СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Идейно-тематический мир и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Собака".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы для обсуждения помогают глубоко проанализировать произведение.

Просмотр содержимого документа
«"Идейно-тематический мир и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Собака".»

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"





Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Идейно-тематический мир и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Собака".




Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.








г. Березники - 2024



1. Работа в группе.

И. С. Тургенев.  СОБАКА.

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

1. Я прочитал стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Собака" и задумался о том, что...

2. На что вы обратили особое внимание? Почему?

3. Назовите ключевые слова, определите их значимость в стихотворении.



2. Вопросы для работы в паре.


1)

Слова-антонимы.

Жизнь. Смерть.

Можно ли утверждать, что автор размышляет о смысле человеческого существования, о его быстротечности?

"Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?"

Как вы понимаете смысл данного предложения?

2)

Мир природы воплощён в одном предложении. "На дворе воет страшная, неистовая буря".


Какова роль бури?

Какова роль эпитетов?




3)

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.



Почему "одна и та же жизнь жмется пугливо к другой?"

Почему "две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга?"




4)

Человек. Собака. И х мироощущение.

Почему между собакой и человеком нет никакой разницы, по мнению рассказчика? Подчёркивает ли автор, что мироощущения человека и собаки тождественны?



5)

Комната, в которой человек и собака.

За окном - буря.

Определите роль слов, характеризующих пространство в стихотворении.


6)

Трепетный огонёк.

Является ли слово "огонёк" символом?

Почему огонёк характеризуется эпитетом "трепетный"?

Какова роль огонька в жизни человека и собаки?



7)

Мир природы и мир жизни.

Страх человека из-за бури за окном или страх перед смертью? "Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом..." Определите роль развёрнутой метафоры в стихотворении. Страх потери надежд, стремлений?




Вопросы для обсуждения.


1) Почему стихотворение И.С.Тургенева "Собака" носит

исповедальный характер?


2) Можно ли подумать, что "страшная, неистовая буря" символизирует

бурю самой жизни? А что значит буря жизни? Что она предвещает?


3) Вы согласны с утверждением, что всё живое в мире неразрывно

связано?


4) Почему "одна жизнь жмётся пугливо к другой"? Жизнь - это как

отдельное существо, чувствующее приближение смерти?

С чем сравнивает автор жизнь живого существа? В чём смысл

данного сравнения?


5) Определите темы и основную мысль стихотворения в прозе

И.С.Тургенева "Собака". Почему стихотворение носит

философский характер? О чём размышляет автор?


Примерные ответы.


Тема понимания, любви к живому существу. Смысл жизни. Беззащитность всего живого в буре самой жизни. Тема быстротечности жизни. Тема одиночества. Философские размышления о жизни и смерти.


Основная мысль. Жизнь бренна. Нужно понимать друг друга, любить, сочувствовать, быть рядом. Буря жизни непредсказуема.

Страшно сознавать, что всем нашим исканиям, надеждам вдруг придет конец, и «кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек».

Небольшое стихотворение описывает молчаливый разговор двух настоящих друзей, оно становится взаимным бессловесным признанием в любви и иллюстрацией обоюдного проявления нежности. Писатель отмечает, что смерть в каком-то смысле уравнивает искренне любящих вне зависимости от того, кто любит – человек или зверь.