СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Социальные институты

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ЕГЭ по обществознанию задания № 21 - 24 проверяют умения анализировать текст, извлекать социальную информацию из различных источников

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Социальные институты»

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, то есть присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство - фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный институт - очень сложное учреждение, и самое главное - реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией - семьёй, религией, образованием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И всё же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно- исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или элитных институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатур, полиция, прокуратура, институт присяжных и т. д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), производством, семьёй, образованием. Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Итак, сделаем четвёртый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества.

(А. И. Кравченко)


21. Как автор определил понятия «социальный институт», «социальная практика», «социальная система общества»?

22. Какие пять примеров основных социальных институтов приведены в тексте? Используя текст и обществоведческие знания, укажите, какую фундаментальную потребность удовлетворяет каждый из них.

23. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте примерами действие механизма социального контроля в любых трёх социальных институтах.

24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три довода в опровержение мнения автора о том, что «статус можно представить только мысленно».




№ 21

В правильном ответе должны быть даны определения понятий:

1) социальный институт — учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества;

2) социальная практика — неосновные, или частные институты, входящие в состав общих социальных институтов;

3) социальная система общества - совокупность социальных институтов. Авторские определения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

№ 22

В правильном ответе должны быть названы социальные институты и соответствующие потребности, например:

1) семья — потребность в биологическом и социальном воспроизводстве общества;

2) производство — создание определённых материальных условий существования общества;

3) религия — потребность в решении смысложизненных вопросов;

4) образование - потребность в сохранении и передачи новым поколениям культуры данного общества, обеспечении реализации социальных статусов и ролей;

5) государство — потребность в социальном управлении, авторитетном распределении социальных ценностей, обеспечении стабильности и безопасности развития общества.

Фундаментальные потребности могут быть сформулированы иначе

№ 23

Действие механизмов социального контроля на примере различных социальных институтов может быть проиллюстрировано такими примерами:

1) родители регулярно проверяют оценки в дневниках своих детей и выполнение детьми домашних заданий (пример социального контроля в семье);

2) прокуратура проверила соблюдение закона при расследовании уголовного дела (пример социального контроля в государстве);

3) община верующих следит за исполнением религиозных обрядов и норм всеми членами общины (пример социального контроля в рамках института религии).

Действие механизмов социального контроля на примере различных социальных институтов может быть проиллюстрировано другими примерами

№ 24

Могут быть приведены такие доводы:

1) многие статусы имеют формально закреплённые права и обязанности;

2) многие статусы имеют особенный статусный имидж и символы, (например, военная форма и знаки различия);

3) реализация большинства статусов связана с конкретными практическими действиями.

Могут быть приведены другие доводы