Педагогическая мастерская
«Рождение цветка»
Тема: «Строение цветка. Способы опыления растений»
Цели:
образовательная- создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации о строении цветка и способах опыления цветковых растений, средствами технологии педагогических мастерских;
развивающая- развитие самостоятельности мышления, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, стимулировать взаимодействие с учителем и одногруппниками;
воспитывающая- воспитание потребности бережного отношения к живой природе.
Методы: наглядный, практический, эвристический, проблемный.
Средства: дидактический материал для организации самостоятельной работы учащихся, ПК, мультимедийный проектор, СD-диск «Ботаника», презентация составленная в программе Pover Point.
Форма организации работы учащихся: групповая
Тип мастерской: мастерская построения знаний.
Ход мастерской
- Организационный момент – приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к занятию.
Сонастройка: краткий рассказ о любимом цветке (взаимная настройка друг друга на изучение новой темы, создание положительной эмоциональной среды).
- Индукция (мотивация и целеполагание): индуктор – работа с открытками, иллюстрациями цветов (для создания информационного запроса).
- Изучение нового материала.
Актуализация знаний по теме «Организация работ на объекте озеленения»
I блок
Задание: сконструировать в группе модель цветка, наиболее привлекательного для насекомого. Материал для изготовления прилагается.
- Межгрупповая социализация.
Обсуждение моделей. Высказывание сомнений. Расширение информационного запроса. Работа с информацией в группах для усовершенствования моделей.
Демонстрация готовых моделей, сравнивание результатов своей работы с образцом. (однодомность, двудомность, цветки невзрачные)
II блок
Задание: изучив раздаточный материал, составить схему и озаглавить ее.
- Межгрупповая социализация.
Презентация схем. Обсуждение результатов работы, коррекция. (слайд с готовой схемой)
Демонстрация готовых схем, вывешивание их на стене в кабинете.
- Закрепление изученного материала:
Задание: написание текста – миниатюры на тему «Как мне повезло» от имени одного растения (задание может быть выполнено в группе, по парам или индивидуально)
- Межгрупповая социализация и афиширование работ на стенах кабинета.
- Подведение итогов мастерской.
- Домашнее задание:
- работа со словарем;
- зарисовать по памяти строение цветка в рабочую тетрадь;
- заполнить таблицы: строение пестика и строение тычинки
Таблица 1
Часть пестика
|
Рисунок
|
Значение
|
Таблица 2
Часть тычинки
|
Рисунок
|
Значение
|
Творческое задание: изготовить биологический конструктор «Строение цветка», из цветной бумаги.
8. Рефлексия.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская «Рождение цветка» Тема: «Строение цветка. Способы опыления растений»»
Мозговая атака или брейнсторминг. Как правильно организовать.
Мозговой штурм – коллективный метод поиска новых технических идей и решений.
Цель мозгового штурма – получение большого количества различных идей и предложений в ограниченное время (обычно 20 мин).
Мозговой штурм состоит из двух фаз.
1. Генерации идей и их последующей оценки. Рациональной основой мозгового штурма является усиление эвристичности за счет использования случайности, которая возникает вследствие принципиальной непредсказуемости ассоциативных рядов, возникающих в группе людей, появления дальних ассоциативных связей из-за присутствия в группе людей с различной профессиональной ориентацией. Психологической основой мозгового штурма является снятие барьера психологической инерции в результате запрета критики и поощрения самых неординарных высказываний. Создание благоприятного повышенного эмоционального фона, необходимого для получения качественно новых идей, достигается в благожелательной, дружелюбной атмосфере. Большая роль отводится ведущему, который должен иметь гибкий план управления спонтанным процессом генерации идей, а также своим остроумием и дружелюбием стимулировать возникновение повышенного эмоционального уровня и поддерживать его.
2. Вторая фаза мозгового штурма заключается в осуществляемом группой экспертов анализе высказанных идей, зафиксированных в протоколе мозгового штурма. Эта фаза представляет собой работу высокого творческого уровня, заключающуюся в преобразовании неожиданных, а иногда фантастических идей в реальные технических предложения. В качестве экспертов могут выступать участники мозгового штурма. Существуют разновидности мозгового штурма: прямая мозговая атака, обратная мозговая атака (поиск недостатков технической системы), двойная мозговая атака, комбинированные виды мозговой атаки.
Нет необходимости заранее в письменном виде раздавать участникам «техническое задание», чтобы все пришли на сессию с «домашними заготовками». Напротив, смысл брейсторминговой сессии заключается в свободном течении идей, когда все участники одинаково неподготовлены и не скованы предварительными формулировками, которые могут ограничить свободное мышление и погасить энтузиазм. Главное действующее лицо сессии — фасилитатор (facilitator), или организатор. Он управляет процессом и подводит итоги сессии.
Брейнсторминг - генерация идей
Отношение к предмету, как к второстепенному
Недостаточность наглядного материала
Использование разных программ
Неумение выделять главную мысль
неумение ориентироваться в тексте
Темп чтения
Правила составления таблицы
Недостаточное экологическое воспитание в семье
Недостаточное методическое обеспечение программ: рабочие тетради, творческие тетради
Выделение и обоснование ключевых проблем
Использование разных программ, недостаточное методическое обеспечение программ
Отношение к предмету как к второстепенному, недостаточное экологическое воспитание в семье
Неумение ориентироваться в тексте, выделять главную мысль, составлять таблицы
Формулирование путей решения ключевых проблем
Проблема | Мероприятия | Исполнители | Планируемый результат | Сроки реализации | Индикаторы эффективности |
Отсутствие единой программы, недостаточное методическое обеспечение | Встречи методического объединения естественно-научного цикла и начальных классов, обращение к администрации школы по вопросу обновления методического аппарата | Учитель биологии | Выбор единого УМК в начальной школе, разработка заданий по контролю ЗУН | | Активность учащихся в урочное и внеурочное время по предмету, срез знаний. Наличие и использование наглядно-методических пособий. |
Умение ориентироваться в тексте, делать самостоятельно выводы по тексту | Продумать работу учащихся с текстом по плану с выделением тезауруса | Учителя начальных классов | Умение ориентироваться в тексте, делать самостоятельно выводы по тексту | | Работа с текстом |