Просмотр содержимого документа
«Идеологический спор в романе "Отцы и дети"»
Изображение идеологического конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Главная задача художника –
изобразить «образ
и давление времени»
(И. Тургенев)
Всем ходом повествования Тургенев готовит читателя к мысли о неизбежности открытого конфликта между героями.
Почему конфликт неизбежен?
Охарактеризуйте «враждующие стороны»
«Отцы» (аристократы, либералы)
- Время «отцов» (40-е годы) – время всеобщего увлечения немецкой философией (Гете, Шиллер) Это – «рудинское» время. Искусство пронизано ИДЕАЛИЗМОМ
- Мыслители, а не практики!
- Бесхозяйственность Николая Петровича , его женитьба на бедной девушке, увлеченность искусством, поэзией. Он мягок, добр, интеллигентен, гостеприимен. Превыше всего – СЕМЬЯ. Из любви к сыну стремится «не отстать» от молодежи
«Отцы» (аристократы, либералы)
- Павел Петрович – бывший военный, светский человек, всю жизнь поставивший «на карту женской любви, а когда эту карту убили, раскис» (слова Базарова)
- Не может заниматься хозяйством, не приемлет никаких изменений; единственное, что его поддерживает – сознание принадлежности к аристократии (жесткая регламентация жизни, сохранение прежних привычек и манер, англомания)
«Дети» (разночинцы, демократы)
- В 60-е годы появляется новый тип людей, исповедующих идею «полного и беспощадного отрицания».
«Базаров – трижды демократ: по рождению, по образу жизни и убеждениям» (Д. Писарев). Главный герой – сын уездного лекаря, человек радикальных взглядов. Свою цель видит в изменении общественного порядка, преодолении невежества и отсталости страны
Идеологический спор Базарова и Павла Петровича
1 линия спора – о ПЕРЕДОВОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ДЕЯТЕЛЕ
С точки зрения Павла Петровича это должен быть дворянин, аристократ, следующий «принсипам» общественного блага
С точки зрения Базарова – отрицатель, практик. (Главное – «место расчистить», т. е. подготовить почву для будущих изменений)
Идеологический спор Базарова и Павла Петровича
2 линия спора – о русском народе
Павел Петрович идеализирует патриархальное начало в народе, он УМИЛЯЕТСЯ, но не знает и не верит в него.
Базаров презирает в народе отсталость и суеверие, считает, что имеет право судить о нем, гордится своим происхождением
Идеологический спор Базарова и Павла Петровича
3 линия спора – об искусстве
Павел Петрович критикует современное искусство, видит в нем отражение новейших веяний, разрушающих авторитет классиков
Базаров отрицает искусство в принципе («Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта». Он скептик, прагматик, ко всему применяет критерий пользы.
- Наших реалистов упрекают давно, и часто и сильно, в том, что они не понимают и не уважают искусства. Упрек в непонимании несправедлив; а что они не уважают искусства - это верно.
- Реалист постоянно стремится к пользе и постоянно отрицает в себе и других такую деятельность, которая не дает полезных результатов. (Д. Писарев. «Реалисты»)
Кто победил в споре?
- Павел Петрович терпит формальное поражение, но и Базаров ничего не добился. Он не в силах никого убедить в своей правоте
- Идеологический спор обнаруживает НЕПРИМИРИМЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ между враждующими лагерями общественной мысли.