СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идеи организации обучения одаренных детей в инклюзии

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье рассматриваются особенности работы учителя с одаренными детьми в инклюзивном образовании. раскрыты основные понятия, формы и методы работы с данной категорией детей 

Просмотр содержимого документа
«Идеи организации обучения одаренных детей в инклюзии»

Урманова Ч.А. Идеи организации обучения одаренных детей в инклюзии.



Урманова Чулпан Айдаровна

магистр кафедры европейских языков и культур

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

РФ, г. Казань

[email protected]


Features of teaching gifted children a foreign language in secondary school



Urmanova Chulpan Aydarovna

Master of the Department of European Languages and Cultures

MKazan (Volga region) federal university

Russia, Kazan.

[email protected]



Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности работы учителя иностранного языка с одаренными детьми в средней общеобразовательной школе; раскрываются понятие и виды одаренности; описываются различные способы выявления одаренных детей; характеризуются принципы, формы и методы работы с такими детьми в средней общеобразовательной школе. Выявлены наиболее эффективные методы работы с ними в школьных курсах английского языка.

Ключевые слова: одаренность, вид одаренности, инклюзия, иностранный язык, методика обучения, программа, форма, знание, умение.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ гласит об обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1], или, другими словами, инклюзивного образования. Следовательно, с целью воспитания всесторонне развитой, творческой и инициативной личности, школа должна развивать интересы и способности каждого обучающегося, создавать условия для развития, самореализации и профессиональной ориентации. Особенно актуальным данный вопрос является по отношению к обучению одаренных детей. Так как «забота об одаренных детях сегодня – это развитие науки, культуры, социальной жизни России в будущем» [2, с. 1]. Отдельное внимание уделяется обучению одаренных детей иностранному языку, ведь современное мировое сообщество вступает в эру информационной цивилизации, следовательно, поднимает вопрос об овладении иностранным языком. Лингвистическая одаренность обучающихся предполагает высокий уровень способностей к ускоренным процессам мышления на иностранном языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка [3].

Целью данной статьи является выявление и обоснование эффективных методы работы учителя иностранного языка с одаренными обучающимися в средней общеобразовательной школе.

Соответственно, данная цель определяет следующие задачи: раскрыть понятие и виды одаренности; описать различные способы выявления одаренных детей, рассмотреть принципы работы с одаренными детьми; охарактеризовать формы и методы работы с одаренными детьми; выявить наиболее эффективные методы работы с одаренными детьми.

Понятие одаренности в научно-педагогической литературе трактуется по-разному (Б.М.Теплов, Д.Б.Богоявленская, В.И.Панов, Л.И.Ларионова, В.Ф. Габдулхаков). Мы придерживаемся определения Б.М. Теплова, что одаренность – это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельностью». Для того, чтобы верно определить одаренность ребенка, необходимо знать не только способы диагностики, но также его критерии, признаки и виды.

По критерию «степень сформированности одаренности» выделяют актуальную и потенциальную. При актуальной ребенок владеет более высокими интеллектуальными способностями, нежели его сверстники; при потенциальной у ребёнка присутствуют определенные задатки к достижению высоких результатов.

По форме проявления одаренность бывает явная и скрытая. Явная одаренность обозначает достаточно яркую и четкую проявленность, даже при неблагоприятных условиях, способности ребенка не подвергаются каким-либо сомнениям. Соответственно, скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, такой дар сложно выявить окружающим людям. К сожалению, при таких случаях, когда одаренность ребенка не выявляется на ранних стадиях, ему не оказывается помощь и поддержка, не создаются благоприятные условия для развития его способностей. Отбор детей с таким типом способностей — это не быстрый процесс, который основан на применении комплекса методов анализа поведения ребенка на нескольких уровнях, включении его в различные виды реальной деятельности, построения коммуникации с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т. д.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» выделяют два вида одаренности: общую и специальную, где общая обозначает результат работы способностей ума ребенка, объединение мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности; а специальную проявляется в конкретных видах деятельности (в живописи, музыке, спорта) [4].

Что касается выявления одаренных детей, постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 N 1239 (ред. от 18.09.2021) "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития" сказано, что выявление одаренных детей основывается на результатах их интеллектуальных способностей, подтвержденных документально, либо участием в различных олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных способностей одаренных детей.

Кроме этого, существуют такие способы выявления одаренных детей, как «Принцип турникета», «RAPYNT», «Иллинойская модель» и другие. Рассмотрим каждый из них.

«Принцип турникета» – процесс идентификации одаренных детей, который должен быть проведен несколько раз. Эта модель диагностирования не предполагает жесткой селекции детей, ее суть состоит в том, что обучающийся включается в работу по специальной программе. Авторы данного подхода – J. Renzulli, S. Ris, L. Smit, подчеркивают, что при диагностировании ребенка, они акцентируют свое внимание на его достоинствах, а не на его недостатках.

Авторами подхода под названием «RAPYNT» являются M. Carne и А. Shvedel и другие. Диагностика одаренности детей проводится с помощью опросников для родителей и его педагогом. Когда оценка ребенка превышает определенный уровень по одному или нескольким опросным листам, ребенок зачисляется в кандидаты. Далее эти дети начинают учиться по специальной программе, в конце обучения которого выявляются, действительно, «одаренные». Еще один удачный подход – «Иллинойская модель», при котором набирается определенная группа детей от трех до 5 лет (максимум 22 человека), затем начинается процесс выявления «одаренных», который состоит из трех этапов:

  1. Поиск – набор групп, где будут обучаться потенциально одаренные дети по специальной программе обучения.

  2. Оценка – специалисты собирают некоторую информацию о ребенке, которая связана с его интеллектом и творческим развитием, от независимых источников: родителей и психологов.

  3. Отбор – завершающий этап, предполагающий две цели: отбор наиболее подходящих детей для обучения по особой программе и обеспечение участия в этой программе детей из разных социальных и экономических слоев, рас. Окончательное решение о приеме принимает совет психологов. Дети, которые показали результаты ниже, чем остальные, записываются в группу ожидания.

Кроме этих диагностических обследований, существует «резервуарная модель» американского психолога John Gower, которая предполагает многоступенчатую процедуру диагностики одаренности ребенка, в том числе результатов группового тестирования, беседы с классным руководителем и анкетирование родителей ребенка. В ходе обследования испытуемый должен набрать определенное количество баллов или показать высокие результаты в любых трех из четырех видов оценки. При окончательной оценке также учитывается мнение комиссии.

В педагогической психологии России базой диагностики детской одаренности являются теоретические основания. Выделяются следующие идеи и принципы: комплексный характер оценки разных сфер развития ребенка; длительность идентификации; анализ поведения ребенка; включение тренинг-заданий и методов; учет мнения различных экспертов; оценка психического развития ребенка в ближайшее время; опора на экологически валидные методы психодиагностики [5].

По нашему мнению, самым доступным способом выявления одаренных детей являются конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры и тому подобное. Так, с целью выявления одаренных детей обучающиеся учителя английского языка могут участвовать не только в олимпиадах школьного, муниципального и Всероссийского уровня, но также в следующих:

  • Международный конкурс по английскому языку “British Bulldog” (очная олимпиада);

  • Всероссийская дистанционная олимпиада «Отличник» (очная олимпиада);

  • Открытая Российская интернет-олимпиада по английскому языку (дистанционная олимпиада);

  • дистанционная олимпиада «Заврики»;

  • Интернет-карусель по английскому языку;

  • Международная олимпиада Hippo.

Также нами были выявлены следующие основные принципы работы с одаренными детьми:

  • развивающий и воспитывающий характер обучения;

  • повышение роли внеурочной деятельности;

  • индивидуализация и дифференциация обучения;

  • разнообразие предоставленных возможностей для развития личности и свободы выбора.

Что касается способов работы с одаренными детьми, их можно объединить в три группы: раздельное обучение, совместно-раздельное – специальные классы для одаренных детей в средних образовательных школах; и совместное обучение. Среди учреждений, осуществляющих сопровождение одаренных детей, особое место занимают учреждения дополнительного образования. Именно здесь выбор сферы деятельности ребенка осуществляется с максимальным учетом его склонностей и потребностей. Индивидуальный подход к ребенку позволяет удовлетворить его запросы и гарантировать условия для раскрытия его способностей, скрытых талантов.

Говоря о формах и методах работы с одаренными детьми, учителю иностранного языка необходимо помнить, что такие дети имеют «потребность в исследовательской и поисковой активности» для реализации своих умственных способностей, поэтому для таких детей эффективны следующие методы работы:

  • исследовательский;

  • частично-поисковый;

  • проблемный;

  • проектный.

Формы работы:

  • разноуровневые задания;

  • творческие задания;

  • работа в парах или малой группе;

  • дискуссия;

  • консультирование одноклассников по возникшей проблеме [6].

Таким образом, особенности работы учителя иностранного языка с одаренными детьми в средней общеобразовательной школе состоит в выявлении таких детей и удовлетворении их интеллектуальных способностей.


Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ Дата обращения 15.12.2022 г.

  2. Елисеева Н.Г. Работа с детской одаренностью // Наука, образование и культура. 2017. № 1 (16) Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-detskoy-odarennostyu/viewer Дата обращения 22.11.2022.

  3. Панфилова В.М., Дудина А.А. Формы работы с лингвистически одаренными детьми при изучении иностранного языка // Международный студенческий научный вестник. – 2015. –  № 5 (часть 2)  – С. 297-298 Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13366#:~:text=%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%C2%AB%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9,%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%C2%BB%20%5B1%5D. (Дата обращения: 12.11.2022)

  4. Т.В. Александрович Организация работы с одаренными детьми [Текст] : электронный учебно-метод. комплекс: Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина, каф. специальных педагогических дисциплин. – Брест : БрГУ, 2018.

  5. Ахмедов О.С., Раджабов Ш.С. Критерии выделения видов одаренности // Проблемы педагогики. 2021. №6 (57) Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-vydeleniya-vidov-odarennosti/viewer (Дата обращения: 17.11.2022)

  6. Одаренный ребенок и талантливый педагог: индикаторы профессионального мастерства педагога в контексте детерминантов одаренности и девиации: монография / В. Ф. Габдулхаков. – М.: Московский психолого-социальный институт (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. – 258 с.