СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык как развивающееся явление

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю подготовить и провести вводный урок в 7 классе по русскому языку по программе Ладыженской.

Просмотр содержимого документа
«Язык как развивающееся явление»

Язык как развивающееся явление Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которое отразилась в слове природа страны и история народа. К.Д. Ушинский

Язык как развивающееся явление

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которое отразилась в слове природа страны и история народа.

К.Д. Ушинский

Язык как развивающееся явление Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. С.Я. Маршак.

Язык как развивающееся явление

Язык изменчив, как изменчива сама жизнь.

С.Я. Маршак.

Язык – живой развивающийся организм В языке происходят изменения: Графические Фонетические Лексические Грамматические

Язык – живой развивающийся организм

В языке происходят изменения:

  • Графические
  • Фонетические
  • Лексические
  • Грамматические
Исторические изменения в графике Какой азбукой мы пользуемся? - Кириллицей Почему она так называется? - Ее создатели – болгарские монахи Кирилл и Мефодий Когда была создана кириллица? - В 863 г. 24 мая – День славянской письменности.

Исторические изменения в графике

Какой азбукой мы пользуемся?

- Кириллицей

Почему она так называется?

- Ее создатели – болгарские монахи Кирилл и Мефодий

Когда была создана кириллица?

- В 863 г.

24 мая – День славянской письменности.

Исторические изменения в графике Первоначально в кириллице было 43 буквы, но со временем многие из них стали ненужными. Какие буквы сейчас не употребляются? Какие буквы добавились? Что еще изменилось?

Исторические изменения в графике

Первоначально в кириллице было 43 буквы, но со временем многие из них стали ненужными.

Какие буквы сейчас не употребляются?

Какие буквы добавились?

Что еще изменилось?

Исторические изменения в фонетике Древнерусский язык был очень звучным, мелодичным, в нем было 11 гласных звуков. Например: Ђ (ять) - [ ие ] К XVII в. звук утратился, но до начала ХХ в. букву продолжали писать, и ученики запоминали ряды слов с ятем: БЂдный блЂдный бЂлый бЂс убЂжал за рЂчку в лЂс…

Исторические изменения в фонетике

Древнерусский язык был очень звучным, мелодичным, в нем было 11 гласных звуков.

Например: Ђ (ять) - [ ие ]

К XVII в. звук утратился, но до начала ХХ в. букву продолжали писать, и ученики запоминали ряды слов с ятем:

БЂдный блЂдный бЂлый бЂс

убЂжал за рЂчку в лЂс…

Исторические изменения в фонетике Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ). Например: Бърьвьно – бревно Съдоровъ - здоров

Исторические изменения в фонетике

Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ).

Например:

Бърьвьно – бревно

Съдоровъ - здоров

Исторические изменения в фонетике Согласные ж, ш, ц до XIV в были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом? Звуки к, г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость . Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш . Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.

Исторические изменения в фонетике

Согласные ж, ш, ц до XIV в были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом?

Звуки к, г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость .

Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш .

Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.

Исторические изменения в лексике Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий.

Исторические изменения в лексике

Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий.

Исторические изменения в лексике У каждой эпохи свои неологизмы. Задание 1. Скажите, когда в русском языке новыми были следующие слова: Промышленность, мануфактура, гимназия, лицей, большевик, комсомолец, колхоз, пенициллин, космодром, прилуниться, принтер. Как долго слова остаются неологизмами?

Исторические изменения в лексике

У каждой эпохи свои неологизмы.

Задание 1. Скажите, когда в русском языке новыми были следующие слова:

Промышленность, мануфактура, гимназия, лицей, большевик, комсомолец, колхоз, пенициллин, космодром, прилуниться, принтер.

Как долго слова остаются неологизмами?

Исторические изменения в лексике Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. В толковых словарях они имеют помету устар.

Исторические изменения в лексике

Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. В толковых словарях они имеют помету устар.

Исторические изменения в лексике Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое. Например: соха, колчан, армяк, кика, дилижанс, конка, статский советник, комбед, комиссар.

Исторические изменения в лексике

Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.

Например: соха, колчан,

армяк, кика, дилижанс,

конка, статский советник,

комбед, комиссар.

Исторические изменения в лексике Архаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие слова, замененные более современными. Например: уста, перст, выя, длань, десница, шуйца, ратник, отрок, зело, пиит. Объясните значения архаизмов, подберите к ним синонимы. Брадобрей, алчность, глаголет, лобызать, грядет.

Исторические изменения в лексике

Архаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие слова, замененные более современными.

Например: уста, перст, выя, длань, десница, шуйца, ратник, отрок, зело, пиит.

Объясните значения архаизмов, подберите к ним синонимы.

Брадобрей, алчность, глаголет, лобызать, грядет.

Исторические изменения в лексике Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают. Например: подлый – 1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый, принадлежащий к низшему сословию»; 2) современное «бесчестный, нравственно низкий».

Исторические изменения в лексике

Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают.

Например:

подлый –

1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый, принадлежащий к низшему сословию»;

2) современное «бесчестный, нравственно низкий».

Исторические изменения в лексике Значение слова может сужаться и расширяться. Например: Порох – в древнерусском языке «вещество, состоящее из мелких частиц, пыль» (ср. порошок, запорошить, пороша). Палец – первоначально «большой палец руки».

Исторические изменения в лексике

Значение слова может сужаться и расширяться.

Например:

Порох – в древнерусском языке «вещество, состоящее из мелких частиц, пыль»

(ср. порошок, запорошить, пороша).

Палец – первоначально «большой палец руки».

Этимология – наука о происхождении слов Какого цвета должны быть чернила? Почему висок, ломоть, ветчина так называются? Из-под мышек – при чем здесь мыши?

Этимология – наука о происхождении слов

Какого цвета должны быть чернила?

Почему висок, ломоть, ветчина так называются?

Из-под мышек – при чем здесь мыши?

Этимология – наука о происхождении слов Этимология – (греч. Etymon – правда, истина + logos – понятие, слово) наука о происхождении слов.  С помощью этимологического анализа объясните правописание слов Зн..менитый, препод..ватель, зн..комиться, раздр..жать, насл..ждаться, м..шок.

Этимология – наука о происхождении слов

Этимология – (греч. Etymon – правда, истина + logos – понятие, слово) наука о происхождении слов.

С помощью этимологического анализа объясните правописание слов

Зн..менитый, препод..ватель, зн..комиться, раздр..жать, насл..ждаться, м..шок.

Изменения в грамматике Грамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так быстро. Например: имя существительное в древнерусском языке имело три формы числа, шесть типов склонения, семь падежей; глагол – восемь времен и несколько неличных форм (причастие, инфинитив, супин).

Изменения в грамматике

Грамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так быстро.

Например:

имя существительное в древнерусском языке имело три формы числа, шесть типов склонения, семь падежей;

глагол – восемь времен и несколько неличных форм (причастие, инфинитив, супин).

Изменения в грамматике Единств. число Двойств. число годъ Множеств. число года конь коня сынъ годи доля кони сыны доли сынове рыба дол Ђ рыб Ђ рыбы Почему в качестве формы множественного числа у слов глаз, рог, рукав закрепилась древняя форма двойственного числа?

Изменения в грамматике

Единств. число

Двойств. число

годъ

Множеств. число

года

конь

коня

сынъ

годи

доля

кони

сыны

доли

сынове

рыба

дол Ђ

рыб Ђ

рыбы

Почему в качестве формы множественного числа у слов глаз, рог, рукав закрепилась древняя форма двойственного числа?

Невозможно определить сколько языков существует в мире ввиду условности различия между разными языками, как невозможно провести границу между морями.

Невозможно определить сколько языков существует в мире ввиду условности различия между разными языками, как невозможно провести границу между морями.

Подведем итоги Какой уровень языка изменяется быстрее других? Какие группы слов выделяются в языке по времени их появления? Что изучает этимология?

Подведем итоги

Какой уровень языка изменяется быстрее других?

Какие группы слов выделяются в языке по времени их появления?

Что изучает этимология?

Подведем итоги Какие ветви славянских языков вы знаете? Назовите восточнославянские языки? Как назывались предшественники современного русского языка?

Подведем итоги

Какие ветви славянских языков вы знаете?

Назовите восточнославянские языки?

Как назывались предшественники современного русского языка?

Домашнее задание Упр. 4, Упр.7 (высказывание на 1-1,5 мин)

Домашнее задание

Упр. 4,

Упр.7 (высказывание на 1-1,5 мин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!