Содержание деятельности учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формирование УУД
|
Организационный этап
|
Приветствие, проверка готовности к уроку.
|
Приветствие
|
Коммуникативные
|
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
|
СЛАЙД 2
Просмотр видеофрагмента «Колокольные звоны»
|
Эмоционально-образный настрой к уроку
|
Личностные
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
|
- Скажите, какие звуки открыли наш урок?
- Какие разновидности колокольных звонов вы знаете?
- Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?
СЛАЙД 3
- Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку?
- Что для вас Родина?
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
СЛАЙД 1
|
Размышляют, анализируют, высказывают свое отношение к Родине, называют объект обсуждения на уроке. Формулирование темы урока, целей; определение плана работы .
|
Регулятивные
Учатся размышлять, слушать, задавать вопросы и отвечать на них
Личностные
Учатся вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
|
Этап усвоения новых знаний
|
- Прочитайте отрывок из рассказа известного писателя, актера и режиссера В. М.Шукшина «Слово о малой родине» (1 группе) и стихотворения наших местных поэтов: М.Шанбатуев «Толсты» (2 группа) , И.А.Гаврилов «Толсты» (3 группа).
СЛАЙД 4
Подчеркните слова в тексте – описание Родины.
Поделитесь своими впечатлениями. (от каждой группы по одному выступающему)
|
Работа в группах. Анализ стихотворений, отрывка литературного произведения, выбор эпитетов.
Делятся впечатлениями.
|
Познавательные
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные
|
СЛАЙД 5
- После прочтения рассказа В.М.Шукшина «Слово о малой родине», композитор В.А.Гаврилин написал симфонию – действо «Перезвоны».
СЛАЙД 6
Свою родословную симфония-действо «Перезвоны» («По прочтении Шукшина») Гаврилина ведёт от древней традиции колокольности в русской музыке. Появившись в 70-е гг. XXв., герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ России. Индивидуальность композитора проявляется в обращении к народно-песенному искусству России – её истокам и традициям.
Это произведение для солистов, хора и ударных инструментов. В его основе впечатления композитора от рассказа Шукшина.
Вот что говорит композитор о своем произведении (учебник с. 30)
СЛАЙД 7-а
- О чем произведение «Перезвоны»?
- Что значит симфония – действо?
СЛАЙД7-б
- Вспомните, что такое симфония?
- Симфония – действо – это нечто среднее между оперой и ораторией
|
Различать особенности русской музыкальной культуры
Анализируют, вступают в беседу.
Знакомство с новым понятием
|
Личностные
Формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками
Познавательные
Учатся эмоционально откликаться на прочитанное
Знакомятся с новым понятием
Коммуникативные
|
СЛАЙД8
-Прослушайте 1 часть симфонии-действа «Весело на душе» (слова на слайде)
- Что вы можете сказать о настроении музыки?
- Совпадает ли название 1 части с настроением музыки?
- С чего начинается «Весело на душе»?
- Что обозначает барабанный бой?
|
Слушают музыкальный фрагмент
Размышляют, анализируют (противоречие, внутреннее напряжение, тревога)
|
Личностные
Развитие эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера
Познавательные
учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке
Регулятивные
развитие умения осмыслить полученную информацию
|
СЛАЙД 9
- Прослушайте следующий фрагмент симфонии-действа «Молитва»
- Что вы услышали, представили себе, прослушав музыку?
- Что за человек может так молиться? Какой он?
- Какие приемы использует композитор, создавая такой музыкальный образ?
|
Слушают музыкальный фрагмент
Размышляют, анализируют, объясняют
(«Молитва» строится на речитативе, фоном которого служит звучание хора без слов (вокализ), звуки колокола передают сдержанность чувств. Состояние души молящегося человека: сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний, голос-бас, речитатив на фоне скользящей вниз мелодии – усиливает ощущение безысходности)
|
Познавательные
учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке
Регулятивные
развитие умения осмыслить полученную информацию
|
Физминутка
Разминка
|
Дети выполняют ритмические движения под музыку.
|
Регулятивные
Развивать умение осмысливать полученную информацию
|
СЛАЙД 10
- Прослушайте третий фрагмент симфонии «Вечерняя музыка». После прослушивания обсудите в группах и выберите из ряда репродукций в учебнике (с.32-33) ту картину, которая, на ваш взгляд, созвучна настроению и характеру музыки.
|
Дети слушают музыку, анализируют, размышляют и подбирают соответствующее настроению живописное полотно. Обосновывают свой выбор
|
Познавательные
Умение находить схожее в образах созвучных искусств
Коммуникативные
Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности
|
Этап проверки понимания учащимися нового материала
|
- Рассмотрите репродукцию И.Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» (слайд)
Что изображено на картине?
Глядя на картину Шишкина, чувствуется любовь художника к Родине, к красоте и богатству русской земли. Пространство, уходящее ввысь, вширь и вглубь, захватывает своей бесконечностью. Небо, занимающее более двух трети картины, рождает ощущение бескрайнего воздушного простора. Поле, лес на холме, дорога, скорее всего, ведущая к храму, который виден вдали. Всё это говорит о единстве человека и природы, величии и целостности мироздания так же как симфония-действие «Перезвоны».
|
Дети рассматривают и анализируют, размышляют, выбирают главное, основное, созвучное материалу урока.
(Небо – бескрайний воздушный простор, занимает 2/3 картины, Поле, лес, дорога, ведущая в храм. Единство человека и природы, величие и целостность мироздания так же как и в симфонии-действе «Перезвоны»)
|
Познавательные
Умение аргументировать свою позицию, используя языковые средства
Коммуникативные
Умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
|
Вокально-хоровая работа
|
Распевка
- «Перезвоны» Гаврилина и рассказ Шукшина о жизненном пути человека, о трудной дороге, в середине которой всегда есть свет.
- А каким должен быть путь человека, какими делами должен быть наполнен?
-Давайте вспомним и исполним песню «Дорога Добра»
-Какие песни о Родине, о родной земле вы знаете?
Разучивание песни «С чего начинается Родина…»
|
Коллективно-исполнительская деятельность
Разучивают слова и мелодию новой песни
|
Формирование исполнительских навыков
|
Этап инструктажа учащихся по выполнению домашнего задания.
|
- Подобрать из прозаических и поэтических произведений русских писателей и поэтов отрывки, близкие по настроению рассматриваемым картинам и звучащей музыке на сегодняшнем уроке.
- Выполнить задание в творческой тетради на разворотах «Война колоколов» (с.26-29).
- Учить слова новой песни.
|
|
Познавательные
Самостоятельное выделение информации по теме
Регулятивные
Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
|
Этап подведения итогов урока.
|
- В каких произведениях звучат колокольные звоны?
- Какие чувства и настроение они передают?
- Как писатель, художник и композитор могут рассказать о своей Родине?
Я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.
Уходя из класса, позвоните в колокольчик, если вам светло и радостно
СЛАЙД11
|
Звонят в колокольчик
|
Регулятивные
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке
|