СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественные места произрастания растений и обитания животных. Луга. Растения и животные луга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Естественные места произрастания растений и обитания животных.   Луга. Растения и животные луга.  Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о луге как о природном сообществе.  Задачи: сформировать начальные понятия о природных сообществах растений и животных, видах сообществ, которые встречаются в нашей местности, понятие о растениях и животных лугов;  развивать познавательные способности учащихся, речь, внимание;  воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.  

Просмотр содержимого документа
«Естественные места произрастания растений и обитания животных. Луга. Растения и животные луга.»

Урок  познания мира  в  4  классе

Тема: Естественные места произрастания растений и обитания животных.   Луга. Растения и животные луга. 
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о луге как о природном сообществе. 
Задачи: сформировать начальные понятия о природных сообществах растений и животных, видах сообществ, которые встречаются в нашей местности, понятие о растениях и животных лугов;  развивать познавательные способности учащихся, речь, внимание;  воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: интерактивная доска, запись с голосами птиц, 
Тип урока: изучение новых знаний. 
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проектный. 
Формы обучения: индивидуальная. 
Ход урока: 
1. Орг. момент. Психологический настрой. 
Встань-ка ровненько, дружок,

Прозвенел уже звонок.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Но сначала повернитесь.

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

- Я желаю вам всем успехов на уроке.

ДЕВИЗ НАШЕГО УРОКА: (чтение хором)

            Я умею думать,

            Я умею рассуждать.

           Что полезно для работы

           То и буду выполнять!

- Как вы думаете, почему эти строчки являются началом нашего урока?

- Создадим хороший эмоциональный настрой: пожмём друг другу руки, пожелаем удачи.
      2. Проверка домашнего задания

Проведем графический диктант по теме «Воздух и погода», если вы согласны с моими утверждениями то ставьте +, а если нет –

+  1) Воздух – это смесь газов

+  2) Самый распространенный газ в воздухе кислород.

+  3) За слоями атмосферы начинается безвоздушное пространство.

-- 4)  Воздушная оболочка состоит из 1 слоя

+  5)  Говоря «необходим как воздух…» имеют в виду кислород.

-- 6)  Углекислого газа  в  воздухе очень много

-- 7)  Атмосфера – это водный океан

+  8)  Выпадение осадков в Казахстане незначительное, потому что он очень удален от океанов.

+  9)  Климат, преобладающий на территории Казахстана – резко континентальный.

+10)  Воздух, окружающий  земной шар, образует слой  в  500  км

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - более 4 ошибок.

Первое задание мы выполнили, доказав,  что умеем думать. Переходим к новому этапу урока.

3. Сообщение темы и цели урока. 
-Сегодня мы начинаем новый раздел «Растительный и животный мир Казахстана». Первая тема по данному разделу: «Естественные места произрастания растений и обитания животных. Растения и животные луга»

-Ребята, обратите внимание, на столах у вас лежат листы с картинками.

Как бы вы расселили этих животных?    (рак, рыба, утка, лягушка, бабочка, гусь  – река, болото)

- Как вы думаете, где она может жить?

«Расселяют» животных по местам обитания:

Рак, рыба, утка, гусь  – река,

Лягушка – болото,

Бабочка - ?

Куда мы поселим бабочку?                Ответы учащихся.

(подвести детей к ответу: на лугу.

- Ребята, может уже кто-то догадался, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?

- А что такое луг в вашем представлении? - Это много цветов, разные травы, летают бабочки, пчёлы, поют птицы.

- А что вы хотите узнать на уроке? (Что такое луг? Какие растения растут на лугу?

- Какие животные обитают на лугу?)

- Сегодня мы побываем на лугу,  и постараемся узнать о нём как можно больше.

- Какова же тема нашего урока?

Итак, тема нашего урока    «Луг. Животные и растения луга. Охрана лугов»

-Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите тему урока

- Бывали ли вы на лугу?

- Можно ли отличить луг от леса?

- Что такое луг?

Луг – обширные территории с травянистой растительностью.

-Давайте откроем учебник  (стр. 67) и прочитаем определение луга, убедимся, насколько мы были близки к правильности определения.

- Молодцы, ребята. Вы  правильно  дали определение луга.

Действительно, лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями.

Физминутка (танцфизминутка)

Мы отправимся с вами на луг и узнаем, какие же организмы составляют это сообщество. Но отправимся мы не целым классом, а отдельными отрядами:

«Ботаники», «Зоологи»

- Что изучают ботаники, зоологи,?    (Ботаники – растительный мир, зоологи – животный мир)

- Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать картину, но не красками…

4. Изучение новых знаний
1) Самостоятельное чтение текста.  – стр. 67

- составить кластер  «Естественные места…»

   Защита кластеров. Оценивание  - стикерами

Самостоятельное чтение текста.    стр.68-70.

Из текста «Ботаники» выбирают информацию о растениях луга, «Зоологи» - информацию о животных луга.  И ещё у вас на столах есть конверты с картинками, из которых вы должны выбрать только те, которые относятся к вашему материалу.

(пока дети работают над текстом, включаю «Звуки луга»)

После выступления первой группы:

- Посмотрите, наш луг преображается, становится краше.

После выступления второй группы:

- Ребята, наш луг ожил. Посмотрите, какая красота!

Спикер делает устное сообщение, а остальные ребята вывешивают на доску-луг картинки с изображением растений и животных).

Обмен таблицами  и  ставят оценку на  плакат.

Задание: составить по 2 вопроса для группы 

Вам предстоит творческая работа: нужно написать синквейн, на заданную тему.

             луг

         Что делают на лугу растения  – цветут, растут

         Какие они – полезные, красивые, разноцветные

         Что должен делать человек -  человек должен охранять луг

         Чем является луг для животных – жизнь

Контроль за качеством усвоения материала.

Тест.

1.     Луг– это …

А) участок земли, на котором произрастают влаголюбивые, травянистые растения.

Б) это открытое пространство, покрытое травами.

В) это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие.

2) Большинство лугов  возникло  на:

А) на  месте болот  и  лесов

Б) на месте пустынь

В) на месте гор

3) Растения луга- это…

А) клевер, дуб, мышиный горошек,

Б) василек, клевер, тимофеевка луговая

В) саксаул, лютик, герань луговая.

4) Животные луга- это…

А) верблюд, барс, крот

Б) сайгак, волк, суслик

В) кузнечик, жаворонок, пчела

5) Луг  человек  использует  как:

А) не  использует  никак 

Б) как сенокос  и  пастбища

Самопроверка по слайду

Итог  урока.

Д/з- на  карточках: Учебник: стр. 67-70

                                   Индивидуально:  - подобрать загадки об обитателях луга;

                                    - подготовить сообщение о растении или животном луга,     

                                   занесённом в Красную книгу;

                                  - нарисовать  свой значок о правилах поведения на лугу.

В  конце  урока  дети оценивают свою работу  по  листам  самооценивания 

Рефлексия: Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок,

на левую – те, которые получили на уроке.

Соедините ладошки в «хлопке». Этот хлопок  – тоже оценка вашей работы на уроке.

 









Тест.

1.     Луг– это …

А) участок земли, на котором произрастают влаголюбивые, травянистые растения.

Б) это открытое пространство, покрытое травами.

В) это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие.

2) Большинство лугов  возникло  на:

А) на  месте болот  и  лесов

Б) на месте пустынь

В) на месте гор

3) Растения луга- это…

А) клевер, дуб, мышиный горошек,

Б) василек, клевер, тимофеевка луговая

В) саксаул, лютик, герань луговая.

4) Животные луга- это…

А) верблюд, барс, крот

Б) сайгак, волк, суслик

В) кузнечик, жаворонок, пчела

5) Луг  человек  использует  как:

А) не  использует  никак 

Б) как сенокос  и  пастбища













«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - более 4 ошибок.