Русский язык 7 класс (программа под редакцией С.И. Львовой)
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №20» города Донской Тульской области
Урок 1. Понятие о языке как развивающемся явлении.
Цели урока: 1) повторить сведения об особенностях структуры учебника и основных типах упражнений и дать представление о содержании курса русского языка в шестом классе; 2) повторить известные учащимся высказывания о русском языке и совершенствовать умение проводить смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему; 3) формировать представление о языке как развивающемся явлении.
Оборудование: презентация к уроку
Ход урока.
I.Оргмомент.
СЛАЙДЫ 1-5
II. Изложение нового материала.
1.Знакомство с учебником
1.Рассмотрение обложки, форзацев, титульного листа.
2.Просмотровое чтение оглавления.
- Назовите разделы лингвистики, изучение которых вы продолжите в этом учебном году.
- Перечислите те части речи, которые вы рассматривали в разделе «Морфология» в 5 -- 6 классах, и те, изучение которых вам предстоит в 7 классе.
-Обратите внимание на то, что в части 3 учебника предлагаются словарики, каждый из которых имеет своё назначение, и планы языкового разбора.
3.Восстановление в памяти сведений о значении условных обозначений, а также об организации и предъявлении материала в параграфах учебника.
2. Викторина. СЛАЙДЫ 6-12
- Для начала – разминочный вопрос: без чего ничего не может быть? (без имени)
- А для того, чтобы узнать имя – или тему – нашей викторины, вам предстоит выполнять первое задание. СЛАЙД
1. Прочитайте зашифрованную фразу.
К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л
(любите наш могучий язык)
2. – вспомним ударения! Расставьте ударения в словах:
Алфавит, звонит, торты, каталог, средства, положила, красивее, балованный, августовский, собрала.
3. - Может ли ударение превратить существительное в глагол? Если да, приведите примеры.(посох, замок, пекло)
4. Добавьте одну букву в середине слова, чтобы получились новые слова:
пот, сачок, свет, парк, кубок.
5. Измените по две буквы в каждом слове, и вы доберётесь от «кролика» до «дракона».
К | Р | О | Л | И | К |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Д | Р | А | К | О | Н |
(подсказка:
1. Человек, всё подвергающий критике.
2. Река, впадающая в другую реку.
3. Оренбургский пуховый ... .
4. Стеклянный абажур лампы.
5. Пузырёк для духов.)
6. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложения.
1) Вася торжественно заявил: «Завтра моё день рожденье!».
2) Ученик думал, что самый красивейший фонтан находится в Санкт-Петербурге.
3) Маша позвонила подруге и спросила: «До скольки часов у тебя сегодня занятия?»
4) Все были настроены на деловой настрой
7.От прилагательных образуйте однокоренные существительные, которые называют людей.
умный – (умник)
богатый – (богач, богатей)
хитрый – (хитрец)
добрый – (добряк)
храбрый – (храбрец)
чистый – (чистюля)
бедный –(бедняк)
грязный – (грязнуля)
весёлый – (весельчак)
трусливый – (трус)
слабый – (слабак)
злой –(злодей)
3. СЛАЙД 13 Язык как развивающееся явление.
-Упр. 1 (Язык – живое явление: сообразуясь с его законами, мы используем языковые единицы для создания речевых высказываний, и поэтому со временем в языковой системе неизбежно происходят изменения. Например, могут меняться особенности произношения или место ударения отдельных слов, устаревают и заменяются новыми отдельные грамматические формы слов, за счёт образования по имеющимся словообразовательным моделям или путём заимствования новых слов обогащается лексический состав языка и т. д.)
- Упр. 2: подкрепите свои высказывания примерами из текста упражнения 2. Составьте письменно план текста (1.Живая связь поколений. 2.Эволюция языка. 3.Спутник языковой истории).
-Выпишите высказывание К.Д. Ушинского и выполните следующие задания.
- Охарактеризуйте предложение, указав члены, осложняющие его структуру и семантику.
- Укажите морфемный состав использованных в предложении причастий.
- Проведите орфоэпический разбор слова язык.
- Составьте транскрипцию словоформы отжившие.
В ходе работы с заданием 3 упражнения 2 напомним ребятам различия архаизмов – слов, вышедших из активного употребления в связи с возникновением нового слова для обозначения соответствующего предмета или явления (выя – шея), и историзмов – устаревших слов, вышедших из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали (аэростат, карета).
4. Сочинение-миниатюра (упр. 3)
IY.Итоги.
Y. Домашнее задание: 1) устно ответить на вопросы (с. 4); 2) упр. 7.