Идеология современного мира
В современном глобализирующемся мире углубляются дифференциация и расслоение человеческих сообществ, обостряются социально-политические противоречия во внутригосударственной жизни и на международной арене. В ситуации цивилизационного кризиса идеологический настрой общества движется к своему новому историческому рубежу. Политическая и социальная система меняется у нас на глазах. Образовавшийся после крушения коммунистического проекта идеологический вакуум заполняется различными экстремистскими идеологиями националис-тического, расистского и религиозного толка. Чрезмерно деструктивное влияние оказывает на современный мир агрессивно насаждаемая США по всему миру доктрина панамериканизма с её унифицированной моделью «построения демократии». Популярные идеологемы глобализма и антиглобализма вряд ли способны ответить на вызовы, перед которыми ставят человечество идеологии терроризма и фундаментализма. Очевидна потребность в новых формах идеологии, способных эффективно противостоять современным деструктивным идеологемам для обеспечения общечеловеческого консенсуса. Объектом нашего исследования выступает феномен идеологии в современном обществе. Предметом выступает идеология как фактор трансформации общественной жизни. Целью является социальный анализ идеологии как фактора трансформации современной общественной жизни в контексте изменений современного общества. Реализация указанной цели обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
провести анализ понятия «идеология»; изучить виды идеологии, и их развитие в ходе истории; исследовать факторы, влияющие на формирование идеологии; проанализировать особенности становление идеологии Чучхе; выяснить, есть ли в современной России идеология.
В работе использовались идеи и концепты, представленные в классических и современных трудах Т. Адорно, Л. Альтюссера, А. Дестюта де Траси, В. Ленина, К. Мангейма, К. Маркса, Т. Ойзермана, М. Хоркхаймера и др. Идеология - система концептуально оформленных идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений - и выступает формой санкционирования существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии) или радикального их преобразо-вания (идеологии «левых» и «правых» движений); идеология и форма общественного сознания - составная часть культуры, духовного производства.
Термин «идеология» был введён в научный оборот французским философом начала XIX века А. Л. К. Дестют де Траси. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, он ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях возникновения идей из содержания чувственного опыта.
При всех дальнейших изменениях значения термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:
быть теоретическим обобщением исходных чувственных представлений;
выступать наиболее важным компонентом имеющихся в наличии знаний;
выполнять в связи с этим роль исходных принципов для практической деятельности.
Понятие идеологии получило второе рождение благодаря К. Марксу. Идеология (по К. Марксу) - это ложное сознание, превратное мировоззрение, получающееся вследствие материальных противоречий в производственной основе общества - она выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание. Энгельс отмечает в этой связи, что государство - «первая идеологическая сила над человеком». По мнению Т. Ойзермана, отрицательное отношение Маркса к понятию идеологии и полному недопущению существования «коммунистической идеологии» обусловлено изначальным негативным восприятием всех предшествующих идеологий, которые были враждебны по отношению к рабочему классу.
В трактовке Ленина понятие идеологии приобрело другое значение. Он рассуждал об идеологии пролетариата, обозначив её как научный социализм или марксизм. Таким образом, Ленин первым поднял вопрос о революционной идеологии как об особом способе выражения революционного класса, а не ложного сознания в прежнем смысле. Затем понятие революционной идеологии стало одним из центральных в марксистской традиции и разрабатывалось А. Грамши, Л. Альтюссером и др.
Основатели Франкфуртской школы М. Хоркхаймер и др. переняли и развили концепт Маркса «критики идеологии». Так Т. Адорно разграничивал «сводную идеологию» субъекта и его идеологии в различных областях социальной жизни (таких, как политика, экономика, религия). Существует большое количество определений, которые отличаются, в частности, оценкой обозначенного ими вопроса.
Идеология по К. Мангейму - предвзятое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, которые находятся у власти у власти и, тем самым, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии как потенциальной идеологии в этом смысле.
Идеология по Ролану Барту - современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.
Идеология по Эриху Фромму - это готовый «мыслительный товар», распространяемый СМИ, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной.
Идеология, складывается спонтанно или создается задуманно из набора(констелляции) идеологем с целью выполнения ею главной функции: обес-печивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффек-тивном режиме и связности, с определенным заданным ею содержанием, если последнее условие входит в идеологию, как составляющий ее атрибут. Вместе с тем, функция предлагает нам способ ускользнуть от действительности, представить саму социальную действительность как укрытие от некой злостной и травматической сущности.
Основные современные идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять:
Социально-политические | Экономические | Национально- этнические | Другие |
Анархизм | Социализм | Расизм | Гуманизм |
Консерватизм | Коммунизм | Нацизм | Феминизм |
Либерализм | Капитализм | Национализм | Меритократия |
Фашизм | | Шовинизм | Трансгуманизм |
В конце XX века среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях брать на вооружение тактику антиидеологизма, а то и популизма.
К факторам, влияющим на формирование идеологии мы можем отнести:
Традиционные факторы формирования идеологических течений: рост научных знаний, социальной направленности; изменение социальной жизни; формирование идеи национального государства и самостоятельности наций; появление в XIX веке нового научного исследования, связанного с формирующимся обновленным идеологическим сознанием.
Современные факторы формирования идеологических течений: кризисная ситуация с традиционными способами социального воспроизводства; становление и развитие в новейшей истории новой рациональности европейских обществ; распространяющееся в XX веке демократические и освободительные движения, ставшие основанием появления в 70-е годы концепции «реидеологизации», которая усилила роль и значение идеологии в развитии общества.
Некоторая особенность современного европейского общества, проявляющаяся в его рациональности: в конце XX века на базе концепции «реидеологизации» был окончательно решен вопрос соотношения науки и идеологии, согласно чему установлено, что для идеологии исключает научный критерий истинности и объективности, а ее значение для всего общества оценивается по степени воздействия идей на отдельных представителей этого общества.
Одно из самых неординарных государств современности является Корейская Народно-Демократическая республика. Эта страна является одной из самых закрытых в мира. Главная идея трансформированного социализма – националистическая идея северокорейского общества, возникшая в результате длительного периода оккупации, притеснении титульной нации по культурному, религиозному и языковому признакам. Слияние комму-нистических идей и национальных принципов породило идею чучхе, которую Ким Ир Сен оформил как целостный идеологический комплекс. В трактовке автора, термин определяет такую ситуацию, которая объявляет человека хозяином и самого себя, и всего окружающего мира. Или, в другой трактовке – это самобытность, самостоятельность. Чучхе - тоталитарная идеология.
Сегодня у России нет официальной идеологии. Более того - государственная идеология запрещена Конституцией РФ. Но поскольку общество не может сохранять целостность и эффективно трудиться, не имея идеологии совсем, России были предложены идеологические суррогаты:
1. Абстрактный патриотизм;
2. Потребительство.
Патриотизм в современной России носит абстрактный характер, потому что нет ответа на вопрос, какое государство мы строим и защищаем. Чтобы патриотизм был конкретным, нужно понимать, что стоит за словом «государство», какое это государство, чем оно наполнено, в чем цель существования государства и к какой цели стремятся его граждане. Как раз для этого и нужна идеология.
Формулировка Президента РФ о связи величия и достоинства граждан или народа, кажется, возвращает нас к центральному конфликту нашей истории, которую Петр 1 и большевики каждый решили по-своему, и в этих решениях империя оказалась важнее достоинства.
Существование различных систем взглядов и, сконструированных в соответствии с ними, доктрин – одно из самых важных средств для определения гражданской позиции человека в обществе.
История идеологий уносит нас в различные эпохи, где политика и философами были сформированы различные выводы и положения, идеи и взгляды. Особенностью современного общества является отсутствие единого мнения в идеологическом направлении. Результат опроса в рамках проектно-исследовательской работы показал различие между точками зрения двух поколений: учащиеся, знающие об идеологической системе из СМИ и уроков истории и взрослые люди, мнения которых также не однозначны в рамках опроса. Младшее поколение считает, что в современной России нет идеологии, но она необходима нашему государству и должна из себя представлять, в первую очередь, защиту граждан. Старшее поколение решило, что в России есть идеология, но ее представления у каждого человека индивидуальны.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что в современной РФ нет единой, осознаваемой для всех, идеологии. Разрушив систему СССР, мы не построили ничего заново. На протяжении всего времени было создано множество различных идеологических взглядов, отличающихся степенью радикальности, отражением действительности и тенденциями. Данная тема пространная для изучения. В работу вошли лишь некоторые из аспектов изучения этого направления.
Список литературы:
Алексеев П.В. Социальная философия ценности - мораль - идеология. М., 2005. – 253с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://static.my-shop.ru/ product/pdf/
Дербишайр, Д.Д. Политические системы мира - М.: Рипол Классик, 2004. - 368с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://static.my-shop.ru/ product/pdf/
Исаев И.Б. Политология: краткая хрестоматия. СПб., 2008. – 218с. либерализм консерват. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://static.my-shop.ru/ product/pdf/
Ким Чен Ир. Об идеях чучхе. Пхеньян, 1982. -205 с.
Ирхин Ю. В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М., 2005. – 511с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://static.my-shop.ru/ product/pdf/210/2092818.pdf
Равочкин Н.Н. Идеология как фактор трансформации современной общественной жизни. Дис. канд. философских наук. Красноярск, 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/