СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционный урок

Просмотр содержимого документа
«Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.»

Качинскене М. С.

Урок русского языка в 11 классе № 79

Тема: Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи


Цели:

формирование лингвистической компетентности через овладение языковыми понятиями «культура речи», «языковая норма», «речевая норма», практическое владение речевыми нормами; формирование умения владеть способом действия при выборе речевой нормы, умения анализировать, сопоставлять, дифференцировать языковые явления, делать выводы на основе анализа; формирование коммуникативной компетентности посредством овладения всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение); формирование информационной компетентности через умение осуществлять поиск необходимой информации, выделять главную и второстепенную информацию.

Воспитательная:

формирование представления о русском языке как духовной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой общения.

План урока:


1. Ознакомление с видеоматериалами

Публичная речь



https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5068628383670030092&text=язык%20и%20речь.%20Культура%20речи%20как%20раздел%20науки%20о%20языке%2C%20изучающий%20правильность%20и%20чистоту%20речи%20урок%20в%2011%20классе&path=wizard&parent-reqid=1587019510903838-143012888456410918100158-production-app-host-vla-web-yp-301&redircnt=1587019693.1

Разговорная речь


https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8202003175237373024&text=язык%20и%20речь.%20Культура%20речи%20как%20раздел%20науки%20о%20языке%2C%20изучающий%20правильность%20и%20чистоту%20речи%20урок%20в%2011%20классе&path=wizard&parent-reqid=1587019510903838-143012888456410918100158-production-app-host-vla-web-yp-301&redircnt=1587020044.1


3. Актуализация знаний


Выполняя экзаменационную работу по русскому языку, вы показываете свое владение языком как системой, имеющей уровневую организацию, и владение речью, показывая свою речевую культуру.


4. Выполнение практической работы (часть А)


ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА

Расставьте самостоятельно ударения в данных словах:


  • апостроф

  • хвоя

  • жалюзи

  • приобретение

  • сформированный

  • бледна

  • обеспечение

  • осведомиться

  • хлопковый

  • подростковый

  • перенявший

  • жестка

  • убывший

  • занята

  • баловать

  • принудить

  • благовест

  • гражданство

  • завидно

  • исчерпать

  • нефтепровод

  • средства

  • феномен

  • заняла


ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА


Обозначьте номера предложений, в которых допущена речевая ошибка.


  1. Мы довольно долго пробыли в Крыму.

  2. Ученики уделяли заботу своей первой учительнице.

  3. Каждый человек индивидуален, но это не мешает ему находить людей с похожими взглядами.

  4. Лекарства от гриппа поступили в аптеку в нужном количестве.

  5. Текст написан очень понятливым языком.

  6. Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство признания.

  7. Во многих странах есть больницы для бедных, где оказывают бесплатную помощь.

  8. Ни один укол, который эта медсестра делает, не бывает больным.

  9. Он был смешной парень: как начнет смеяться, так не остановишь.

  10. Важную роль в создании образа героя играют эпитеты.


Как возможно исправить каждую ошибку? Исправленный вариант запишите в тетрадь.


ГРАММАТИЧЕСКАЯ НОРМА


Обозначьте номера предложений, в которых допущена грамматическая ошибка.

  1. У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.

  2. Вопреки прогноза специалистов безработица в стране резко выросла.

  3. С 1 июля началась выдача новых паспортов, содержащая закодированные сведения об их владельцах.

  4. Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы.

  5. Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрел путевку заранее.

  6. И здесь, в этом уникальном заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело.

  7. В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как можно дом сделать теплее, а проживание в нем – экономичнее.

  8. Начальник отделения полиции заверил гражданина о том, что по его заявлению будет проведена проверка.

  9. Хотелось бы рассказать собравшимся о том, что волнует людей сегодня.

  10. Благодаря умелым действиям пожарных возгорание удалось погасить в считанные секунды.


ПУНКТУАЦИОННАЯ НОРМА

Спишите предложение № 7 (урок № 77), расставьте знаки препинания, выполните пунктуационный анализ в свободной форме (так же, как и ранее работали в тетрадях с первыми шестью предложениями)


Выполненную в тетради работу фотографируем и присылаем на электронную почту учителя ([email protected]) до 14. 30 19 апреля.