СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык мой-друг мой!

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина по русскому языку для учащихся 8-9 классов. 

Просмотр содержимого документа
«викторина Язык мой»


Подготовка, оборудование и оформление:

  1. Записи на доске либо плакаты с пословицами о языке.

  2. Стихотворения наизусть

  3. Карточки ко второму конкурсу.

  4. Карточки с номерами команд для проведения пятого конкурса

  5. Интерактивная доска

  6. Участники – учащиеся 9 классов


Учитель:

Мой верный друг!

Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб!

Родной язык!

Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. И русские пословицы говорят о том, что язык может быть и великим даром, и источником страданий. Прочитайте, пожалуйста.


Язык царствами ворочает.

Язык до Киева доведет.

Без языка и колокол нем.

Язык – стяг дружины водит.


Язык мой - враг мой.

Бог дал два уха, да один язык.

Не ножа бойся, а языка.

Язык наперед ума рыщет, беды ищет.

А какие значения слова язык вы знаете?

Сегодня мы будем говорить о русском языке, о том, насколько важно вдумываться в значения слов, чтобы употреблять их уместно; о том, насколько важно обладать яркой, искрящейся речью, чтобы уметь увлечь, утешить, развеселить, остановить… Итак, сегодня мы проверим, умеем ли мы проникать в «глубокие корни слова».


Представление команд. ( макс. 5 баллов)

  1. Название команды

  2. Эмблема

  3. Стихотворение наизусть о русском языке.


Первый конкурс - «Диалекты»

В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются?

Задание: определить лексическое значение диалектизма. Ответ дает первый, кто знает, подсчет баллов ведет жюри или счетная команда.

Ноговицы – носки

Юница - девочка-подросток

Однокорытник – одкокашник

Издёвленок – шутник, острослов

Хлопанцы – шлёпанцы

Шмыгало – подвижный человек

Провинка – ошибка

Седмица – неделя

Рех – дыра, отверстие (ср. прореха)

Подлокотник – помощник (ср. подручный)


Второй конкурс – «Устаревшие слова»

Недаром Даль отмечал, что язык - явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят?

На карточках записаны слова, обозначавшие названия частей тела. Задание: показать их на себе, на товарище. Карточки члены команд берут по очереди, если ответа нет либо он неверный, отвечает соперник.


Око – глаз

Чело – лоб

Выя – шея

Чрево – живот

Перст – палец

Перси – грудь

Вежды – веки

Ланиты – щеки

Уста – губы

Рамо – плечо

Длань – ладонь

Шуйца – левая рука

Десница – правая рука

Чресла - поясница, бедра

Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)

Рыло – нос

Пясть – ладонь с пальцами



Третий конкурс - «Старое – новое»

Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.

Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д.

  • Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)

  • Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)

  • Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)

  • Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)

  • Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)

  • Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)

  • Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)

  • Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)


Четвертый конкурс – «Иноязычные слова»

Сокровища родного слова, -

Заметят важные умы, -

Для лепетания чужого

Пренебрегли безумно мы.

Мы любим фраз чужих игрушки,

Чужих наречий погремушки,

И не читаем книг своих.


Так писал А.С.Пушкин. Действительно, развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.

Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении. Если команда отвечает правильно с первой попытки- 2 балла, со второй – 1 балл.


Мыльня – баня

Представщик – актер

Любомудр – философ

Позорище – зрелище

Говядо – скот

Топталище – тротуар

Лечезнание – медицина

Силоделие – механика

Звонознание – акустика

Ветродуй – вентилятор


Пятый конкурс – «Взвесь слово»

С.Ф.Иванова в своей книге «Говори!» писала: «Чтобы не попасть впросак, необходимо

взвешивать каждое слово на весах ума сердца и разума».

Задание: взвесить лексическое значение на весах разума и назвать слово. Я читаю вопрос, затем вынимаю карточку, на которой написан номер команды, она и будет отвечать на этот вопрос.


  • Это слово произошло от немецкого выражения «Ich liebe Sie» (их либе зи) – лебезить

  • Где на земном шаре находится самый обширный Медвежий угол? – Арктика, от греч. арктос – медведь

  • переведите на русский со словенского словосочетание «mlado leto» - весна

  • Как звучит по-японски «ставить в вазу цветок»? – икебана

  • Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы? – земляника

  • Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк» - копилка


Заключение. Подведение итогов.

МБОУ СОШ№1 с. Канглы




НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ






ВИКТОРИНА

по русскому языку

для 9 классов



«Язык мой - друг мой»




Подготовила

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ№1 с. Канглы

Семенова И.А.









2018-2019 уч.г.




Ответы

Первый конкурс - «Диалекты» - 10б.

Задание: определить лексическое значение диалектизма. Каждый правильный ответ - балл

  1. Ноговицы – носки

  2. Юница - девочка-подросток

  3. Однокорытник – одкокашник

  4. Издёвленок – шутник, острослов

  5. Хлопанцы – шлёпанцы

  6. Шмыгало – подвижный человек

  7. Провинка – ошибка

  8. Седмица – неделя

  9. Рех – дыра, отверстие (ср. прореха)

  10. Подлокотник – помощник (ср. подручный)

  1. Второй конкурс – «Устаревшие слова» - 13б

  2. Задание: записать синонимы к устаревшим словам

  1. Око – глаз

  2. Чело – лоб

  3. Выя – шея

  4. Чрево – живот

  5. Перст – палец

  6. Вежды – веки

  7. Ланиты – щеки

  8. Уста – губы

  9. Рамо – плечо

  10. Длань – ладонь

  11. Шуйца – левая рука

  12. Десница – правая рука

  13. Рыло – нос

  1. Третий конкурс - «Старое – новое»

  2. Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д. за каждый правильный ответ 1 балл

  • Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)

  • Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)

  • Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)

  • Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)

  • Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)

  • Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)

  • Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)

  • Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)

  1. Четвертый конкурс – «Иноязычные слова»

  2. Задание: по слову определить его значение. За каждый правильный ответ 1 балл

  1. Мыльня – баня

  2. Представщик – актер

  3. Любомудр – философ

  4. Позорище – зрелище

  5. Говядо – скот

  6. Топталище – тротуар

  7. Лечезнание – медицина

  8. Силоделие – механика

  9. Звонознание – акустика

  10. Ветродуй – вентилятор

  1. Пятый конкурс – «Взвесь слово»

  2. Задание: взвесить лексическое значение на весах разума и записать это слово. За каждый правильный ответ 1 балл.

  • Это слово произошло от немецкого выражения «Ich liebe Sie» (их либе зи) – лебезить

  • Где на земном шаре находится самый обширный Медвежий угол? – Арктика, от греч. арктос – медведь

  • переведите на русский со словенского словосочетание «mlado leto» - весна

  • Как звучит по-японски «ставить в вазу цветок»? – икебана

  • Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы? – земляника

  • Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк» - копилка

Просмотр содержимого документа
«приложение командам»


Первый конкурс - «Диалекты». Класс ______

Задание: определить лексическое значение диалектизма.


Диалектизм

значение

балл

1

Ноговицы



2

Юница



3

Однокорытник



4

Издёвленок



5

Хлопанцы



6

Шмыгало



7

Провинка



8

Седмица



9

Рех



10

Подлокотник



Итого









Второй конкурс – «Устаревшие слова. Класс________

Задание: записать синонимы к устаревшим словам


Устаревшее слово

синоним

балл

1

Око



2

Чело



3

Выя



4

Чрево



5

Перст



6

Вежды



7

Ланиты



8

Уста



9

Рамо



10

Длань



11

Шуйца



12

Десница



13

Рыло



Итого









Четвертый конкурс - «Иноязычные слова» Класс ___

Задание: к исконно русскому слову подобрать иноязычное.



Исконно русское слово

Иноязычное

балл

1

Мыльня



2

Представщик



3

Любомудр



4

Позорище



5

Говядо



6

Топталище



7

Лечезнание



8

Силоделие



9

Звонознание



10

Ветродуй



Итого














Пятый конкурс – «Взвесь слово» - 6б.

Задание: взвесить лексическое значение на весах разума и записать это слово.

  1. Это слово произошло от немецкого выражения «Ich liebe Sie» (их либе зи) – ______________________________


  1. Где на земном шаре находится самый обширный Медвежий угол? – _________________________________


  1. переведите на русский со словенского словосочетание «mlado leto» - ______________________________________


  1. Как звучит по-японски «ставить в вазу цветок»? – __________________________________________________


  1. Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы? – __________________________________________________



  1. Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк» -___________________________________________



Просмотр содержимого документа
«язык мой друг мой приложение»

  • Язык царствами ворочает.

  • Язык до Киева доведет.

  • Без языка и колокол нем.

  • Язык – стяг дружины

водит.

  • Язык мой - враг мой.

  • Бог дал два уха, да один

язык.

  • Не ножа бойся, а языка.





Протокол викторины между 8-9 классами

«Язык мой – друг мой»


Задания викторины

Представление команды





«Диалекты»





«Устаревшие слова»





«Старое-новое»





Иноязычные слова»





«Взвесь слово»





ИТОГ







Результат викторины:

1 место --- _____

2 место - ______

3 место- ______

Члены жюри ________ ________________

________ ________________

________ _________________