Качинскене М. С.
Урок русского языка в 11 классе № 79
Тема: Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи
Цели:
формирование лингвистической компетентности через овладение языковыми понятиями «культура речи», «языковая норма», «речевая норма», практическое владение речевыми нормами; формирование умения владеть способом действия при выборе речевой нормы, умения анализировать, сопоставлять, дифференцировать языковые явления, делать выводы на основе анализа; формирование коммуникативной компетентности посредством овладения всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение); формирование информационной компетентности через умение осуществлять поиск необходимой информации, выделять главную и второстепенную информацию.
Воспитательная:
формирование представления о русском языке как духовной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой общения.
План урока:
1. Ознакомление с видеоматериалами
Публичная речь
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5068628383670030092&text=язык%20и%20речь.%20Культура%20речи%20как%20раздел%20науки%20о%20языке%2C%20изучающий%20правильность%20и%20чистоту%20речи%20урок%20в%2011%20классе&path=wizard&parent-reqid=1587019510903838-143012888456410918100158-production-app-host-vla-web-yp-301&redircnt=1587019693.1
Разговорная речь
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8202003175237373024&text=язык%20и%20речь.%20Культура%20речи%20как%20раздел%20науки%20о%20языке%2C%20изучающий%20правильность%20и%20чистоту%20речи%20урок%20в%2011%20классе&path=wizard&parent-reqid=1587019510903838-143012888456410918100158-production-app-host-vla-web-yp-301&redircnt=1587020044.1
3. Актуализация знаний
Выполняя экзаменационную работу по русскому языку, вы показываете свое владение языком как системой, имеющей уровневую организацию, и владение речью, показывая свою речевую культуру.
4. Выполнение практической работы (часть А)
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА
Расставьте самостоятельно ударения в данных словах:
апостроф
хвоя
жалюзи
приобретение
сформированный
бледна
обеспечение
осведомиться
хлопковый
подростковый
перенявший
жестка
убывший
занята
баловать
принудить
благовест
гражданство
завидно
исчерпать
нефтепровод
средства
феномен
заняла
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Обозначьте номера предложений, в которых допущена речевая ошибка.
Мы довольно долго пробыли в Крыму.
Ученики уделяли заботу своей первой учительнице.
Каждый человек индивидуален, но это не мешает ему находить людей с похожими взглядами.
Лекарства от гриппа поступили в аптеку в нужном количестве.
Текст написан очень понятливым языком.
Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство признания.
Во многих странах есть больницы для бедных, где оказывают бесплатную помощь.
Ни один укол, который эта медсестра делает, не бывает больным.
Он был смешной парень: как начнет смеяться, так не остановишь.
Важную роль в создании образа героя играют эпитеты.
Как возможно исправить каждую ошибку? Исправленный вариант запишите в тетрадь.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ НОРМА
Обозначьте номера предложений, в которых допущена грамматическая ошибка.
У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.
Вопреки прогноза специалистов безработица в стране резко выросла.
С 1 июля началась выдача новых паспортов, содержащая закодированные сведения об их владельцах.
Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы.
Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрел путевку заранее.
И здесь, в этом уникальном заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело.
В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как можно дом сделать теплее, а проживание в нем – экономичнее.
Начальник отделения полиции заверил гражданина о том, что по его заявлению будет проведена проверка.
Хотелось бы рассказать собравшимся о том, что волнует людей сегодня.
Благодаря умелым действиям пожарных возгорание удалось погасить в считанные секунды.
ПУНКТУАЦИОННАЯ НОРМА
Спишите предложение № 7 (урок № 77), расставьте знаки препинания, выполните пунктуационный анализ в свободной форме (так же, как и ранее работали в тетрадях с первыми шестью предложениями)
Выполненную в тетради работу фотографируем и присылаем на электронную почту учителя ([email protected]) до 14. 30 19 апреля.