Урок познания мира в 4 классе
Тема: Естественные места произрастания растений и обитания животных. Луга. Растения и животные луга.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о луге как о природном сообществе.
Задачи: сформировать начальные понятия о природных сообществах растений и животных, видах сообществ, которые встречаются в нашей местности, понятие о растениях и животных лугов; развивать познавательные способности учащихся, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: интерактивная доска, запись с голосами птиц,
Тип урока: изучение новых знаний.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проектный.
Формы обучения: индивидуальная.
Ход урока:
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Встань-ка ровненько, дружок,
Прозвенел уже звонок.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Но сначала повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
- Я желаю вам всем успехов на уроке.
ДЕВИЗ НАШЕГО УРОКА: (чтение хором)
Я умею думать,
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы
То и буду выполнять!
- Как вы думаете, почему эти строчки являются началом нашего урока?
- Создадим хороший эмоциональный настрой: пожмём друг другу руки, пожелаем удачи.
2. Проверка домашнего задания
Проведем графический диктант по теме «Воздух и погода», если вы согласны с моими утверждениями то ставьте +, а если нет –
+ 1) Воздух – это смесь газов
+ 2) Самый распространенный газ в воздухе кислород.
+ 3) За слоями атмосферы начинается безвоздушное пространство.
-- 4) Воздушная оболочка состоит из 1 слоя
+ 5) Говоря «необходим как воздух…» имеют в виду кислород.
-- 6) Углекислого газа в воздухе очень много
-- 7) Атмосфера – это водный океан
+ 8) Выпадение осадков в Казахстане незначительное, потому что он очень удален от океанов.
+ 9) Климат, преобладающий на территории Казахстана – резко континентальный.
+10) Воздух, окружающий земной шар, образует слой в 500 км
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - более 4 ошибок.
Первое задание мы выполнили, доказав, что умеем думать. Переходим к новому этапу урока.
3. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы начинаем новый раздел «Растительный и животный мир Казахстана». Первая тема по данному разделу: «Естественные места произрастания растений и обитания животных. Растения и животные луга»
-Ребята, обратите внимание, на столах у вас лежат листы с картинками.
Как бы вы расселили этих животных? (рак, рыба, утка, лягушка, бабочка, гусь – река, болото)
- Как вы думаете, где она может жить?
«Расселяют» животных по местам обитания:
Рак, рыба, утка, гусь – река,
Лягушка – болото,
Бабочка - ?
Куда мы поселим бабочку? Ответы учащихся.
(подвести детей к ответу: на лугу.
- Ребята, может уже кто-то догадался, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?
- А что такое луг в вашем представлении? - Это много цветов, разные травы, летают бабочки, пчёлы, поют птицы.
- А что вы хотите узнать на уроке? (Что такое луг? Какие растения растут на лугу?
- Какие животные обитают на лугу?)
- Сегодня мы побываем на лугу, и постараемся узнать о нём как можно больше.
- Какова же тема нашего урока?
Итак, тема нашего урока «Луг. Животные и растения луга. Охрана лугов»
-Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите тему урока
- Бывали ли вы на лугу?
- Можно ли отличить луг от леса?
- Что такое луг?
Луг – обширные территории с травянистой растительностью.
-Давайте откроем учебник (стр. 67) и прочитаем определение луга, убедимся, насколько мы были близки к правильности определения.
- Молодцы, ребята. Вы правильно дали определение луга.
Действительно, лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями.
Физминутка (танцфизминутка)
Мы отправимся с вами на луг и узнаем, какие же организмы составляют это сообщество. Но отправимся мы не целым классом, а отдельными отрядами:
«Ботаники», «Зоологи»
- Что изучают ботаники, зоологи,? (Ботаники – растительный мир, зоологи – животный мир)
- Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать картину, но не красками…
4. Изучение новых знаний.
1) Самостоятельное чтение текста. – стр. 67
- составить кластер «Естественные места…»
Защита кластеров. Оценивание - стикерами
Самостоятельное чтение текста. стр.68-70.
Из текста «Ботаники» выбирают информацию о растениях луга, «Зоологи» - информацию о животных луга. И ещё у вас на столах есть конверты с картинками, из которых вы должны выбрать только те, которые относятся к вашему материалу.
(пока дети работают над текстом, включаю «Звуки луга»)
После выступления первой группы:
- Посмотрите, наш луг преображается, становится краше.
После выступления второй группы:
- Ребята, наш луг ожил. Посмотрите, какая красота!
Спикер делает устное сообщение, а остальные ребята вывешивают на доску-луг картинки с изображением растений и животных).
Обмен таблицами и ставят оценку на плакат.
Задание: составить по 2 вопроса для группы
Вам предстоит творческая работа: нужно написать синквейн, на заданную тему.
луг
Что делают на лугу растения – цветут, растут
Какие они – полезные, красивые, разноцветные
Что должен делать человек - человек должен охранять луг
Чем является луг для животных – жизнь
Контроль за качеством усвоения материала.
Тест.
1. Луг– это …
А) участок земли, на котором произрастают влаголюбивые, травянистые растения.
Б) это открытое пространство, покрытое травами.
В) это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие.
2) Большинство лугов возникло на:
А) на месте болот и лесов
Б) на месте пустынь
В) на месте гор
3) Растения луга- это…
А) клевер, дуб, мышиный горошек,
Б) василек, клевер, тимофеевка луговая
В) саксаул, лютик, герань луговая.
4) Животные луга- это…
А) верблюд, барс, крот
Б) сайгак, волк, суслик
В) кузнечик, жаворонок, пчела
5) Луг человек использует как:
А) не использует никак
Б) как сенокос и пастбища
Самопроверка по слайду
Итог урока.
Д/з- на карточках: Учебник: стр. 67-70
Индивидуально: - подобрать загадки об обитателях луга;
- подготовить сообщение о растении или животном луга,
занесённом в Красную книгу;
- нарисовать свой значок о правилах поведения на лугу.
В конце урока дети оценивают свою работу по листам самооценивания
Рефлексия: Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок,
на левую – те, которые получили на уроке.
Соедините ладошки в «хлопке». Этот хлопок – тоже оценка вашей работы на уроке.
Тест.
1. Луг– это …
А) участок земли, на котором произрастают влаголюбивые, травянистые растения.
Б) это открытое пространство, покрытое травами.
В) это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие.
2) Большинство лугов возникло на:
А) на месте болот и лесов
Б) на месте пустынь
В) на месте гор
3) Растения луга- это…
А) клевер, дуб, мышиный горошек,
Б) василек, клевер, тимофеевка луговая
В) саксаул, лютик, герань луговая.
4) Животные луга- это…
А) верблюд, барс, крот
Б) сайгак, волк, суслик
В) кузнечик, жаворонок, пчела
5) Луг человек использует как:
А) не использует никак
Б) как сенокос и пастбища
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - более 4 ошибок.