СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идейно-художественное своеобразие произведений А.К. Толстого о русской старине

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Идейно-художественное своеобразие произведений А.К. Толстого о русской старине»

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) – прозаик, поэт и драматург,  переводчик.  Член- корреспондент Императорской Санкт-Петербургской АН

Алексей

Константинович

Толстой

(1817-1875) –

прозаик, поэт и драматург, 

переводчик. Член- корреспондент Императорской

Санкт-Петербургской АН

Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В нем в юные годы были и стать, и размах былинных богатырей. Мужчины семьи Толстых-Перовских легко ломали подковы и завязывали в узел чугунные кочерги. Однако их отличала не только физическая сила, но и разностороннее образование.

Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В нем в юные годы были и стать, и размах былинных богатырей. Мужчины семьи Толстых-Перовских легко ломали подковы и завязывали в узел чугунные кочерги. Однако их отличала не только физическая сила, но и разностороннее образование.

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа 1817 года в Санкт-Петербурге.  Детство он провёл на Украине, в имении дяди. Он был тихим, мечтательным мальчиком. Толстой никогда не учился в школе, рос один, без товарищей. Учили маленького Алексея мать, русские учителя и иностранные гувернёры. Очень рано, в 5 лет, он выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть.  Музей-усадьба Алексея Толстого, расположенная в Красном Роге. Здесь граф провёл детские годы, сюда неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и был похоронен.

Алексей Константинович Толстой

родился

24 августа

1817 года в Санкт-Петербурге.

Детство он провёл на Украине, в имении дяди. Он был тихим, мечтательным мальчиком.

Толстой никогда не

учился в школе, рос

один, без товарищей.

Учили маленького

Алексея мать, русские

учителя и иностранные

гувернёры. Очень рано,

в 5 лет, он выучился

читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть.

Музей-усадьба Алексея Толстого, расположенная в Красном Роге. Здесь граф провёл детские годы, сюда неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и был похоронен.

Мать писателя разошлась с мужем по неизвестным причинам сразу после рождения ребёнка. Вместо отца Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский  (Антон Погорельский), сочинивший для племянника сказку «Чёрная курица» о приключениях мальчика по имени Алёша. А.К. Толстой с матерью. Э. Мартен. Портрет графа Перовского — писателя Антония Погорельского. Художник Брюллов Карл Павлович Константин Петрович Толстой, отец писателя. Художник А.С. Михайлов

Мать писателя разошлась с мужем по неизвестным причинам сразу после рождения ребёнка. Вместо отца Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский 

(Антон Погорельский), сочинивший для племянника сказку «Чёрная курица» о приключениях мальчика по имени Алёша.

А.К. Толстой с матерью.

Э. Мартен.

Портрет графа Перовского — писателя Антония Погорельского.

Художник Брюллов Карл Павлович

Константин Петрович Толстой, отец писателя.

Художник А.С. Михайлов

С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 года он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Вместе в 1838 году они ездили на озеро Комо. Впечатления этой поездки были использованы при работе над повестью «Упырь». Алексей Константинович Толстой Отношения, таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни Толстого; супруга Александра II, императрица Мария Александровна, также ценила и личность, и талант Толстого. Император Александр 2 в молодости

С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 года он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Вместе в 1838 году они ездили на озеро Комо. Впечатления этой поездки были использованы при работе над повестью «Упырь».

Алексей Константинович Толстой

Отношения, таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни Толстого; супруга Александра II, императрица Мария Александровна, также ценила и личность, и талант Толстого.

Император Александр 2

в молодости

 В 1834 году Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе, в 1843-м — придворное звание камер-юнкера. В дальнейшем был пожалован придворными званиями «в должности церемониймейстера» (1851) и «в должности егермейстера» (1861). В 30–40-е годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. При этом Толстой никогда не забывал о том, что считает своим долгом «говорить во что бы то ни стало правду» (так он написал царю Александру II). Следуя этому принципу, он хлопотал об опальных писателях, пытаясь смягчить их судьбу. Алексей Толстой. Портрет 1836 г. Художник К.П. Брюллов

В 1834 году Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе, в 1843-м — придворное звание камер-юнкера. В дальнейшем был пожалован придворными званиями «в должности церемониймейстера» (1851) и «в должности егермейстера» (1861).

В 30–40-е годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. При этом Толстой никогда не забывал о том, что считает своим долгом «говорить во что бы то ни стало правду» (так он написал царю Александру II). Следуя этому принципу, он хлопотал об опальных писателях, пытаясь смягчить их судьбу.

Алексей Толстой. Портрет 1836 г.

Художник К.П. Брюллов

В конце 1830-х — начале 1840-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа — «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Сочинение Краснорогского (А. К. Толстого).

В конце 1830-х — начале 1840-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа — «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь».

Сочинение Краснорогского

(А. К. Толстого).

В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был признанным лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно и его первым советчиком был дядя А. А. Перовский, который показывал его первые опыты Жуковскому, а, по семейному преданию, однажды их одобрил и Пушкин. Позже Толстой познакомился и с Гоголем.

В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был признанным лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно и его первым советчиком был дядя А. А. Перовский, который показывал его первые опыты Жуковскому, а, по семейному преданию, однажды их одобрил и Пушкин. Позже Толстой познакомился и с Гоголем.

Рыцарский характер графа был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех его творениях.

Рыцарский характер графа был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех его творениях.

 После отставки со службы в 1861 году действительный статский советник Толстой только изредка наезжал в столицу. Жил в усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом (не сохранилась) или в ещё более далёком от столицы Красном Роге (Черниговской губернии, Мглинского уезда). Пустынька. Усадебный дом А.К. Толстого. Фото конца 19в.. Красный Рог. Северный фасад главного усадебного дома по описанию Е.М. Мухановой. Реконструкция В.Захаровой.

После отставки со службы в 1861 году действительный статский советник Толстой только изредка наезжал в столицу. Жил в усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом (не сохранилась) или в ещё более далёком от столицы Красном Роге (Черниговской губернии, Мглинского уезда).

Пустынька. Усадебный дом А.К. Толстого. Фото конца 19в..

Красный Рог. Северный фасад главного усадебного дома по описанию Е.М. Мухановой. Реконструкция В.Захаровой.

 В 1860—1870 годах много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция, Англия). Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Сборник стихотворений вышел в 1867 году. За два года до смерти был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

В 1860—1870 годах много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция, Англия). Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Сборник стихотворений вышел в 1867 году. За два года до смерти был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

28 сентября 1875 года, во время очередного сильнейшего приступа головной боли, Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия (который принимал по предписанию врача), что привело к смерти писателя. Усыпальница  А . К . Толстого  в селе Красный Рог

28 сентября 1875 года, во время очередного сильнейшего приступа головной боли, Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия (который принимал по предписанию врача), что привело к смерти писателя.

Усыпальница  А . К . Толстого  в селе Красный Рог

Алексей Толстой открыл мир людей многих эпох, начиная от «Смутного времени» и дней Петра Первого и кончая социалистическим временем. Он открыл обширное богатство человеческих образов - всегда живых, всегда задевающих сердце, всегда вызывающих у нас беспокойство. Писательский размах Толстого так велик, так щедр, что, кажется, для него почти нет ничего невозможного в области литературы. Редкие писатели могут с таким совершенством касаться совершенно разных тем, как это делает Толстой.

Алексей Толстой открыл мир людей многих эпох, начиная от «Смутного времени» и дней Петра Первого и кончая социалистическим временем. Он открыл обширное богатство человеческих образов - всегда живых, всегда задевающих сердце, всегда вызывающих у нас беспокойство.

Писательский размах Толстого так велик, так щедр, что, кажется, для него почти нет ничего невозможного в области литературы. Редкие писатели могут с таким совершенством касаться совершенно разных тем, как это делает Толстой.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ТОЛСТОГО Особое место в творчестве писателя занимала русская история. Толстой считал, что если бы не монгольское нашествие, Киевская Русь сумела бы превратиться в государство, превосходящее многие западные страны по своему развитию. Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко» и др.). Вторая область интересов А. К. Толстого была связана с эпохой Московского царства, особенно временами Ивана Грозного. Толстой противопоставлял демократические начала домонгольской Руси тому, что пришло на Русь с эпохой Московского царства. Русскому Средневековью посвящены такие его произведения, как исторический роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ТОЛСТОГО

Особое место в творчестве писателя занимала русская история. Толстой считал, что если бы не монгольское нашествие, Киевская Русь сумела бы превратиться в государство, превосходящее многие западные страны по своему развитию. Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко» и др.).

Вторая область интересов А. К. Толстого была связана с эпохой Московского царства, особенно временами Ивана Грозного. Толстой противопоставлял демократические начала домонгольской Руси тому, что пришло на Русь с эпохой Московского царства. Русскому Средневековью посвящены такие его произведения, как исторический роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

 Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором. Иван Грозный. Скульптор М.М. Герасимов.

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

Иван Грозный. Скульптор М.М. Герасимов.

Казнь боярина. Худ. В. Владимиров.  В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменников-бояр». Со своими опричниками Иван IV провел множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому ряд русских городов. Он стал полным самодержавцем в своем государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни, он так и не смог выиграть войны за прибалтийские Разорение Великого Новгорода. С. Иванов. Царь. XVI век земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук. Москва при Иване Грозном. Худ. А.М. Васнецов.

Казнь боярина.

Худ. В. Владимиров.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменников-бояр».

Со своими опричниками Иван IV провел множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому ряд русских городов. Он стал полным самодержавцем в своем государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни, он так и не смог выиграть войны за прибалтийские

Разорение Великого Новгорода.

С. Иванов. Царь. XVI век

земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались

совсем без рабочих рук.

Москва при Иване Грозном. Худ. А.М. Васнецов.

 В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю свое первое послание. Царь ответил на это послание. Между царем и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь упрекал царя за то, что он расправляется со своими верными слугами. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю свое первое послание. Царь ответил на это послание. Между царем и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь упрекал царя за то, что он расправляется со своими верными слугами. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

Какие черты баллады вы находите в этом произведении? Что называют балладой? БАЛЛАДА -   стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие. БАЛЛАДА    - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. обращение к историческому прошлому России; имеет сюжет, но это не эпическое произведение, т.к здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям;  действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение);  есть диалог, в котором раскрываются характеры героев;  обилие средств художественной выразительности ( привести примеры из текста баллады)

Какие черты баллады вы находите в этом произведении?

Что называют балладой?

БАЛЛАДА -   стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.

БАЛЛАДА    - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании.

  • обращение к историческому прошлому России;
  • имеет сюжет, но это не эпическое произведение, т.к здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям; 
  • действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение); 
  • есть диалог, в котором раскрываются характеры героев; 
  • обилие средств художественной выразительности ( привести примеры из текста баллады)
Чтение баллады А. К. Толстого «ВАСИЛИЙ ШИБАНОВ».

Чтение баллады

А. К. Толстого

«ВАСИЛИЙ ШИБАНОВ».

 Много просто­народных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого , в речь героя включены слова зазноба, напря­мик, напролет, пешой.  В письмо Курб­ского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответ­ствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрес­танных боях за тя, аки воду, лиях и лиях и др.   Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность раб­ская, стан вражий, опальный воево­да, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа. СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Много просто­народных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого , в речь героя включены слова зазноба, напря­мик, напролет, пешой.

В письмо Курб­ского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответ­ствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрес­танных боях за тя, аки воду, лиях и лиях и др. Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность раб­ская, стан вражий, опальный воево­да, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА Баллада А. К. Толстого имеет все признаки лиро-эпического произведения. Черты эпоса: 1. чёткая композиция:  пролог — бегство князя Андрея Курбского; завязка — Курбский пишет письмо и передаёт послание с Василием Шибановым; кульминация — царю читают письмо; развязка — смерть Василия в пыточной. Однако в произведении есть и  черты лирики : акцент на чувствах и эмоциях, внутренних переживаниях героев и автора, который выказывает явную симпатию Василию Шибанову. Кроме того, это произведение поэтическое, то есть написано в стихах, что также считается признаком лирики. 2. историзм — в балладе, помимо главных героев, названы и другие исторические персонажи (приближённые к царю верные опричники князь Афанасий Вяземский, Василий Грязной, Малюта Скуратов, Фёдор Басманов), что тоже характерно для эпических произведений. 

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

Баллада А. К. Толстого имеет все признаки лиро-эпического произведения.

Черты эпоса:

1. чёткая композиция: 

  • пролог — бегство князя Андрея Курбского;
  • завязка — Курбский пишет письмо и передаёт послание с Василием Шибановым;
  • кульминация — царю читают письмо;
  • развязка — смерть Василия в пыточной.

Однако в произведении есть и  черты лирики :

акцент на чувствах и эмоциях, внутренних переживаниях героев и автора, который выказывает явную симпатию Василию Шибанову. Кроме того, это произведение поэтическое, то есть написано в стихах, что также считается признаком лирики.

2. историзм — в балладе, помимо главных героев, названы и другие исторические персонажи (приближённые к царю верные опричники князь Афанасий Вяземский, Василий Грязной, Малюта Скуратов, Фёдор Басманов), что тоже характерно для эпических произведений. 

Какая история рассказана в балладе? Что мы узнаем о князе Курбском? Князь Курбский от царского гнева бежал, С ним Васька Шибанов, стремянный. История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя. Назовите героев произведения   Иван Грозный,   князь Курбский,  стремянный Василий Шибанов. В 1564 г. князь А.М. Курбский, опасаясь опалы и казни, бежал в Литву и вскоре возглавил литовский поход на Русь. В письме Ивану IV князь обвинил его в бессудных расправах с боярами и воеводами.

Какая история рассказана

в балладе?

Что мы узнаем о князе Курбском?

Князь Курбский от царского гнева бежал,

С ним Васька Шибанов, стремянный.

История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя.

Назовите героев произведения 

Иван Грозный,

князь Курбский,

стремянный Василий Шибанов.

В 1564 г. князь А.М. Курбский, опасаясь опалы и казни, бежал в Литву и вскоре возглавил литовский поход на Русь. В письме Ивану IV князь обвинил его в бессудных расправах с боярами и воеводами.

Как литовцы встретили князя? Что произошло в пути? Дороден был князь. Конь измученный пал. Как быть среди ночи туманной? Но рабскую верность Шибанов храня, Свого отдает воеводе коня: «Скачи, князь, до вражьего стану, Авось я пешой не отстану». Стоят в изумленье литовцы кругом. Без шапок толпятся у входа. Всяк русскому витязю честь воздает; Недаром дивится литовский народ, И ходят их головы кругом: «Князь Курбский нам сделался другом».

Как литовцы встретили князя?

Что произошло в пути?

Дороден был князь. Конь измученный пал.

Как быть среди ночи туманной?

Но рабскую верность Шибанов храня,

Свого отдает воеводе коня:

«Скачи, князь, до вражьего стану,

Авось я пешой не отстану».

Стоят в изумленье литовцы кругом.

Без шапок толпятся у входа.

Всяк русскому витязю честь воздает;

Недаром дивится литовский народ,

И ходят их головы кругом:

«Князь Курбский нам сделался другом».

Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?  В послании содержится решительный протест князя против начавшихся в России беззаконных гонений и казней государственных и военных деятелей на пороге опричнины. Но князя не радует новая честь. Исполнен он желчи и злобы Готовится Курбский царю перечесть Души оскорбленной зазнобы… Ответствуй, безумный, каких ради грех Побил еси добрых и сильных? Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны, Без счета твердыни врагов сражены? Не их ли ты мужеством славен? И кто им бысть верностью равен? Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас, В небытную ересь прельщенный? Внимай же! Приидет возмездия час… П. Рыженко. Князь Курбский

Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему?

Можно ли понять его чувства?

В послании

содержится

решительный

протест князя

против

начавшихся

в России

беззаконных

гонений и

казней

государственных и военных

деятелей на пороге опричнины.

Но князя не радует новая честь.

Исполнен он желчи и злобы

Готовится Курбский царю перечесть

Души оскорбленной зазнобы…

Ответствуй, безумный, каких ради грех

Побил еси добрых и сильных?

Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,

Без счета твердыни врагов сражены?

Не их ли ты мужеством славен?

И кто им бысть верностью равен?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,

В небытную ересь прельщенный?

Внимай же! Приидет возмездия час…

П. Рыженко. Князь Курбский

ТЕКСТ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ  (МАЙ 1564 ГОДА)  И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя. …казненные тобой, у престола. Господнего стоя, взывают об отмщении тебе, несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к Богу обличая тебя».  «Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным князям предал...  В чём провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане – соратники твои? Не сдались ли тебе крепости немецкие?..  За это ли нам, несчастным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими?  Полки твои водил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы… а как часто ранен был варварами в различных битвах, что все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет.

ТЕКСТ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ (МАЙ 1564 ГОДА)

И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя. …казненные тобой, у престола. Господнего стоя, взывают об отмщении тебе, несправедливо

изгнанные тобой

из страны

взываем

день и ночь к Богу

обличая тебя».

«Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным князям предал...

В чём провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане – соратники твои? Не сдались ли тебе крепости немецкие?..

За это ли нам, несчастным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими?

Полки твои водил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы… а как часто ранен был варварами в различных битвах, что все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет.

Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой? Как автор относится к Курбскому? изменник, предатель, бесчеловечный, неблагодарный жестокий Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном Но кто ж дерзновенные князя слова Отвезть Иоанну возьмется? Кому не люба на плечах голова. «Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!» И в ногу Шибанова острый конец Жезла своего он вонзает… И много, знать, верных у Курбского слуг, Что выдал тебя за бесценок! «Был мрачен владыки загадочный взгляд». «Да, боярин твой прав, И нет уж мне жизни отрадной, Кровь добрых и сильных ногами поправ, Я пес недостойный и смрадный!»

Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой?

Как автор относится к Курбскому?

изменник, предатель,

бесчеловечный, неблагодарный

жестокий

Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном

Но кто ж дерзновенные князя слова

Отвезть Иоанну возьмется?

Кому не люба на плечах голова.

«Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»

И в ногу Шибанова острый конец

Жезла своего он вонзает…

И много, знать, верных у Курбского слуг,

Что выдал тебя за бесценок!

«Был мрачен владыки загадочный взгляд».

«Да, боярин твой прав,

И нет уж мне жизни отрадной,

Кровь добрых и сильных ногами поправ,

Я пес недостойный и смрадный!»

Как ведут себя московские жители? Чего они боятся? И звону внимает московский народ, И молится, полный боязни, Чтоб день миновался без казни.

Как ведут себя московские жители? Чего они боятся?

И звону внимает московский народ,

И молится, полный боязни,

Чтоб день миновался без казни.

Почему народ находится в состоянии страха? Кто окружает Ивана Грозного? В ответ властелину гудят терема, Звонит с ним и Вяземский лютый, Звонит всей опрични кромешная тьма, И Васька Грязной, и Малюта, И тут же, гордяся своею красой, С девичьей улыбкой, с змеиной душой, Любимец звонит Иоаннов, Отверженный ботом Басманов.

Почему народ находится в состоянии страха?

Кто окружает Ивана Грозного?

В ответ властелину

гудят терема,

Звонит с ним и Вяземский лютый,

Звонит всей опрични кромешная тьма,

И Васька Грязной, и Малюта,

И тут же, гордяся своею красой,

С девичьей улыбкой, с змеиной душой,

Любимец звонит Иоаннов,

Отверженный ботом Басманов.

Кто привёз послание Грозному в Москву? Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли: «Князь, служба моя не нужна ли?» И в радости князь посылает раба. Торопит его в нетерпенье: «Ты телом здоров, и душа не слаба, А вот и рубли в награжденье!» Шибанов в ответ господину: «Добро! Тебе здесь нужнее твое серебро, А я передам и за муки Письмо твое в царские руки».

Кто привёз послание Грозному

в Москву?

Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли:

«Князь, служба моя не нужна ли?»

И в радости князь посылает раба.

Торопит его в нетерпенье:

«Ты телом здоров, и душа не слаба,

А вот и рубли в награжденье!»

Шибанов в ответ господину: «Добро!

Тебе здесь нужнее твое серебро,

А я передам и за муки

Письмо твое в царские руки».

Как царь относится к Шибанову ? «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» Царя удивляет преданность Шибанова Курбскому, он ценит это качество. В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок».

Как царь относится к Шибанову ?

«Гонец, ты не раб,

а товарищ и друг…»

Царя удивляет преданность Шибанова Курбскому, он ценит это качество. В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок».

Похож ли Шибанов на Калашникова? Что его роднит с купцом? В чем его отличие от купца? 2) «Пытают и мучат гонца палачи, Друг к другу приходят на смену …». Предан и верен своему господину: 1)«Но рабскую верность Шибанов храня, свого отдает воеводе коня …»; 2)«Князь, служба моя не нужна ли?»; «А я передам и за муки Письмо твое в царские руки!» Проявляет стойкость: 1) «И молвит ему, не бледнея: «От Курбского, князя Андрея!» «И царь вопрошает: «Ну что же гонец? Назвал ли он вора друзей наконец?» «Царь, слово его всё едино: Он славит свого господина!»

Похож ли Шибанов на Калашникова?

Что его роднит с купцом? В чем его отличие от купца?

2) «Пытают и мучат

гонца палачи,

Друг к другу приходят

на смену …».

Предан и верен своему господину:

1)«Но рабскую верность Шибанов храня,

свого отдает воеводе коня …»;

2)«Князь, служба моя не нужна ли?»;

«А я передам и за муки

Письмо твое в царские руки!»

Проявляет стойкость:

1) «И молвит ему,

не бледнея:

«От Курбского,

князя Андрея!»

«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?

Назвал ли он вора друзей наконец?»

«Царь, слово его всё едино:

Он славит свого господина!»

А. К. Толстому удалось создать образ благородного и верного своему долгу до конца стремянного, который, умирая от жестоких пыток, молит Бога о прощении предавшего его  «за сладостный миг укоризны»  князя, о царе, пославшем его на смертные муки, и обо всей великой Руси. Такая покорность воле Бога, смирение перед страшной судьбой, добровольное принятие мук за свои убеждения приравнивает Василия Шибанова к христианским мученикам и святым.  «О Князь, я молю, да простит тебе бог Измену твою пред отчизной! Услышь меня, боже, в предсмертный мой час, Язык мой немеет, и взор мой угас. Но в сердце любовь и прощенье. Помилуй мои прегрешенья! Услышь меня, боже, в предсмертный мой час, Прости моего господина! Язык мой немеет, и взор мой угас. Но слово мое все едино: За грозного, боже, царя я молюсь. За нашу святую, великую Русь, И твердо жду смерти желанной!»

А. К. Толстому удалось создать образ благородного и верного своему долгу до конца стремянного, который, умирая от жестоких пыток, молит Бога о прощении предавшего его  «за сладостный миг укоризны»  князя, о царе, пославшем его на смертные муки, и обо всей великой Руси. Такая покорность воле Бога, смирение перед страшной судьбой, добровольное принятие мук за свои убеждения приравнивает Василия Шибанова к христианским мученикам и святым. 

«О Князь, я молю, да простит тебе бог

Измену твою пред отчизной!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,

Язык мой немеет, и взор мой угас.

Но в сердце любовь и прощенье.

Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,

Прости моего господина!

Язык мой немеет, и взор мой угас.

Но слово мое все едино:

За грозного, боже, царя я молюсь.

За нашу святую, великую Русь,

И твердо жду смерти желанной!»

А. К. Толстой, рисуя образ стремянного Шибанова, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству. В балладе «Василий Шибанов» А.К.Толстого привлек характер человека подневольного, который, даже сознавая предательство своего господина, не изменяет долгу. Писатель явно стремился преподать урок современникам, лишенным той цельности, а следовательно, прочного духовного стержня, и готовым к неоправданным компромиссам, легким изменам, как только на пути к высоким целям они встречают жизненные преграды. Конфликт и способы его разрешения   А. К. Толстой показывает конфликт властителей и простого народа. Автор противопоставляет духовный подвиг и стойкость воли простого человека безнравственности воеводы и царя, жестокость которых доходит до того, что они подвергают Василия Шибанова бесчеловечным пыткам, которые оканчиваются смертью героя.

А. К. Толстой, рисуя образ стремянного Шибанова, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству.

В балладе «Василий Шибанов» А.К.Толстого привлек характер человека подневольного, который, даже сознавая предательство своего господина, не изменяет долгу. Писатель явно стремился преподать урок современникам, лишенным той цельности, а следовательно, прочного духовного стержня, и готовым к неоправданным компромиссам, легким изменам, как только на пути к высоким целям они встречают жизненные преграды.

Конфликт и способы его разрешения

А. К. Толстой показывает конфликт властителей и простого народа. Автор противопоставляет духовный подвиг и стойкость воли простого человека безнравственности воеводы и царя, жестокость которых доходит до того, что они подвергают

Василия Шибанова

бесчеловечным пыткам,

которые оканчиваются

смертью героя.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Прочитать балладу А. К. Толстого « Князь Михайло Репнин» и сделать сравнительный анализ баллад СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЛЛАД ВОПРОС «ВАСИЛИЙ ШИБАНОВ» Историческая основа сюжета «КНЯЗЬ МИХАЙЛО РЕПНИН» Конфликт, положенный в основу сюжета Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого? (запишите конкретные примеры) Стилизация под фольклор: выпишите устаревшую лексику со значением, повторы

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Прочитать балладу А. К. Толстого « Князь Михайло Репнин»

и сделать сравнительный анализ баллад

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЛЛАД

ВОПРОС

«ВАСИЛИЙ ШИБАНОВ»

Историческая основа сюжета

«КНЯЗЬ МИХАЙЛО РЕПНИН»

Конфликт, положенный в основу сюжета

Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого? (запишите конкретные примеры)

Стилизация под фольклор: выпишите устаревшую лексику со значением, повторы