ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17
ТЕМА: Язык и речь. Виды речевой деятельности.
ЦЕЛЬ: формирование навыков практического применения знаний для построения устных и письменных текстов
ФОРМИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ЛР3, ОК4, ОК5.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ: Карточки с заданиями
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:
ЗАДАНИЕ 1. Игра «Полемика». Двое участников по очереди приводят аргументы к противоположным тезисам. Побеждает тот, у кого окажется больше аргументов.
Нужно делать зарядку, потому что… | Зарядку делать бесполезно, потому что… |
Хорошо, когда у тебя есть братья и сестры, потому что… | Плохо, когда у тебя есть братья и сестры, потому что… |
Хорошо тому, у кого отец военный, потому что… | Плохо тому, у кого отец военный, потому что… |
ЗАДАНИЕ 2. Игра «А это как сказать…». Задание выполняется в парах: один приводит тезис, а второй его опровергает, приводя свои аргументы (начинайте свою аргументацию словами «А это как сказать…»).
1. Сидеть дома одному скучно. 2. Хорошо иметь кучу денег. 3. Хорошо, когда зимой много снега. 4. Хорошо всегда выигрывать.
Продолжите игру. Приведите свои тезисы.
ЗАДАНИЕ 3. Укажите лексические и стилевые особенности текста, назовите тип речи и его признаки (тема, идея). Определите тезис (см. Приложение 2). Согласны ли вы с точкой зрения автора? Обоснуйте свой ответ устным высказыванием.
Любовь, уважение, знание.
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком - реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.
И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств - признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя - Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!»
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги; Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии- стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И - горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.
Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание. (Д.С.Лихачев)
ЗАДАНИЕ 4. Напишите эссе (см. Приложение 1) на заданную тему (по выбору студента):
Охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею (В.Г. Белинский).
Человек, говорящий на хорошем и богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке (А.Н. Толстой).
Язык – это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели (Антуан де Ривароль).
Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает (Наполеон Бонапарт).
Язык не может быть плохим или хорошим. Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять (С. Довлатов).
Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете (Д. Рокфеллер).
Прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку (Вольтер).
Язык – неписаная конституция государства, несоблюдение духа которой ведет к гибели всякую (в том числе и духовную) власть (И. Волгин).
Заговори, чтоб я тебя увидел (Сократ).
Слова — ветер, а бранные слова — сквозняк, который вреден (Шекспир).
Где мало слов, там вес они имеют (Шекспир).
Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать (Ларошфуко).
Когда нечего сказать, много говорят (О. Бальзак).
Крылатые слова одних окрыляют, а другим подрезают крылья (К. Кушнер).
Ошибки не есть еще лженаука. Лженаука - это непризнание ошибок (П.Л. Капица).
Удача это крылышки, которыми тебя снабжает судьба, чтобы ты перепорхнул в нужном направлении (В. Кротов).
Молодость - время, когда мы охотнее советуемся с древними греками, чем с собственными бабушками (А. Лигов).
Не всякий, кто смеется, друг, не всякий, кто сердится, враг (Монгольская пословица).
Любовь - теорема, которую каждый день надо доказывать! (Архимед)
Невозмутимость мудрецов есть не что иное, как умение скрывать свои волнения (Ларошфуко).
Тише едешь – дальше будешь (русская пословица).
Уж если кто-нибудь действительно что-то знает, так это тот, кто уверен, что ничего не знает (Маргарита Наваррская).
Надо знать обо всем понемножку, но все о немногом (К. Тимирязев).
Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума (Ф. Достоевский).
Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше (Э. Золя).
Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны (А. Чехов).
Если вы говорите только правду, вам не нужно ни о чем помнить (М. Твен).
Доказывать человеку необходимость знания ‑ это все равно, что убеждать его в полезности зрения (М. Горький).
Адвокат бескорыстнее даже мышки ‑ если мышка воровато грызёт чужой сыр, то адвокат честно питается только дырами в общественных законах (Стас Янковский).
Неточное слово в праве — большое социальное зло: оно кидает почву для произвола и беззакония (А. Ушаков).
Некоторые неписанные законы сильнее всех писанных (Сенека Старший).
Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды (Б. Паскаль).
Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей (В. Сухомлинский).
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически (А. Чехов).
Познание стран мира ‑ украшение и пища человеческих умов (Леонардо да Винчи).
ЗАДАНИЕ 5. Обсудите в паре тему «Как я вижу свое профессиональное будущее», составьте тезисный план для сочинения на данную тему. Напишите ряд слов, которые могут стать ключевыми для такого сочинения, дайте им толкование (работа со словарями!). Подберите и запишите к ним синонимы и антонимы.
Критерии оценки практической работы:
Задания | Баллы | Примечание |
Задание 1 | 15 | 15 – задание выполнено правильно, без ошибок. 10 – задание выполнено с 1 – 3 ошибками. 5 – задание выполнено с 4 – 6 ошибками. 0 – задание выполнено с 7– 9 ошибками или не выполнено |
Задание 2 | 15 | 15 – задание выполнено правильно, без ошибок. 10 – задание выполнено с 1 – 3 ошибками. 5 – задание выполнено с 4 – 6 ошибками. 0 – задание выполнено с 7– 9 ошибками или не выполнено |
Задание 3 | 15 | 15 – задание выполнено правильно, без ошибок. 10 – задание выполнено с 1 – 3 ошибками. 5 – задание выполнено с 4 – 6 ошибками. 0 – задание выполнено с 7– 9 ошибками или не выполнено |
Задание 4 | 15 | 15 – задание выполнено правильно, без ошибок. 10 – задание выполнено с 1 – 3 ошибками. 5 – задание выполнено с 4 – 6 ошибками. 0 – задание выполнено с 7– 9 ошибками или не выполнено |
Задание 5 | 40 | 40 – задание выполнено правильно, без ошибок. 35 – задание выполнено с 1 – 2 ошибками. 25 – задание выполнено с 3 – 4 ошибками. 15 – задание выполнено с 5– 6 ошибками 10 – задание выполнено с 7-8 ошибками. 0 - задание выполнено с 9-10 ошибками или не выполнено |
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
85 ÷ 100 | 5 | отлично |
69 ÷ 84 | 4 | хорошо |
51 ÷ 68 | 3 | удовлетворительно |
50 и менее | 2 | неудовлетворительно |
Приложение 1.
Эссе – это литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении.
План написания сочинения (эссе)
1. Постановка проблемы (с привязкой к тексту)
Проблема может быть сформулирована
- в виде предложения: Добро – это важнейшее качество человека;
- в виде вопроса: Что такое добро?
- в вопросно–ответной форме: Что такое добро? Это важнейшее качество человека.
Привязка к тексту – указание на автора произведения: Поэтому Петров П.П. и затрагивает эту проблему в данном тексте; не случайно в данном тексте Петров П.П. поднимает проблему…
Комментарий (основная часть): ваше мнение с доказательством из жизненного опыта или из художественной литературы.
Вывод (заключение): в заключение хочется еще раз отметить…
Таким образом,…
Подводя итоги,…
В заключении возвращаемся к мысли из 1 абзаца.
При выборе темы руководствуйтесь следующими соображениями: «я уверен, что…
1) мне понятен смысл высказывания;
2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;
3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;
4) владею терминами;
5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».
Требования, предъявляемые к эссе
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Алгоритм написания эссе:
Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) интересна вам;
б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;
в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).
Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
Приложение 2.
Тезис (от греч. «утверждение») – кратко сформулированные основные мысли в одном предложении. Это то утверждение, которое доказывается. Это ответ на вопрос (если тема сформулирована в виде вопроса) или разъяснение темы (если тема дана в виде утверждения).