СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идейные течения и общественные движения во второй половине XIX века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Идейные течения и общественные движения во второй половине XIX века»

Тема: Идейные течения и общественное движение второй половины XIX в.
История, 9 класс
Дата: 3.02.2025

Цель – сформировать представление о развитии идейных течений и общественных движений во второй половине 19 века.

Задачи:
-Образовательная: выделить основные течения и движения, охарактеризовать цель деятельности течений и движений, определить основных представителей и организации течений и движений.
- Развивающая: продолжить формирование умений работать с источником информации, делать выводы, формулировать и аргументировать личную точку зрения.
- Воспитывающая: развивать познавательный интерес к изучению истории страны.

Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник.

Ход урока:

Проверка домашнего задания по теме «Национальная и религиозная политика Александра 3» (Приложение 1)

Актуализация знаний. Какие основные общественные движения сложились в период правления Александра 2? Вспомните.

Мотивация знаний. При Александре 3 общественная жизнь претерпела изменения, которые активно влияли на общественную мысль. Общество примыкало к разным общественным движениям и идейным течениям, основные из них: национализм, революционное народничество, русский марксизм, либеральное движение.

Изложение нового материала:

Работа с текстом учебника (параграф 29), заполнение таблицы:

Критерии сравнения

Национализм

Революционное народничество

Русский марксизм

Либеральное движение

Основные идеи





Представители





Организации/кружки и их идеи







Закрепление знаний. Работа с заданиями после параграфа: 1.

Итог урока. В 80-е-90-е гг. российское общество во многом пересматривало свои взгляды, перерабатывало старые идеи, воспринимало и развивало новые.

Рефлексия.













Приложение 1

Вариант 1

1. К.П. Победоносцев в борьбе с распространением революционных идей опирался на

1) народничество 2) творческие союзы писателей 3) православие 4) преподавателей университетов
2. Александр III, так же как и Александр II
1) проводил политику ограничения автономии Финляндии 2) усилил гонения на старообрядцев
3) предоставил дополнительные льготы еврейскому населению 4) стремился сохранить единство многонациональной Российской империи
3. Как называется религиозное течение, отделившееся от господствующей церкви и ей противостоящее?
1) партия 2)секта 3) каста 4) конфессия
4. Реформируя образование на российских окраинах, Александр III
1) сделал обязательным преподавание русского языка в учебных заведениях 2) предоставил автономию университетам 3) запретил преподавание в школах Закона Божьего 4) отменил плату за получение образования
5. Александр III проводил политику «борьбы с германизацией» в
1) Средней Азии 2) Финляндии 3) Прибалтике 4) Приморье
6. Высшим органом церковного управления в России в конце XIX в. был _____________________

Вариант 2

1. С целью укрепления самодержавия Александр III стремился усилить позиции

1) церкви 2) рабочих организаций 3) сектантского движения 4) марксистских кружков
2. Александр III в отличие от Александра II
1) проводил антипольскую политику 2) ограничил автономию Финляндии
3) расширил права еврейского населения 4) проводил политику веротерпимости по отношению к мусульманскому населению
3. Как называлось националистическое движение мусульманских народов Поволжья и Средней Азии, представители которого выступали за европеизацию мусульманского образования, устранение ряда феодальных пережитков?
1) мюридизм 2) антисемитизм 3) сепаратизм 4) джадидизм
4. С целью сохранения единства Российской империи Александр III стремился
1) насильственно внедрить русский язык в Прибалтике и Польше 2) привлечь на государственную службу поляков-католиков 3) полностью отменить автономию Польши 4) уравнять в правах все религии
5. В правление Александра III была сокращена черта оседлости в отношении
1) финнов 2) евреев 3) поляков 4) татар
6. Обер-прокурором Синода в правление Александра III был ___________________________

Ответы на тест

Вариант 1
А1-3
А2-4
А3-2
А4-1
А5-3
В1. Синод

Вариант 2
А1-1
А2-2
А3-4
А4-1
А5-2
В1. К.П. Победоносцев