записать в тетрадь. + знать смысл .

Домашнее задание .

1Вспомнить пословицы и поговорки (крылатые фразы) о языке и общении записать в тетрадь.

+ знать смысл .

Итог урока: Что нового узнали на уроке? Понравилось ли вам на уроке? Добились ли мы поставленной цели?

Итог урока:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Понравилось ли вам на уроке?
  • Добились ли мы поставленной цели?