СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык художественной литературы. Притча

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родного русского языка в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Язык художественной литературы. Притча»

Язык художественной литературы. Притча   Автор презентации: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары Федорова Ольга Вениаминовна

Язык художественной литературы. Притча

Автор презентации: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары

Федорова Ольга Вениаминовна

  • Упр. 155. 1) Прочитайте информацию с сайта «Астрономия.РФ» и стихотворение С.Я. Маршака. О каком небесном явлении говорится в этих текстах?
  • 1. При наблюдениях Луны невооружённым глазом, прежде всего, заметна смена лунных фаз. Луна движется по небу относительно звёзд быстрее других естественных светил, со скоростью 13 градусов в сутки. Для сравнения, Солнце за сутки перемещается лишь на 1 градус. Когда Луна и Солнце на небе сближаются, к Земле повёрнута тёмная, не освещённая Солнцем сторона Луны, и нам она практически не видна; это новолуние. По мере того как Луна отходит от положения новолуния, солнечные лучи освещают всё большую часть её видимой стороны.
  • Спустя несколько дней после новолуния вечером на западе виден яркий лунный серп; но, приглядевшись, можно заметить и слабое свечение тёмной части лунного диска, так называемый пепельный свет Луны. Это солнечный свет, отражённый дневным полушарием Земли, слабо освещает тёмную сторону Луны.
  • День ото дня растёт толщина лунного серпа. Через неделю после новолуния наступает фаза первой четверти, когда Солнцем освещена половина диска Луны. В эти дни Луна видна с вечера до полуночи. Ещё через неделю лунный диск полностью освещён, наступило полнолуние
2. Заглянул полумесяц к портному, Не к небесному, а к земному. — Сшей мне, мастер, нарядное платье. Буду по небу в праздник гулять я. Снял портной с полумесяца мерку, Приглашает его на примерку. Но всего за четырнадцать дней Вдвое сделался месяц полней. И в плечах и в груди ему тесно,— Так поправился месяц небесный… 2) Используя одно-два предложения, скажите, о чём каждый из текстов. 3) Найдите приметы художественной речи в стихотворении. Какие термины из первого текста вам непонятны? 4) Какую задачу решает автор каждого текста? Какой иллюстративный ряд вы предложили бы к каждому из текстов?

2. Заглянул полумесяц к портному,

Не к небесному, а к земному.

— Сшей мне, мастер, нарядное платье.

Буду по небу в праздник гулять я.

Снял портной с полумесяца мерку,

Приглашает его на примерку.

Но всего за четырнадцать дней

Вдвое сделался месяц полней.

И в плечах и в груди ему тесно,—

Так поправился месяц небесный…

  • 2) Используя одно-два предложения, скажите, о чём каждый из текстов.
  • 3) Найдите приметы художественной речи в стихотворении. Какие термины из первого текста вам непонятны?
  • 4) Какую задачу решает автор каждого текста? Какой иллюстративный ряд вы предложили бы к каждому из текстов?
  Очень важно при чтении уметь понимать все виды информации: • фактуальную (содержащую сообщения о конкретном материале, документах, фактах); • подтекстовую (то, о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк» благодаря способности текста порождать ассоциативные смыслы); • концептуальную (авторская идея, оценка, интерпретация; может быть выражена явно или подразумеваться).

Очень важно при чтении уметь понимать все виды информации:

фактуальную (содержащую сообщения о конкретном материале, документах, фактах);

подтекстовую (то, о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк» благодаря способности текста порождать ассоциативные смыслы);

концептуальную (авторская идея, оценка, интерпретация; может быть выражена явно или подразумеваться).

1) Прочитайте вопросы, которые мы можем задавать себе при чтении. Какие из них помогают осознать фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию? Кто действует? Что делает? Кто или что описывается? Где и когда происходит действие? Каким образом происходит действие или явление? Как разворачивается сюжет? Как можно сформулировать тему? Почему герой так поступил? Что именно герой хотел сказать, когда произносил эту фразу? Почему сначала происходит одно событие, а потом другое? Как можно сформулировать проблему? Как относится автор к этой проблеме? Почему автор часто употребляет слова …? Почему этот абзац состоит из одного предложения? Почему фраза заканчивается многоточием? 2) В текстах какого стиля речи мы можем встретить только фактуальную информацию? Почему? При ответе используйте понятия «жанр», «стиль». 3) В каких текстах обязательно будут все виды информации? Докажите свою мысль, используя материалы параграфа.
  • 1) Прочитайте вопросы, которые мы можем задавать себе при чтении. Какие из них помогают осознать фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию?
  • Кто действует? Что делает? Кто или что описывается? Где и когда происходит действие? Каким образом происходит действие или явление? Как разворачивается сюжет? Как можно сформулировать тему? Почему герой так поступил? Что именно герой хотел сказать, когда произносил эту фразу? Почему сначала происходит одно событие, а потом другое? Как можно сформулировать проблему? Как относится автор к этой проблеме? Почему автор часто употребляет слова …? Почему этот абзац состоит из одного предложения? Почему фраза заканчивается многоточием?
  • 2) В текстах какого стиля речи мы можем встретить только фактуальную информацию? Почему? При ответе используйте понятия «жанр», «стиль».
  • 3) В каких текстах обязательно будут все виды информации? Докажите свою мысль, используя материалы параграфа.
1) Прочитайте притчу отца Амвросия Оптинского и постарайтесь сформулировать её нравственный урок. Все мои леса, все мои луга!   Человек как жук. Когда тёплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!» А как солнце скроется, дохнёт холодом и загуляет ветер — забудет жук свою удаль, прижмётся к листку и только пищит: «Не спихни!»  2) Обсудите в парах значение притчи. Одинаково ли вы поняли её?
  • 1) Прочитайте притчу отца Амвросия Оптинского и постарайтесь сформулировать её нравственный урок.

Все мои леса, все мои луга!

Человек как жук. Когда тёплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!» А как солнце скроется, дохнёт холодом и загуляет ветер — забудет жук свою удаль, прижмётся к листку и только пищит: «Не спихни!»

2) Обсудите в парах значение притчи. Одинаково ли вы поняли её?

3) Прочитайте возможное толкование притчи. Согласны ли вы с ним?   Человек в счастье забывается и всё приписывает себе — своей бессильной и мнимой власти, но лишь посетит его какое-нибудь несчастье, просит пощады и у воображаемого врага.
  • 3) Прочитайте возможное толкование притчи. Согласны ли вы с ним?

Человек в счастье забывается и всё приписывает себе — своей бессильной и мнимой власти, но лишь посетит его какое-нибудь несчастье, просит пощады и у воображаемого врага.

Притча Притча  — краткий рассказ в прозаической или поэтической форме, иллюстрирующий назидательную историю, поучение, нравственный урок. В. И. Даль рассматривал притчу как «поучение в примере». Притча всегда иносказательна, рассказ о простых, обыденных вещах становится рассказом о том, как жить человеку. При этом притча не навязывает мнение или оценку, оставляя человеку возможность самому сделать выводы.

Притча

  • Притча  — краткий рассказ в прозаической или поэтической форме, иллюстрирующий назидательную историю, поучение, нравственный урок. В. И. Даль рассматривал притчу как «поучение в примере».

Притча всегда иносказательна, рассказ о простых, обыденных вещах становится рассказом о том, как жить человеку. При этом притча не навязывает мнение или оценку, оставляя человеку возможность самому сделать выводы.

Лингвистические заметки  В определённом смысле  притча  есть  метафора . Притча является, конечно, рассказом, но рассказом особого типа — это повествование, которое помещает знакомое в незнакомый контекст, что и есть, по существу, метафора, которая призвана как стилистический приём заставить нас увидеть привычный мир другими глазами. (К. Шпетный)

Лингвистические заметки

  • В определённом смысле  притча  есть  метафора . Притча является, конечно, рассказом, но рассказом особого типа — это повествование, которое помещает знакомое в незнакомый контекст, что и есть, по существу, метафора, которая призвана как стилистический приём заставить нас увидеть привычный мир другими глазами.

(К. Шпетный)

У притчи, как у любого литературного произведения, есть свои жанровые особенности. Выберите те, которые, как вы считаете, соответствуют жанру притчи: малый объем, иносказательность, сюжетная линия чаще сосредоточена вокруг одного персонажа, широкое изображение жизни, много героев, их индивидуальные характеристики, сюжет из обыденной жизни, поучительность, в основе сюжета – реальный случай, сказочная форма.

У притчи, как у любого литературного произведения, есть свои жанровые особенности. Выберите те, которые, как вы считаете, соответствуют жанру притчи:

  • малый объем,
  • иносказательность,
  • сюжетная линия чаще сосредоточена вокруг одного персонажа,
  • широкое изображение жизни, много героев, их индивидуальные характеристики,
  • сюжет из обыденной жизни,
  • поучительность,
  • в основе сюжета – реальный случай,
  • сказочная форма.
Прочитайте притчу Л.Н. Толстого и назовите её жанровые особенности. Ровное наследство  У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявлял своего решения.  Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет. Она сказала:  — Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.

Прочитайте притчу Л.Н. Толстого и назовите её жанровые особенности.

Ровное наследство

У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявлял своего решения.

Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет. Она сказала: 

— Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.

 Странник сказал: — Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.  Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат.  Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё своё имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат. 2) Сформулируйте и запишите нравственный урок притчи. На основе какой информации в тексте вы смогли это сделать? Определите её вид.

Странник сказал:

— Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.

Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат.

Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё своё имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат.

  • 2) Сформулируйте и запишите нравственный урок притчи. На основе какой информации в тексте вы смогли это сделать? Определите её вид.
Л.Н. Толстой «Ровное наследство»

Л.Н. Толстой «Ровное наследство»

Домашнее задание   Упр. 160. Орфографический и пунктуационный практикум.

Домашнее задание

Упр. 160. Орфографический и пунктуационный практикум.