

ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕВТУШЕНКО
85 лет со дня рождения
российского классика
«Дай бог, чтобы твоя страна
тебя любила…»
Е. Евтушенко
"Поэт в России
больше чем поэт…"
Е. Евтушенко
Евгений Александрович Евтушенко — российский классик, культовый поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждодневности, поэт немедленного отклика. Интерес к такому творчеству попросту не может угаснуть, его будут помнить в веках. Написал 150 книг.
Евгений Евтушенко родился в Сибири, в Иркутске. Отец поэта геолог и всю жизнь писал стихи. Именно папа научил сына любить поэзию. Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом, начал печататься с 16 лет. Вся биография разбросана в его стихах и поэмах. Он учился в Литературном институте им. М. Горького в Москве (1951-1954). Во время учёбы познакомился со многими выдающимися прозаиками и поэтами, которые оказали на него большое влияние. Сейчас имя Евтушенко уже прочно вошло в Отечественную поэзию.
Более того, оно широко распространилось в нашей жизни, среди людей разных поколений, разных профессий, разных литературных вкусов. Первая книга поэта «Разведчики грядущего» вышла в 1952г. Поэт продемонст-
рировал в ней незаурядное, порой блестящее владение стихом. Тогда Евтушенко учился форме у В. Маяковского и его последователей, что и сказалось на стихотворениях этого сборника. Лирический герой этой книги ещё не стал тем самым лирическим героем Евтушенко, который вызвал огромный интерес через 2-3 года.
В 1956г. 23-летний поэт заявил о себе настолько громко и впечатляюще, что был услышан всеми, а сказанное в те далёкие годы звенит в ушах и по нынешний день:
Я разный – я натруженный и праздный,
Я целе- и нецелесообразный,
Я весь несовместимый, неудобный,
Застенчивый и наглый, злой и добрый.
Я так люблю, чтоб всё перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось –
От запада и до востока, от зависти и до восторга!
Начало 1960-х гг. – Евгений Александрович, одним из первых среди поэтов, выходит на эстраду. Сначала он читает свои стихи со сцены Политехнического музея, позже начинает собирать стадионы. В этот же период Евтушенко начинает писать песни. Первой стала "Хотят ли русские войны" (композитор Э. Колмановский, первый исполнитель Марк Бернес). Позже в соавторстве с Колмановским было написано ещё несколько песен: "Вальс о вальсе", "Бежит река", "Родина моя", "В городе дождь", "Белые снеги" , "Серёжка ольховая", "А снег идёт, а снег идёт…" и др.
Многоплановая поэма «Братская ГЭС» (1965), несмотря на вставные новеллы и баллады, проникнута лиризмом, постоянным присутствием автора.
Стихи Евтушенко неоднократно вызывали споры, как зачастую происходит с любым незаурядным явлением. Естественно, что поэт был радостно принят молодёжью. Стихи «Москва-Товарная», «Со мною вот что происходит», «Давайте, мальчики!», «О нашей молодости споры» и другие вызывали живой отклик молодёжной аудитории.
В стихах Евтушенко — творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие логической жизни мира, он пишет о международных форумах молодёжи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъёме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте, научно-техническом прогрессе...
Россия сокращает свою армию...
Девчата гладят платьица в горошинку.
Ребята едут, и не бомбы атомные —
взрываются частушки под гармонику…
«Монолог доктора Спока», «Я - Гагарин», ряд стихотворений о Вьетнаме, Испании, Америке, Чили с полным правом входят в книги избранных произведений поэта, не утрачивая своего значения.
Мало сказать о Родине: «Если будет Россия, значит, буду и я». Это требует серьёзных подтверждений. Произведения Евтушенко переведены на многие иностранные языки. Дело здесь заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врождённом неподдельном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени.
Гражданственность
Ты, гражданственность, - флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скриплив.
Тот, кто Родину подлинно любит,
тот в любви никогда не криклив.
Ты, гражданственность, - Пушкин, Некрасов -
не булгаринствующие врали,
и замешана ты не на квасе,
а заквашена на крови.
Боль гражданства - не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
защищает собою всё поле,
даже если он в поле один.
Все мы порознь как в чаще тропинки
и дорога, когда мы одно.
Все мы порознь как в поле травинки,
ну а вместе - Бородино.
Показной героизм - криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
защищайте Россию, как Тушин,
незаметный её капитан.
Защищайте её от двуличных
подхалимов и клеветников
и от "умников" заграничных
и отечественных дураков.
Защищайте леса и озёра,
прикрывая их грудью своей,
от губительного разора...
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
нашей совести рубежи,
наших женщин - от хамства чьего-то
и детей - от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
но, как совести внутренний глас,
на защиту России - бессмертно
поднимает гражданственность нас. 1971
За литературные достижения в ноябре 2002г. Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награждён золотой медалью «Люмьеры» за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию Российского кино.
Евгению Рейну принадлежит постулат, датированный 1997г.: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом её поэтического облика. Вот уже 200 лет во все времена русскую поэзию представляет один Великий поэт. Так было в XVIII веке, в XIX и в нашем XX. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России».
Думаем, что в отношении Евгения Александровича эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.

Вероника