Мотивирование учащихся | Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о странах Древнего Востока. Прослушайте четверостишие из стихотворения поэта Эмилеску и определите страну, о которой пойдет речь на уроке: А в немой дали, застыли Пирамиды фараонов, Саркофаги древней были, Величавые, как вечность, Молчаливые, как смерть. -познакомимся с географическими особенностями Египта. Начнем с работы над источником (Приложение№1.): Вопросы: -Определите вид источника - назовите стороны света 1.Где расположен Египет? Покажите его на карте. 2.Докажиет, используя текст источника, что Египет укреплен со всех сторон самой природой. 3. -Водами каких морей омывается Египет на севере? А на востоке? Назови главную реку Египта? 4. Где проходила граница Египта на юге? 5. Назовите главную реку Египта? Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка». Попробуем и мы прикоснуться с вами с загадкам и тайнам этой замечательной страны. Задание стр.48 учебника. почитайте Гимн, прославляющий Хапи. Вопрос: Почему ег-не славляли этого бога Нила ? Геродот назвал Египет – даром Нила. -Как вы понимаете это выражение? - Что нам предстоит выяснить? (какую роль в жизни египтян играл Нил?) -Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?( Надо узнать: природные условия и посмотреть, что давал Нил для: хозяйства, для общества, для управления, для культуры). Помогаю ученикам формулировать цель и задачи урока. | Беседуют с учителем, отвечают на вопросы. - Египет – одна из первых цивилизаций, находится в Африке. Формулируют совместно с учителем цель и задачи урока. - Где находится Египет? - Действительно ли Египет – дар Нила. | Умение ставить цель, преобразовывать познавательную задачу в практическую. Умение планировать пути достижения цели. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Изучение нового материала | Исходя из полученных сведений о природно-климатических и географических особенностях страны попробуйте определить какие занятия были развиты в Египте? Поговорим о земледелии –главном занятии ег-н. Поговорим о природных условиях страны.(п1)-прием Инсерт знаками +отметьте условия , которые благоприятствовали развитию хозяйства, занятий., а знаком – те, которые мешали . - Поговорим более подробно о этом занятии. Для этого обратимся к схеме на с. 44. - На сколько сезонов делился год? (на три сезона). Назовите их. В какой из этих сезонов египтяне были счастливы? Что выращивали ег-не? (Египтяне научились строить преграды- дамбы, отводные каналы). - Зависела ли как-то деятельность египтян от разливов Нила? (ответы учащихся) Проверка усвоения новых понятий и терминов: Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение? Дельта. Папирус. Ил. Пороги. Оазис. А. Островки зелени в пустыне. Б. Высокий тростник, который рос по берегам Нила. В. Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море. Г. Плодородная земля по берегам Нила. Д. Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству. -с.43-Для чего использовали египтяне папирус?.Что еще давал Нил египтянам(папирус)? О чем свидетельствует тот факт, что в Египте появилась письменность?(о цивилизации). -Какой признак цивилизации вы еще назовете? (гос-во). Как де оно появилось?(п.3) | Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя. Формулируют понятие с помощью учителя. Записывают в тетрадь. Читают вслух, участвуют в беседе. Работают с календарем сельскохозяйственных работ в Древнем Египте. Учебник – стр. 44. - Разлив Нила. Посев и созревание хлеба. Засуха, жатва. Выполняют тест на соотнесение. | Умение работать с исторической картой, определять стороны света и т.д., умение оценить выполненные задания, делать выводы на основе полученного знания, строить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Умение осуществлять поиск решения проблемы. Умение давать определение понятиям. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, стоить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Умение строить логическое рассуждение. Осуществлять взаимный контроль. |
Первичная проверка | Выводы: НИЛ способствовал занятию земледелием. Давал богатый растительный и животный мир. Давал материал для письма. Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель. Логическая цепочка: ирригационное земледелие требовало коллективного согласованного труда большого количества людей и необходимости контролировать состояние ирригационной системы, это привело к складыванию сильной власти. Как еще египтяне использовали Нил? Назовите столицу Египетского государства. (Мемфис.) Как называли повелителя Египта? (Фараон.) Посчитайте, сколько лет назад образовалось Египетское государство. (Приблизительно 5017 лет назад образовалось государство в Египте Нила благоприятствовала политическому единству страны, образованию гос-ва. - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (ответы учащихся) -Чьи версии подтвердились? | Беседуют с учителем. Ирригационное земледелие Коллективный согласованный труд большого количества людей Необходимость контроля за состоянием ирригационной системы Управление, государство Правитель Египта – фараон; Мемфис – столица Египта. - | Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Умение строить логическое рассуждение. |
Рефлексия | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Я узнал, что Я понял, что… Я удивлен тем, что… Достигли поставленной цели? Что получилось, что не получилось? Какие трудности возникли? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. |
Инструктаж домашнего задания | Параграф 7 (читать, пересказывать), стр. 48, вопрос 2 (письменно), документ. | Записывают домашнее задание в дневники. | Развитие творческого потенциала, умения нестандартно представлять изученный материал, формирование устойчивого интереса к изучению истории. |
Итог | Итак, согласитесь ли вы с Геродотом, что Египет – это дар Нила? | Совместно с учителем делают вывод. Нил – источник воды и жизни в безводной пустыне. Нил приносит большое количество ила и делает землю в долине очень плодородной. Разливы Нила толкали людей к строительству ирригационных сооружений – каналов, дамб. | Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с мнением одноклассников. |