ПЛАН УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи
Цели урока:
1. Знакомство с понятием «Язык и речь».
2. Повышение уровня орфографической, пунктуационной грамотности. Развитие речи, слуховой и зрительной памяти.
3. Воспитание любви к родному языку.
Вид урока: комбинированный
Средства обучения: схемы, карточки, таблицы
ХОД УРОКА
Организационный момент. Разминка
1. Объяснительный диктант
Вдруг дверь скрипнула, лёгкий шорох платья и шагов послышался за мной. (Л.) Ну, не наваждение ли это дьявольское! (Остр.) Потянулись длинные вечера и сумерки с аккомпанементом заунывного ветра. (Григ.) 6. Он ловко и проворно отстегнул клапан кобуры, выхватил из неё револьвер. (Гарш.) Зазывали народ цирюльники, щёлкали ножницами. (А. Т.) Его стол стоял у окна, за которым открывалась широкая зимняя панорама. (Тр.)
2. Выполнить синтаксический разбор предложения
Он держал её за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживая по этой своей квартире; а она видела во всём одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость (Ч.)
Изучение нового материала
Три компонента культуры речи. Языковая норма
- Назовите основные, с вашей точки зрения, качества хорошей речи, расположите их по степени важности.
Под культурой речи понимают владение нормами русского литературного языка в его устной и письменной форме, использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.
Культурой речи называется также раздел науки о языке, исследующий языковые нормы, проблемы их совершенствования, разрабатывающий рекомендации по эффективному использованию языковых норм в речи.
По речи человека можно судить об уровне его общей культуры, его духовного, нравственного развития, его внутренних качествах.
Основными качествами хорошей речи являются правильность (соблюдение норм литературного языка), точность передачи мысли, чувства, выразительность речи, уместность используемых языковых средств (уместность стилевая, ситуативная, нравственно-психологическая, личностная). Названные качества речи вбирают в себя и многие другие, такие, как чистота речи (незасоренность ее внелитературными элементами), богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, логическая стройность, художественные достоинства.
Выделяют три компонента культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.
Культура речи требует безупречного владения языковыми нормами — орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими. Вопрос о норме возникает, когда есть выбор из двух и более вариантов. Например, современная орфоэпическая норма разрешает только одно ударение: километр, начать, средства — и запрещает километр, начать, средства.
Следует учитывать, что в литературной и профессиональной речи одно и то же слово может иметь разные ударные слоги. Моряки, например, говорят компа′с, а не ко′мпас, крейсера′, а не кре′йсеры; медики — и′нсульт, а не инсу′льт; политические деятели — до′говор, а не догово′р.
Нормы современного русского языка находятся в постоянном развитии: так, если в XIX в. можно было сказать устроивал, видал, у ней, от глубины души, то теперь допускается только устраивал, видел, у нее, до глубины души.
Устная разговорная речь имеет свои нормы, отличные от зафиксированных в словарях и грамматиках норм письменной речи. Например, выражение Скажите, метро сюда? (вместо Скажите, пожалуйста, как пройти к метро) недопустимо в письменном литературном тексте, хотя не нарушает норм разговорной речи.
Закрепление нового материала
Упражнение 1. Запишите словосочетания. Укажите, в чем вы видите различие в значении прилагательных, сочетающихся с разными словами. Подберите синоним (если возможно) для каждого значения, запишите его в скобках после соответствующего словосочетания.
Высокий юноша, высокий голос, высокий доход, высокий пост, высокое мнение. Мягкий климат, мягкий знак, мягкий хлеб, мягкий характер, мягкий свет.
Упражнение 2. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, грамм, килограмм, сабля, северянин, дворянин, татарин, минчанин, таджик, солдат, сын, друг, курица, князь, муж, полено, ущелье, платье, лист.
Упражнение 3. Запишите слова, обозначьте ударный слог.
Агент, алфавит, арбуз, арест, боязнь, диспансер, досуг, квартал, кремень, магазин, партер, петля, приговор, прирост, созыв, цемент, дремота, истерия, комбайнер, недоимка, планер, св(е,ё)кла, случай, тяжба, феномен, рефлексия, танцовщица, ходатайство, намерение, обеспечение, упрочение.
4. Анализ текста
Домашнее задание: знать теоретический материал
Приложение к уроку: Язык и речь. Основные требования к речи
Прочитайте текст
Благотворительность — вот слово с очень спорным смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают. Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно, что получите столько же ответов, сколько у вас собеседников. Но поставьте их прямо пред несчастным случаем, пред страдающим человеком с вопросом, что делать — и все будут готовы помочь, кто чем может. Чувство сострадания так просто и непосредственно, что хочется помочь даже тогда, когда страдающий не просит о помощи, даже тогда, когда помощь ему вредна и даже опасна, когда он может злоупотребить ею. На досуге можно размышлять и спорить об условиях правительственных ссуд нуждающимся, об организации и сравнительном значении государственной и общественной помощи, об отношении той и другой к частной благотворительности, о доставлении заработков нуждающимся, о деморализующем влиянии дарового пособия; на досуге, когда минует беда, и мы обо всем этом подумаем и поспорим. Но когда видишь, что человек тонет, первое движение — броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление произведет на него ваша помощь. При обсуждении участия, какое могут принять в деле помощи народу правительство, земство и общество, надобно разделять различные элементы и мотивы: экономическую политику, принимающую меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий, и следствия помощи, могущие оказаться невыгодными с точки зрения полиции и общественной дисциплины, и возможность всяких злоупотреблений. Все это соображения, которые относятся к компетенции подлежащих ведомств, но которых можно не примешивать к благотворительности в собственном смысле. Нам, частным лицам, открыта только такая благотворительность, а она может руководиться лишь нравственным побуждением, чувством сострадания к страдающему. Лишь бы помочь ему остаться живым и здоровым, а если он дурно воспользуется нашей помощью, это его вина, которую, по минованию нужды, позаботятся исправить подлежащие власти и влияния.
Так понимали у нас частную благотворительность в старину; так, без сомнения, понимаем ее и мы, унаследовав путем исторического воспитания добрые понятия и навыки старины. (В. О. Ключевский: Добрые люди Древней Руси. 1892 г.)
1. Проанализируйте текст с точки зрения требований к речи.
2. Разъясните значения употребленных в тексте слов: правительство, земство, общество.
3. Предпоследнее предложение изложите в соответствии с современной языковой нормой.
4. Запятая, как известно, используется для разделения или выделения элементов предложения. Найдите в тексте и охарактеризуйте все случаи использования запятой для выделения.
5. Выделите морфемы в словах: несчастным, непосредственно, страдающий, размышлять, правительственных, благотворительности, деморализующем, общественной, злоупотреблений, побуждением.
Какие разновидности орфограмм имеются в этих словах?
_________________________________________________________________________________________________
Приложение к уроку: Язык и речь. Основные требования к речи
Прочитайте текст
Благотворительность — вот слово с очень спорным смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают. Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно, что получите столько же ответов, сколько у вас собеседников. Но поставьте их прямо пред несчастным случаем, пред страдающим человеком с вопросом, что делать — и все будут готовы помочь, кто чем может. Чувство сострадания так просто и непосредственно, что хочется помочь даже тогда, когда страдающий не просит о помощи, даже тогда, когда помощь ему вредна и даже опасна, когда он может злоупотребить ею. На досуге можно размышлять и спорить об условиях правительственных ссуд нуждающимся, об организации и сравнительном значении государственной и общественной помощи, об отношении той и другой к частной благотворительности, о доставлении заработков нуждающимся, о деморализующем влиянии дарового пособия; на досуге, когда минует беда, и мы обо всем этом подумаем и поспорим. Но когда видишь, что человек тонет, первое движение — броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление произведет на него ваша помощь. При обсуждении участия, какое могут принять в деле помощи народу правительство, земство и общество, надобно разделять различные элементы и мотивы: экономическую политику, принимающую меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий, и следствия помощи, могущие оказаться невыгодными с точки зрения полиции и общественной дисциплины, и возможность всяких злоупотреблений. Все это соображения, которые относятся к компетенции подлежащих ведомств, но которых можно не примешивать к благотворительности в собственном смысле. Нам, частным лицам, открыта только такая благотворительность, а она может руководиться лишь нравственным побуждением, чувством сострадания к страдающему. Лишь бы помочь ему остаться живым и здоровым, а если он дурно воспользуется нашей помощью, это его вина, которую, по минованию нужды, позаботятся исправить подлежащие власти и влияния.
Так понимали у нас частную благотворительность в старину; так, без сомнения, понимаем ее и мы, унаследовав путем исторического воспитания добрые понятия и навыки старины. (В. О. Ключевский: Добрые люди Древней Руси. 1892 г.)
1. Проанализируйте текст с точки зрения требований к речи.
2. Разъясните значения употребленных в тексте слов: правительство, земство, общество.
3. Предпоследнее предложение изложите в соответствии с современной языковой нормой.
4. Запятая, как известно, используется для разделения или выделения элементов предложения. Найдите в тексте и охарактеризуйте все случаи использования запятой для выделения.
5. Выделите морфемы в словах: несчастным, непосредственно, страдающий, размышлять, правительственных, благотворительности, деморализующем, общественной, злоупотреблений, побуждением.
Какие разновидности орфограмм имеются в этих словах?