ЕГЭ по литературе
Методический комментарий
Н.Г. Жукова,
ведущий эксперт ПК по литературе
Назначение экзаменационной работы
ЕГЭ по литературе представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов)
Документы, определяющие содержание экзаменационной работы
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.)
Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998).
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников ОУ для проведения в 2018 году ЕГЭ по
литературе
Спецификация КИМ для проведения в 2018 году ЕГЭ по литературе
Демонстрационный вариант КИМ для проведения в 2018 году ЕГЭ по
литературе
Структура экзаменационной работы
Часть 1 :
-фрагмент эпического (драматического) текста – 1-7 задание с кратким ответом + 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (8,9)
-лирическое произведение – 10-14 задание с кратким ответом + 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (15,16)
Часть 2 : вопросы проблемного характера (задание 17) – сочинение на одну из четырёх тем
Максимальное количество баллов - 58
Контролируемые результаты обучения
- Глубина и самостоятельность освоения идейно-художественного содержания литературных произведений
- Уровень сформированности умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как единое целое
- Уровень овладения знаниями по теории и истории литературы и умение применять важнейшие из них при анализе и оценке произведений
- Качество речевых умений и навыков
Образец задания 4
- Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Персонажи Качества личности
А) Евгений Базаров 1) теплота и забота
Б) Аркадий Кирсанов 2) сословное высокомерие
В) Павел Кирсанов 3) открытость и восторженность
4) грубость и резкость в оценках
Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ:
А
Б
В
Варианты формулировок задания 4
Установите соответствие между персонажами, фигурирующими во фрагменте, и
- фактами их дальнейшей жизни;
- их портретными чертами;
- присущими им качествами личности;
- родом их деятельности;
- принадлежащими им высказываниями и т.п.
Образец задания 13
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, используемых поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания )
1) гипербола
2) инверсия
3) ирония
4) эпитет
5) звукопись
Выпишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.
Ответ:
Специфика заданий 8 и 15
Краткий связный ответ в объёме 5-10 предложений (указание на объём условно) на проблемный вопрос:
- О каких чертах Гринёва-старшего позволяет судить данный отрывок?
- В чём заключается сложность и противоречивость отношения героини к возлюбленному?
Примеры заданий 8, 15
- 8. Как в приведённом фрагменте раскрывается … отношение автора к ..?
- Какие черты личности … раскрываются в данном фрагменте?
- Как в приведённом фрагменте раскрывается образ ..?
- Как и почему меняется внутреннее состояние/настроение … на протяжении фрагмента?
- 15. Как в стихотворении … отражена/раскрывается/решена тема ..?
- Каков смысл образа ..., созданного в стихотворении..?
- Какое место в стихотворении … занимает тема..?
- В чём композиционное своеобразие приведённого стихотворения ..?
Упражнения по формированию ориентировочно-поисковой деятельности
- Слова, словосочетания, фразы, маркированные автором разными способами
- Маркеры времени
- Историко-культурные реалии
- Оценочные слова
- Художественная деталь
- Художественная роль изобразительно-выразительных средств
- Границы эпизода
- «Точки удивления читателя» и т.д.
Оценка выполнения заданий 8, 15
1. Соответствие ответа заданию (2-1-0)
Содержательная соотнесённость с поставленной задачей. Понимание авторской позиции.
2. Привлечение текста для аргументации (2-1-0)
Текст на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей. Текст на уровне пересказа или общих рассуждений о содержании. Фактические ошибки (0-2).
3. Логичность и соблюдение речевых норм (2-1-0)
2 балла Отсутствуют логические, речевые ошибки.
1 балл Допущено не более одной ошибки каждого вида (Логическая и /или речевая). Суммарно не более двух ошибок.
0 баллов Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).
Максимальный балл - 6
Специфика заданий 9 и 16
Краткий связный ответ (5 – 10 предложений) на вопрос, нацеленный на включение художественного произведения в определённый литературный контекст:
- В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?
- В каких произведениях русских поэтов звучит тема неразделённой любви и в чём эти произведения схожи со стихотворением М.И. Цветаевой?
Примеры заданий 9, 16
- 9/16. В каких произведениях русской литературы ( ограничитель ) звучит тема … и в чём эти произведения можно сопоставить с предложенным фрагментом/стихотворением?
- 9.В каких произведениях современной отечественной литературы ( ограничитель ) изображен конфликт … и … и что сближает эти произведения с ..?
- 9/16. В каких произведениях русской литературы XX века ( ограничител ь )изображены герои , которые .., и в чём эти произведения можно сопоставить с предложенным фрагментом/стихотворением?
- 16.В творчестве каких русских поэтов ( ограничитель ) звучат … мотивы и как их произведения можно соотнести со стихотворением..?
Оценка выполнения заданий 9, 16
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом (2-1-0)
Полнота контекста. Понимание авторской позиции. Сопоставление в заданном направлении.
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом (2-1-0)
3. Привлечение текста произведения для аргументации (4-3-2-1-0)
Текст одного/двух произведений на уровне анализа фрагментов, образов, микротем, деталей. Текст одного/двух произведений на уровне пересказа или общих рассуждений. Фактические ошибки (1-3).
4. Логичность и соблюдение речевых норм (2-1-0)
Максимальный балл -10
Специфика задания с развёрнутым ответом (17)
Полноформатное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера:
- Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II , простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его?
- Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Ситникова и Кукшиной?
- В чём смысл противопоставления понятий «гордость» и «гордыня» в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?
- Роль композиции в выражении главной мысли произведения. (По русской прозе второй половины XX –начала XXI в.в. - ограничитель )
Критерии оценки выполнения заданий 17.1/17.2/17.3/17.4
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие (3-2-1-0)
Раскрыта глубоко, многосторонне/поверхностно, односторонне. Понимание авторской позиции.
2. Привлечение текста произведения для аргументации (3-2-1-0)
Текст на уровне анализа фрагментов, образов, деталей. Текст на уровне пересказа или общих рассуждений. Количество привлечённых для анализа стихотворений. Фактические ошибки (0-2).
3. Опора на теоретико-литературные понятия (2-1-0)
Понятия включены и использованы/не использованы для анализа. Фактические ошибки (1-0).
4. Композиционная цельность и логичность (3-2-1-0)
Отсутствие нарушений последовательности и необоснованных повторов. Развитие мысли.
5. Соблюдение речевых норм (3-2-1-0 )
Максимальный балл - 14
Работа над созданием форматного текста
150-200 слов
- Прямой ответ на поставленный вопрос
- Подбор эпизодов, подтверждающих идею сочинения
- Выбор форм использования текста
- Работа над вступлением
- Работа над заключением, которое перекликается со вступлением
- Написание и проверка (речевые ошибки)
«Проблемные зоны» школьного изучения литературы
- Слабое знание текстов художественных произведений на уровне сюжетно-композиционных частей и системы образов
- Слабое владение литературоведческой терминологией (затруднения в указании литературного рода, жанра, направления, течения, а также ряда общих особенностей композиционной и образной структуры)
- Недостаточная сформированность умения выявлять отдельные элементы художественной формы лирического произведения
«Проблемные зоны» школьного изучения литературы
- Доля выпускников, получивших 0 баллов по К1 «Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе», - 8,9% (14,4% - РФ)
- Доля выпускников, не владеющих теоретико-литературными знаниями как инструментом анализа текста, – 30,7% (21,5% - РФ)
- Доля выпускников, не привлекающих текст художественного произведения при написании сочинения, – 17,9% (20,2% - РФ)
Типичные затруднения выпускников
- Недостаточное знание текстов
- Неумение аргументировать суждения с опорой на текст и привлечением историко-литературных знаний
- Неумение вчитаться в вопрос
- Невладение жанром короткого связного ответа
- Невладение формами привлечения текста (различные виды цитирования с комментарием, краткий пересказ, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.д.)
Организация подготовки к ЕГЭ по литературе
- Повторение произведений, изученных в основной школе, с целью переосмыслить их на новом, более глубоком уровне
- Заучивание наизусть ряда наиболее значимых лирических произведений и прозаических отрывков
( не менее 10-12 произведений)
- Регулярное проведение классных сочинений на заданную литературную тему, сформулированную в формате ЕГЭ (9 – 11 класс – не менее 7 сочинений в год)
- Систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объёма, требующих точности мысли и твёрдого знания фактов
- Анализ готовых работ с точки зрения их сильных и слабых сторон
Справочная страница (образец)
Пьеса А.Н. Островского «Гроза»
- Теория литературы: (см. Кодификатор)
- История литературы: 1823-1886; 1859
- Литературная критика: А. Григорьев «После «Грозы» Островского»(1860), Н.А. Добролюбов «Тёмное царство» (1859), «Луч света в тёмном царстве» (1860)
- Лексика: сомнение, страдание, отчаяние(1); ложь, правда, любовь, долг, честь, нравственный закон, совесть, грех (2); судьба, вера, истина (3)
- Речевые конструкции (см. текст)
Литература
- Зинин, С.А. ЕГЭ-2018: Литература: 10/20/30 тренировочных вариантов.- М., 2018
- Зинин С.А., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н. и др. «Я сдам ЕГЭ!» Литература. Анализ художественного текста. – М., 2018
- Зинин С.А., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., и др. «Я сдам ЕГЭ!» Литература. Сопоставительный анализ текста. Подготовка к сочинению. – М., 2018
- Литература. Подготовка к ЕГЭ. 15/30 тренировочных вариантов по демоверсии 2018. Под ред. Н.А. Сениной. – Ростовн/Д, 2017
- Сартаков, Е.В. ЕГЭ по литературе. – М.: Наука, 2018