СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык как инструмент манипуляции: риторические приёмы в политике и рекламе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье используется риторические приёмы языка как инструмент манипуляции в политике и рекламе, рассматриваются различные речевые техники и приёмы, способные влиять на мысли, чувства и поведение других людей осмысляется эмоционально окрашенная лексика в политике и рекламе, анализируются фразы, слоганы и высказывания как мощный инструмент языкового воздействия. Особое внимание уделяется критическому мышлению и умению распознавать и разбираться в этих риторических манипуляциях, принимать осознанные решения и делать самостоятельный анализ информации.

Просмотр содержимого документа
«Язык как инструмент манипуляции: риторические приёмы в политике и рекламе»

Научная статья.

Язык как инструмент манипуляции: риторические приёмы в политике и рекламе.


Галина Яковлевна Игнатьева, государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, [email protected], https://orcid.org/...

Аннотация. В статье используется риторические приёмы языка как инструмент манипуляции в политике и рекламе, рассматриваются различные речевые техники и приёмы, способные влиять на мысли, чувства и поведение других людей осмысляется эмоционально окрашенная лексика в политике и рекламе, анализируются фразы, слоганы и высказывания как мощный инструмент языкового воздействия. Особое внимание уделяется критическому мышлению и умению распознавать и разбираться в этих риторических манипуляциях, принимать осознанные решения и делать самостоятельный анализ информации.

Ключевые слова: язык, манипуляции, воздействие, информация, общение, риторические приёмы, политический язык, язык рекламы.










Язык - это сильнейший инструмент манипуляции, позволяющий влиять на мысли, чувства и поведение людей. Такие манипуляции часто незаметны для человека, потому что они достигаются с помощью разнообразных техник и приёмов. Язык - это то, через чего мы думаем, действуем. Язык также является средством передачи информации.

Значение слова «манипуляция», как правило, имеет отрицательное значение. Оно ассоциируется со скрытым воздействием на кого-либо для получения нужного результата. В жизни, на самом деле, часто используют манипуляции для достижения своих целей за счёт других людей меняя их мышление и вынуждая неосознанно принимать определённые решения. Понять, что тобой манипулируют, не всегда просто. Манипуляция может быть скрытой или замаскированной. Человек постоянно сталкивается с манипуляцией дома, на работе, при общении с друзьями и незнакомыми людьми. Это самый распространённый вид общения, который используют для психологического воздействия на человека. В процессе манипуляции с помощью языкового общения есть минимум 2 действующих лица- манипулятора и того, на кого направлено скрытое действие. Само общение подразумевает отсутствие сговора между собеседниками, что исключает обман и вызывает доверие. Существует несколько способов манипуляции с помощью языка.

Способы двусмысленности и неопределённости проявляются при помощи размытых фраз, понять которые можно по-разному в зависимости от цели манипулятора. Он рождает именно те предположения, к которым он стремился склонить собеседника. Выбирая слова вызывающие эмоции радости, горя, обиды гнева и т.д, также направляет внимание слушателей к заданной цели.

Повторяя одни и те же фразы, используя авторитетные источники обращают внимание человека к чувствам, а не к разуму. При постоянном потоке ложной информации можно добиться того, что люди будут верить и её правдивости. Также если искать или умалчивать о какой-либо важности информации, можно достичь нужного манипулятору результата с помощью определённого выбора фактов или их неполного предоставления.

Ещё одним способом манипуляции являются наводящие вопросы, у которых есть один определённый ответ. Это тоже направляет внимание слушателей в нужное русло.

При речевой манипуляции часто используется так называемые речевые импликатуры. В общении люди часто связывают два предложения, стоящие рядом. И никак не разбивают значение этих предложений на отдельные факты. Такие слова как «в действительности», «на самом деле», «не для кого не секрет», «как мы с вами знаем» также широко используются как речевые приёмы в общении людей.

Ещё очень интересный риторический приём манипуляции- НЛП(нейролингвистическое программирование).Это методы, также позволяющие влиять на мысли, чувства и поведение людей.

Существуют множество сфер деятельности, в которых широко используются НЛП и другие способы речевых манипуляций. Рассмотрим это на примере политики и рекламы.

Для политики язык - это не просто средство общения, а сильнейший инструмент, который политические деятели используют для достижения поставленных целей. Главную роль в этом играют именно риторический приёмы. Это они создают настроение аудитории, убеждая их в своих домыслах и обходя здравое мышление. Политик должен владеть навыком красноречия. Удачное выступление эмоционально затронет слушателей, и это обязательно приведёт к принятию ими нужного для политика решения.

Слово политика придумано Аристотелем. Дословно оно означает «работа по принятию решений». В современном мире - это система руководящих принципов для принятия решений и достижения рациональных, то есть нужных и выгодных результатов. И для достижения таких результатов в данной сфере просто необходим особый политический язык. Именно в нём существуют особые, специально отработанные фразы, способные убеждать и побуждать к определенному выбору. В политическом языке не нужно использовать долгие, сложные и непонятные речи. Чем проще речь, тем она будет эффективней.

Вот некоторые риторические приёмы, которыми пользуются умелые политики.

Выбор слов. Данный метод очень часто используют в СМИ для формирования общественного мнения. Например, слова «шпион» и «разведчик» звучат совершенно по-разному в человеческом сознании, как и выражения «правительство Украины» и «украинская хунта». Зачастую выбор слов показывает слушателям политическую позицию говорящего и убеждает аудиторию своей точке зрения.

Метод употребления своеобразных метафор. Например, «Крым-

сакральное место» или выражения «разрушенная страна», «былое величие».

Значимую роль в политическом языке имеет слова «в действительности», «на самом деле». «Вот вы думаете это правильное мнение, а по факту…». В речах политика это звучит очень убедительно, и они этим пользуются. Никто из слушателей так и не узнает, что значит в действительности, по факту и на каком таком самом деле. Подобные фразы «все говорят», «всем известно». Что кому известно и то эти все, что говорят, тоже на самом деле никто не знает.

Грамотный политический язык способен мастерски влиять на общественное мнение, сознание и мышление людей. Давление на эмоции приносит нужные результаты. «Если мы это не сделаем, нас ожидает крах!» У людей создаётся чувство тревоги и беспокойства без конкретных фактов. «Они не соблюдают свои договоренности и продолжают наносить удары.» Такие фразы побуждают негативные эмоции, направляет гнев в нужное направление. «Мы великий народ, мы сможем сделать это!» побуждет чувство национальной гордости и долга.

Для усиления доверия в политическом языке также эффективно используются авторитетные мнения каких-либо известных источников (которые публично это не подтверждают). Постоянные повторения конкретных слов и лозунгов остаётся в сознании людей. Такие фразы быстро запоминаются, легко внушаются и становятся очевидными. Часто политики используют такие фразы на митингах. «Мы за честные выборы!», «Наша страна будет ещё более значимой!». Также часто встречаются риторические вопросы, на которые совсем не требуются ответы. Это делается только для направления мыслей аудитории. «Разве мы можем оставить эти действия без ответа?» Политик специально формирует такие вопросы с целью внедрения своих идей.

Успех многих в политиков был достигнут благодаря грамотно поставленной речи. Яркий пример - действующий президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, пришедший к власти во время отсутствия «говорящих» политиков. Путин умело чередовал лексические пласты языка, опираясь на соответствующие аудитории. В него лексиконе присутствуют и понятные всем слова (труженики тыла, братский народ), так и слова-термины (рецессия). Президент умело и уместно использует риторические приёмы в речи, употребляя по необходимости фразеологизмы «Нас пытались заставить плясать под чужую дудку», афоризмы «Их прислали подглядывать, а они подслушивают. Некрасиво!», пословицы, поговорки, фразы понятные его народу. Речь Путина, как опытного политика, изобилует риторическом приёмами, используемыми для формирования желательного образа. Им часто используется зеркальный приём. Сопоставляя Россию и Запад, делая акцент на стабильности и безопасности, он противопоставляет его хаосу и неопределённости. У народа создаётся чувство спокойствия и защищённости, солидарности и поддержки действий правительства.

Подобным образом риторические приёмы манипуляции используются и в рекламе. Реклама зачастую очень разнообразна. Иногда она воспринимается назойливой, надоедливой или наоборот, чем-то убеждающим или помогающим сделать выбор. Мы, как правило, не обращаем внимание на то средство, с помощью которого она к нам обращается. Это средство то же, что и в политике- язык. Даже если реклама визуальна - обязательно будет слоган, направленный на манипуляцию.

Реклама – это какая-либо информация, способная убедить потребителя (слушателя) сделать что-то, что нужно компании (говорящего). Например, это покупка чего-либо, подписка или услуга. Реклама - это огромная индустрия в которой язык - это главное средство привлечения внимания аудитории. Манипуляция в рекламе часто воздействует на эмоции, а не на разум, создавая ощущение потребности и желанности продукта.

Как и в политике, в рекламе используется апелляция к эмоциям: страх (кариес, и спасение - зубная паста), счастье (люди улыбаются, наслаждаясь плиткой шоколада на солнечном пляже), любовь (духи, как подарок роскошного мужчины), гордость (шикарный автомобиль).

Также используются ссылки на авторитетное мнение врачей, учёных, лабораторий. В рекламе к аудитории обращается знаменитый человек который рассказывает о том, что только ты достоин того что тебе предлагают.

Всё сказанное в рекламе вызывает у людей определённые образы, отклики ассоциации. Шёлковый шоколад…Звукоподражание, отсылка к тактильным ощущениям. Это ассоциация с удовольствием. Обращение к чувствам. С Алёнкой сладко да гладко. Это решение проблем. Короткие фразы в рекламе очень эффективны. Они быстро запоминаются и то, что предлагается, действительно выбирается и приобретается. Жажду утоляет Спрайт, а Сникерс - голод. Использование метафорических образов создает определенные картинки в сознании аудитории. Это вызывает чувство необходимости, желанности. «Попробуй вкус победы!», «Посмотри, как вкусно! Попробуй, как красиво!»

Через визуальные образы, через слоганы нас вовлекают в рекламную коммуникацию. С помощью рекламы создаётся альтернативная реальность, в которой каждому человеку всё кажется вполне естественным (жираф, жующий радугу в рекламе Skittles). С помощью манипуляции в рекламе постоянно объясняют, что нам чего-то не хватает. Нам рассказывают, как можно быть счастливым с помощью вещей. «Toyota .Управляй мечтой!»- гласит слоган из рекламы. Людям предлагают купить не автомобиль, а престиж и возможность управлять тем, о чём мечтаешь.

Манипулятивные техники в языке постоянно совершенствуются. Противостоять им сложно, но вполне возможно. Существуют множество способов распознавать манипуляции и противостоять им. Критическое мышление - основной инструмент защиты от манипуляции. Задавайте вопросы, анализируйте информацию и не принимайте всё на веру. Защита от манипуляции - это непрерывный процесс саморазвития. Чем больше мы знаем о техниках манипуляций, тем эффективнее можем защитить себя от их влияния.

Необходимо обращать внимание на язык, используемый в обращении, на то, какие факты подчёркиваются, а какие игнорируются. Необходимо внимательно слушать информацию, проверять факты из нескольких независимых источников и проявлять скептицизм. Развитие медиаграмотности для распознавания различных техник манипуляций, такие как эмоциональные призывы, пропаганды, фейковые новости, дезинформация помогает также противостоять манипуляции.

Важно помнить, что риторические приёмы сами по себе не являются манипулятивными. Манипуляция возникает тогда, когда эти приёмы используются намеренно для скрытого влияния на человека, игнорируя его право на собственный выбор. Разбираясь в риторических приёмах, человек способен защитить себя от манипуляций и принимать осознанные и самостоятельные решения.


Список источников.


  1. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: дис. по ВАК РФ докт. филол. наук. М.,2005.832с.

  2. Басовская Е.Н. Власть языка: возможности и опасности речевого воздействия // Политическая лингвистика.2006.

  3. Ильичева Ю.А. о речевом манипулировании в политическом тексте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература.

2013.

  1. Ковешникова М.Н. о речевой манипуляции и приемах речевого манипулирования // Царскосельские чтения.2014.

  2. Гаврилова М.В. о лингвистическом анализе выступления главы государства: тематика, направление и методы исследования // Политическая наука.2017.

  3. Курсы ораторского искусства [электронный ресурс].

URL: htps://msk.oratoris.ru/