СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка (7 класс) "Понятие о языке как развивающемся явлении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по программе под редакцией С.И. Львовой "Понятие о языке как развивающемся явлении", цель которого - повторить сведения об особенностях структуры учебника и основных типах упражнений и дать представление о содержании курса русского языка в шестом классе;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка (7 класс) "Понятие о языке как развивающемся явлении"»

Русский язык 7 класс (программа под редакцией С.И. Львовой)

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №20» города Донской Тульской области

Урок 1. Понятие о языке как развивающемся явлении.


Цели урока: 1) повторить сведения об особенностях структуры учебника и основных типах упражнений и дать представление о содержании курса русского языка в шестом классе; 2) повторить известные учащимся высказывания о русском языке и совершенствовать умение проводить смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему; 3) формировать представление о языке как развивающемся явлении.

Оборудование: презентация к уроку

Ход урока.

I.Оргмомент.

СЛАЙДЫ 1-5

II. Изложение нового материала.

1.Знакомство с учебником

1.Рассмотрение обложки, форзацев, титульного листа.

2.Просмотровое чтение оглавления.

- Назовите разделы лингвистики, изучение которых вы продолжите в этом учебном году.

- Перечислите те части речи, которые вы рассматривали в разделе «Морфология» в 5 -- 6 классах, и те, изучение которых вам предстоит в 7 классе.

-Обратите внимание на то, что в части 3 учебника предлагаются словарики, каждый из которых имеет своё назначение, и планы языкового разбора.

3.Восстановление в памяти сведений о значении условных обозначений, а также об организации и предъявлении материала в параграфах учебника.

2. Викторина. СЛАЙДЫ 6-12

- Для начала – разминочный вопрос: без чего ничего не может быть? (без имени)

- А для того, чтобы узнать имя – или тему – нашей викторины, вам предстоит выполнять первое задание. СЛАЙД

1. Прочитайте зашифрованную фразу.

К Й Г А И 
Ы И О Н Б 
З Ч М Е Ю 
Я У Ш Т Л 

(любите наш могучий язык)

2. – вспомним ударения! Расставьте ударения в словах:

Алфавит, звонит, торты, каталог, средства, положила, красивее, балованный, августовский, собрала.

3. - Может ли ударение превратить существительное в глагол? Если да, приведите примеры.(посох, замок, пекло)

4. Добавьте одну букву в середине слова, чтобы получились новые слова:

пот, сачок, свет, парк, кубок.

5. Измените по две буквы в каждом слове, и вы доберётесь от «кролика» до «дракона».

К

Р

О

Л

И

К

1






2






3






4






5






Д

Р

А

К

О

Н


(подсказка:

1. Человек, всё подвергающий критике.

2. Река, впадающая в другую реку.

3. Оренбургский пуховый ... .

4. Стеклянный абажур лампы.

5. Пузырёк для духов.)

6. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложения.

1) Вася торжественно заявил: «Завтра моё день рожденье!».

2) Ученик думал, что самый красивейший фонтан находится в Санкт-Петербурге.

3) Маша позвонила подруге и спросила: «До скольки часов у тебя сегодня занятия?»

4) Все были настроены на деловой настрой

7.От прилагательных образуйте однокоренные существительные, которые называют людей.

умный – (умник)

богатый – (богач, богатей)

хитрый – (хитрец)

добрый – (добряк)

храбрый – (храбрец)

чистый – (чистюля)

бедный –(бедняк)

грязный – (грязнуля)

весёлый – (весельчак)

трусливый – (трус)

слабый – (слабак)

злой –(злодей)


3. СЛАЙД 13 Язык как развивающееся явление.

-Упр. 1 (Язык – живое явление: сообразуясь с его законами, мы используем языковые единицы для создания речевых высказываний, и поэтому со временем в языковой системе неизбежно происходят изменения. Например, могут меняться особенности произношения или место ударения отдельных слов, устаревают и заменяются новыми отдельные грамматические формы слов, за счёт образования по имеющимся словообразовательным моделям или путём заимствования новых слов обогащается лексический состав языка и т. д.)

- Упр. 2: подкрепите свои высказывания примерами из текста упражнения 2. Составьте письменно план текста (1.Живая связь поколений. 2.Эволюция языка. 3.Спутник языковой истории).

-Выпишите высказывание К.Д. Ушинского и выполните следующие задания.

- Охарактеризуйте предложение, указав члены, осложняющие его структуру и семантику.

- Укажите морфемный состав использованных в предложении причастий.

- Проведите орфоэпический разбор слова язык.

- Составьте транскрипцию словоформы отжившие.

В ходе работы с заданием 3 упражнения 2 напомним ребятам различия архаизмов – слов, вышедших из активного употребления в связи с возникновением нового слова для обозначения соответствующего предмета или явления (выя – шея), и историзмов – устаревших слов, вышедших из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали (аэростат, карета).

4. Сочинение-миниатюра (упр. 3)

IY.Итоги.

Y. Домашнее задание: 1) устно ответить на вопросы (с. 4); 2) упр. 7.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!