СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Египет-дар Нила.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок , проведенный в рамках  недели адаптации -5х классов

Просмотр содержимого документа
«Египет-дар Нила.»

Предмет: история.

Класс: 5.

Тема: ЕГИПЕТ – ДАР НИЛА (урок открытия новых знаний).

Планируемые результаты:

  1. Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.

  2. Предметные. Овладение базовыми историческими знаниями - учащиеся смогут определять географическое положение Древнего Египта, раскрывать значение понятий фараон, папирус, работать с источниками. Формирование умений применять полученные знания показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.

  3. Метапредметные:

Познавательная - обучающиеся смогут давать определения понятиям. Смысловое чтение.

Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативная - обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

Учебно-технологическое обеспечение: учебник Михайловский Ф.А. «Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений», приложения, атлса.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Приветствует учителя.


Мотивирование учащихся

Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о странах Древнего Востока. Прослушайте четверостишие из стихотворения поэта Эмилеску и определите страну, о которой пойдет речь на уроке:


А в немой дали, застыли

Пирамиды фараонов,

Саркофаги древней были,

Величавые, как вечность,

Молчаливые, как смерть.



-познакомимся с географическими особенностями Египта. Начнем с работы над источником (Приложение№1.):

Вопросы:

-Определите вид источника

- назовите стороны света

1.Где расположен Египет? Покажите его на карте.

2.Докажиет, используя текст источника, что Египет укреплен со всех сторон самой природой.

3. -Водами каких морей омывается Египет на севере? А на востоке? Назови главную реку Египта?

4. Где проходила граница Египта на юге?

5. Назовите главную реку Египта?

Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка». Попробуем и мы прикоснуться с вами с загадкам и тайнам этой замечательной страны.

Задание стр.48 учебника. почитайте Гимн, прославляющий Хапи.

Вопрос: Почему ег-не славляли этого бога Нила ?

Геродот назвал Египет – даром Нила.

-Как вы понимаете это выражение?

- Что нам предстоит выяснить? (какую роль в жизни египтян играл Нил?)

-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?( Надо узнать: природные условия и посмотреть, что давал Нил для: хозяйства, для общества, для управления, для культуры).


Помогаю ученикам формулировать цель и задачи урока.


Беседуют с учителем, отвечают на вопросы.























- Египет – одна из первых цивилизаций, находится в Африке.

Формулируют совместно с учителем цель и задачи урока.

- Где находится Египет?

- Действительно ли Египет – дар Нила.

Умение ставить цель, преобразовывать познавательную задачу в практическую. Умение планировать пути достижения цели. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Изучение нового материала

Исходя из полученных сведений о природно-климатических и географических особенностях страны попробуйте определить какие занятия были развиты в Египте? Поговорим о земледелии –главном занятии ег-н.

Поговорим о природных условиях страны.(п1)-прием Инсерт знаками +отметьте условия , которые благоприятствовали развитию хозяйства, занятий., а знаком – те, которые мешали .

- Поговорим более подробно о этом занятии.

Для этого обратимся к схеме на с. 44.

- На сколько сезонов делился год? (на три сезона). Назовите их. В какой из этих сезонов египтяне были счастливы?

Что выращивали ег-не?

(Египтяне научились строить преграды- дамбы, отводные каналы).

- Зависела ли как-то деятельность египтян от разливов Нила? (ответы учащихся)

Проверка усвоения новых понятий и терминов:

Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?

Дельта.

Папирус.

Ил.

Пороги.

Оазис.

А. Островки зелени в пустыне.

Б. Высокий тростник, который рос по берегам Нила.

В. Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море.

Г. Плодородная земля по берегам Нила.

Д. Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству.

-с.43-Для чего использовали египтяне папирус?.Что еще давал Нил египтянам(папирус)? О чем свидетельствует тот факт, что в Египте появилась письменность?(о цивилизации).

-Какой признак цивилизации вы еще назовете? (гос-во). Как де оно появилось?(п.3)




Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.















Формулируют понятие с помощью учителя. Записывают в тетрадь.






Читают вслух, участвуют в беседе.



Работают с календарем сельскохозяйственных работ в Древнем Египте. Учебник – стр. 44.

- Разлив Нила. Посев и созревание хлеба. Засуха, жатва.

Выполняют тест на соотнесение.

Умение работать с исторической картой, определять стороны света и т.д., умение оценить выполненные задания, делать выводы на основе полученного знания, строить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

















Умение осуществлять поиск решения проблемы. Умение давать определение понятиям.









Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, стоить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

















Умение строить логическое рассуждение. Осуществлять взаимный контроль.

Первичная проверка

Выводы:

НИЛ способствовал занятию земледелием.

Давал богатый растительный и животный мир.

Давал материал для письма.

Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель. Логическая цепочка: ирригационное земледелие требовало коллективного согласованного труда большого количества людей и необходимости контролировать состояние ирригационной системы, это привело к складыванию сильной власти.

Как еще египтяне использовали Нил?


Назовите столицу Египетского государства. (Мемфис.)

Как называли повелителя Египта? (Фараон.)

Посчитайте, сколько лет назад образовалось Египетское государство. (Приблизительно 5017 лет назад образовалось государство в Египте

Нила благоприятствовала политическому единству страны, образованию гос-ва.


- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (ответы учащихся)

-Чьи версии подтвердились?










Беседуют с учителем.

Ирригационное земледелие Коллективный согласованный труд большого количества людей Необходимость контроля за состоянием ирригационной системы Управление, государство

Правитель Египта – фараон;

Мемфис – столица Египта.




-


Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Умение строить логическое рассуждение.





Практикум

Задание : ( Приложение 2)





Отвечают на вопросы.


Рефлексия

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Я узнал, что

Я понял, что…

Я удивлен тем, что…

Достигли поставленной цели? Что получилось, что не получилось? Какие трудности возникли?


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.


Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Инструктаж домашнего задания

Параграф 7 (читать, пересказывать), стр. 48, вопрос 2 (письменно), документ.

Записывают домашнее задание в дневники.

Развитие творческого потенциала, умения нестандартно представлять изученный материал, формирование устойчивого интереса к изучению истории.

Итог

Итак, согласитесь ли вы с Геродотом, что Египет – это дар Нила?

Совместно с учителем делают вывод.

  • Нил – источник воды и жизни в безводной пустыне.

  • Нил приносит большое количество ила и делает землю в долине очень плодородной.

  • От обильности разливов Нила зависел размер урожая и благополучие жителей.

  • Разливы Нила толкали людей к строительству ирригационных сооружений – каналов, дамб.

  • Нил способствовал объединению людей и созданию государства.

  • По Нилу шла перевозка грузов.

  • Нил прославил Египет папирусом – материалом для письма.


Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с мнением одноклассников.






















Приложение №1.

Сицилийский. Историческая библиотека.

Диодор (жил в I в. до н. э. ) — греческий историк,в течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.

30…. Египет распологается в северо-восточной части Африки. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31…. Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющих пристани;

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой

32…. Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по пря­мому направлению, а образуя всяческие извивы... ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние... Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...

На юге граница Египта доходила до первого порога.

Вопросы:

1.Где расположен Египет? Покажите его на карте.

2.Докажиет, используя текст источника, что Египет укреплен со всех сторон самой природой.

3. -Водами каких морей омывается Египет на севере? А на востоке?

4. Назови главную реку Египта?

5. Где проходила граница Египта на юге?