Идейно-художественное своеобразие повести
В.П. Астафьева «Пастух и пастушка»
В повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка» необычно все: неожиданное название, подзаголовок в форме оксюморона, призванного привлечь внимание читателя, композиция, взаимосвязь боевой и любовной сюжетных линий, небывало жестокие, натуралистически резкие картины боя, тонко и точно выписанные характеры всех без исключения персонажей, небывалая на тот момент по откровенности любовная сцена, смерть главного героя не от раны, а от бесчеловечности войны. Этот перечень можно продолжать бесконечно, поскольку Астафьев реально потрясает читателя откровенностью, лиричностью и в то же время жестокостью интонаций, глубиной погружения во внутренний мир своих героев, своеобразием лексики.
Критик Валентин Курбатов видит своеобразие повести Астафьева в том, «что до сих пор пока это единственная книга по взгляду на войну…, где главное… это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с неё без единой царапины…». «Война рождает привычку к смерти, готовность убивать. Это была первая повесть победителя о том, что война как средство решения мировых вопросов есть стыд человечества, его горе, его проказа», так определил смысл и значение повести критик.
Война по сути своей противоестественна и антигуманна: если пуля и не убьёт человека в бою, война отнимет у него все силы, не оставив ничего для жизни; война обрывает, но не убивает любовь, которая освещает всю жизнь человека и его память, не подвластную времени, преодолевшую смерть, преодолевшую время… Такова идея повести В. Астафьева «Пастух и пастушка».
Идея повести транслируется с помощью ряда приемов. Остановимся на некоторых из них.
Подзаголовок «Современная пастораль» звучит неожиданно и странно для военной повести. Писатель воспевает чистоту и верность чувств, но на каком фоне? Вместо мирных пасторальных пейзажей кровавый фронтовой быт. Любовь героев далека от красивой сказки, и конец этой любви трагичен. Казалось бы, по законам пасторали, любовь должна спасти героя, но Борису «нести свою душу» все тяжелее и тяжелее.
Подзаголовок, который вторит собственно названию произведения, подчеркивает и углубляет трагизм произведения, противопоставляя пасторальный мотив любви и гармонии чудовищной, бесчеловечной стихии войны, воспоминания о которой автор носит, по его собственному выражению, как «раскаленные угли в сердце, ожигающие здоровье, сон, нормальные отношения с людьми и окружающим миром».
Ожидаемо в повести появляются традиционные для пасторали герои – пастух и пастушка, ставшие у Астафьева символом беззащитного перед лицом войны мира: речь идет об убитых безвестных пастухе и пастушке, которые «лежали, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в смертный час» (их вспоминал Борис в подаренную судьбой ночь любви, о них плакал незадолго до смерти, хотя «лиц он уже не помнил, и выходило: похожи они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то»); о «беззащитных в доверчивости» героях пьесы из детских воспоминаний Бориса; о пастушках школьного и престарелого возраста (потому что не осталось взрослых пастухов), выгнавших скот на весенние пастбища.
Повесть В. Астафьева имеет четкую композицию: состоит из четырех частей; имеет пролог и финальную часть, в которых мы встречаемся с седой женщиной без имени «с уже отцветающими древними глазами». Пожалуй, эти «древние» глаза и утверждают нас в мысли, что это Люся, которая через много лет нашла могилу своего «лейтенантика». Автор, используя прием художественного обрамления, дает возможность нам прочувствовать лиризм повести. «Почему ты лежишь один посреди России!» в прологе говорит женщина, прижавшись лицом к могиле; «Я вернусь к тебе… Совсем скоро мы будем вместе… Там уж никто не в силах разлучить нас», обращается она к любимому, уходя в ночную степь. «Как долго я тебя искала!» чувство к Борису и память о нем Люся пронесла через всю жизнь.
Обращение к памяти героев как бы расширяет художественное пространство произведения. Автор использует прием ретроспекции, с помощью которого через мечты, воспоминания, сны сообщает нам о прошлой истории персонажей, раскрывает их внутренний мир, дает ключи к пониманию их поступков. Например, о довоенной жизни семьи Костяевых мы узнаем не только из рассказов Бориса, но и из его воспоминаний «как глянулось ему, когда дома перекладывали печь». Или кошмары, которые видит Борис, уснув после боя. «Во довоевался! Во налюбовался видами войны!» объясняет после пробуждения герой свои сны, которые на самом деле являются отображением его внутреннего надлома, может быть, даже страха. Или фраза, которая определяет грань между мечтами героев и реальностью и которая несколько раз встречается в повести в слегка измененном виде: «Но ничего этого не было и быть не могло».
Каждая из четырех частей повести имеет свой эпиграф, играющий важную роль для понимания идейного содержания произведения. Эпиграфы у Астафьева скорее контрастируют с содержанием, нежели подтверждают его. Например, часть первая «Бой». Эпиграф: «Есть упоение в бою!» какие красивые и устарелые слова!.. (Из разговора, услышанного на войне)». Упоение это состояние восторга, восхищения. Содержание первой части служит опровержением этой фразы. Бой у Астафьева это «рев, стрельба, матюки, крик раненых, дрожь земли, с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбирая кто где». Какая уж тут красота… «Казалось, вся война была здесь, в этом месте, кипела в растоптанной яме траншеи, исходя удушливым дымом, ревом, визгом осколков, звериным рычанием людей». Да и главный герой Борис Костяев, выйдя один на один с танком и по сути совершая подвиг, имеет далеко не геройский вид, вызывающий упоение: «…плакал оттого, что не может настичь танк», «лейтенанта катануло по траншее, словно зайчонка». Автор использует такие детали не потому, что Борис трус, а потому, что происходящее с ним – противоестественно для человеческой сущности. «…Такую громадину! Такой маленький человек!».
Название четвертой части – «Успение» (отметим, что для названия первых трех частей «Бой», «Свидание», «Прощание» автор использовал общеупотребительные слова, а для четвертой части – церковную лексику) – как бы наталкивает читателя на мысль: для праведника смерть – не конец жизни, а врата в Царствие небесное. Эпиграфом к этой части служат слова поэта эпохи Возрождения Петрарки, прославляющие бесконечную жизнь человека, наполненную сладкими муками любви. И снова по контрасту - рассказ о гибели бойцов взвода Костяева и самого Бориса.
«Человек свободен в выборе смерти. Может быть, только в этом и свободен», размышляет автор. По-разному погибают герои повести. Например, Мохнаков, бросившись под танк, по сути совершает самоубийство, к которому давно подготовился, и «тело старшины, пораженное заразной, неизлечимой в окопах болезнью, вместе с выгоревшим на войне сердцем разнесло, разбросало по высотке».
Создавая образ Бориса Костяева, В. Астафьев четко проследил сам процесс рождения в душе Бориса, сраженного войной, той опустошенности, которая оказалась для него несовместимой с жизнью. Борис Костяев на протяжении всей повести, в разных жизненных ситуациях, много размышляет о смерти. И в конце концов приходит к выводу: «Жажда жизни рождает неслыханную стойкость… Но, если ее нет, тогда все, тогда, значит, остался от человека мешок с костями». Борис медленно умирает от пустяковой раны. «Не моя и не героя повести вина, а беда, коли действительность, бытие войны раздавили его», объясняет сам Астафьев причину смерти своего героя.
«Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди не достойны называться людьми! Не достойны жить на земле!..» – говорит устами Ланцова писатель-фронтовик. Должна быть, но стала. Не могу не сказать, что пишу о повести, имеющей мощный антивоенный смысл, с особым чувством. Потому что мне, к сожалению, довелось не понаслышке узнать, что такое война. В апреле 2014 года на Донбассе началась, так называемая, антитеррористическая операция, а в июне война пришла в мой родной Краснодон и я впервые услышала, как стреляют танки. А потом были разрывы авиаснарядов, залпы «градов», ночи в подвале, в результате – сотни погибших, разрушенные села, искалеченный Луганск. Не буду рассуждать о смысле происходящего с 2014 года на моей родной земле, скажу только, что война – это страшно, быть героем дано далеко не каждому. А еще процитирую В. Астафьева: «И вообще какой смысл во всем этом? Чтоб еще раз доказать превосходство человека над человеком?».