СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Языковые средства выразительности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учащихся 9 класса при подготовке к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Языковые средства выразительности»

Средства речевой выразительности  Задание А 3 Автор:  Гатауллина Г.А. учитель МбОУ Верхнетатарскомайнская оош

Средства речевой выразительности Задание А 3

Автор: Гатауллина Г.А. учитель МбОУ Верхнетатарскомайнская оош

Предисловие Для того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией , а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте. Данная презентация содержит не только теоретический материал по теме, но и образцы экзаменационных заданий .

Предисловие

  • Для того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией , а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте.
  • Данная презентация содержит не только теоретический материал по теме, но и образцы экзаменационных заданий .
Перечень понятий, которыми должны владеть 9-классники Метафора Олицетворение Э питет Сравнение Гипербола Литота Противопоставление Анафора Параллелизм Градация     Инверсия Риторический вопрос Риторическое обращение Перифраз Метонимия Лексика разговорного стиля Лексический повтор Однокоренные слова Оксюморон Фразеологизмы

Перечень понятий, которыми должны владеть 9-классники

  • Метафора
  • Олицетворение
  • Э питет
  • Сравнение
  • Гипербола
  • Литота
  • Противопоставление
  • Анафора
  • Параллелизм
  • Градация
  • Инверсия
  • Риторический вопрос
  • Риторическое обращение
  • Перифраз
  • Метонимия
  • Лексика разговорного стиля
  • Лексический повтор
  • Однокоренные слова
  • Оксюморон
  • Фразеологизмы
Метафора  Это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными  Например :   Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Метафора

Это слово в переносном смысле.

Чаще всего выражается глаголами,

существительными

Например :

Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например :   Заговорили наши орудия .  Вечор, ты помнишь, вьюга  злилась.

Олицетворение

Наделение неодушевлённых предметов

признаками и свойствами человека.

Например :

Заговорили наши орудия .

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Эпитет Образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. Например :  Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО : не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например:  дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

Эпитет

Образное определение предмета или действия.

Чаще всего выражаются прил. и нар.

Например : Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

НО : не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.

Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

Сравнение Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а)  формой сравнительного оборота , присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например:  Хорошо и тепло, как зимой у печки ,  И берёзы стоят, как большие свечки . б)  сравнительным придаточным предложением Например:  Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,  словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в)  существительным в Т.п.  Например:  Морозной пылью  серебрится его бобровый воротник.

Сравнение

Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение

может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота , присоединяемого с помощью

союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении

союза КАК)

Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки ,

И берёзы стоят, как большие свечки .

б) сравнительным придаточным предложением

Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,

словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) существительным в Т.п.

Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Гипербола Преувеличение. Например:  Я тебе миллион раз говорил.

Гипербола

Преувеличение.

Например: Я тебе миллион раз говорил.

Литота Преуменьшение. Например:  Ваш шпиц, прелестный шпиц,  не более напёрстка .

Литота

Преуменьшение.

Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц,

не более напёрстка .

Антитеза Противопоставление, основанное на параллелизме. Например:  Они сошлись. Волна и камень ,  Стихи и проза , лёд и пламень .

Антитеза

Противопоставление, основанное на

параллелизме.

Например: Они сошлись. Волна и камень ,

Стихи и проза , лёд и пламень .

Анафора Это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например:  Имя твоё – птица в руке,  Имя твоё – льдинка на языке…

Анафора

Это повтор звуков слов или оборотов в

начале отрывков, из которых состоит

высказывание.

Например: Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке…

Параллелизм Повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например:  Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…

Параллелизм

Повтор смежных грамматических

конструкций для подчёркивания их единства

и образности.

Например:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие…

Градация Усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например:  Сейте разумное, доброе, вечное …

Градация

Усиление значения слов благодаря эффекту

нарастания.

Например: Сейте разумное, доброе, вечное

Инверсия Необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например:  Вот нахмурил царь брови чёрные.  ( Обычный порядок слов:  Вот царь нахмурил брови чёрные. )

Инверсия

Необычный порядок слов.

При необычном порядке слов:

а) подлежащее стоит после сказуемого

б) прилагательное после существительного

в) наречие после глагола

Например: Вот нахмурил царь брови чёрные.

( Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные. )

Риторический вопрос Это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например:  На кого не действует новизна?

Риторический вопрос

Это вопрос, который ставится с целью

усиления утверждения и на него не

требуется ответа.

Например: На кого не действует новизна?

Риторическое обращение Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например:  О Русь моя! Жена моя!

Риторическое обращение

Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с

целью усиления выразительности.

Например: О Русь моя! Жена моя!

Перифраз Косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. Например:  ночное светило = луна или   Люблю тебя, Петра творенье ! =  Люблю тебя, Санкт-Петербург!

Перифраз

Косвенное упоминание объекта путем не

называния, а описания.

Например: ночное светило = луна

или

Люблю тебя, Петра творенье ! =

Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

Метонимия Образное обозначение предмета по одному из его признаков.  Например:  Все флаги будут в гости к нам.  (флаги – то есть корабли)

Метонимия

Образное обозначение предмета по одному

из его признаков.

Например: Все флаги будут в гости к нам.

(флаги – то есть корабли)

Лексика разговорного стиля Слова, используемые в повседневно- бытовой сфере общения. Например: реветь, дочурка, продажный

Лексика разговорного стиля

Слова, используемые в повседневно-

бытовой сфере общения.

Например: реветь, дочурка, продажный

Лексический повтор Намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.  Например: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.

Лексический повтор

Намеренное повторение одного и того же

слова, так выделяется ключевое слово, на

значение которого нужно обратить внимание.

Например:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

Однокоренные слова Слова с одинаковым корнем. Например: ленивый, ленится, лентяй

Однокоренные слова

Слова с одинаковым корнем.

Например: ленивый, ленится, лентяй

Оксюморон Сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свободы,  светлая тьма

Оксюморон

Сочетание несочетаемого.

Например: живой труп, пленница свободы,

светлая тьма

Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов. Например: за тридевять земель  как кошка с собакой  вешать лапшу на уши

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов.

Например: за тридевять земель

как кошка с собакой

вешать лапшу на уши

Образцы заданий Образцы взяты из контрольно-тренировочных тестов К образцам заданий прилагаются ответы.

Образцы заданий

  • Образцы взяты из контрольно-тренировочных тестов
  • К образцам заданий прилагаются ответы.
1. Укажите предложение, в котором содержится метафора. Кормили плохо, вечно хотелось есть. Утка была некрупная, молодая. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.

1. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

  • Кормили плохо, вечно хотелось есть.
  • Утка была некрупная, молодая.
  • Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая.
  • Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет. Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.

2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.

  • Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?
  • Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил!
  • - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте?
  • Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение. Перед глазами его вдруг встало лицо Марины... Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать... Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье... Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.

3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.

  • Перед глазами его вдруг встало лицо Марины...
  • Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать...
  • Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье...
  • Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях: «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». Гипербола Метафора Антитеза Сравнительный оборот

4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях:

«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а

каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик

средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не

штаны и куртка, а кованые доспехи».

  • Гипербола
  • Метафора
  • Антитеза
  • Сравнительный оборот
5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». Эпитет Олицетворение Синтаксический параллелизм Фразеологизмы

5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«И он готов ради этого работать день

и ночь, трудиться не покладая рук».

  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Синтаксический параллелизм
  • Фразеологизмы

6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». Лексический повтор Эпитет Олицетворение Метафора

6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в

нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и

отцу по телефону и что передавали в «Последних

известиях», нечётко выполняли режим дня».

  • Лексический повтор
  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Метафора
7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли». Лексика разговорного стиля Эпитет Олицетворение Гипербола

7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«За пятёрочками Наталья не гонялась,

а они сами к ней липли».

  • Лексика разговорного стиля
  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Гипербола

Ответы Задание 1 - 4 Задание 2 - 4 Задание 3 - 2 Задание 4 – 3 (антитеза) Задание 5 – 4 (фразеологизмы) Задание 6 – 1 (лексический повтор) Задание 7 – 1 (лексика разговорного стиля)

Ответы

  • Задание 1 - 4
  • Задание 2 - 4
  • Задание 3 - 2
  • Задание 4 – 3 (антитеза)
  • Задание 5 – 4 (фразеологизмы)
  • Задание 6 – 1 (лексический повтор)
  • Задание 7 – 1 (лексика разговорного стиля)
Послесловие Желаю сдать экзамен на «5»!

Послесловие

Желаю

сдать

экзамен

на «5»!