6
Урок французского языка
с использованием
современных технологий
(коммуникативно – познавательная)
Учитель:
Самсонова Галина Леонидовна
Огромное значение приобрело обучение иностранному языка, как средству общения. Актуальным стал интегративный подход к обучению иностранному языку, особенно таких компетенций, как речевая, социокультурная, межкультурная.
Цель обучения французскому языку отражает сосредоточение усилий педагогической деятельности на совершенствовании природы человека в двух основных направлениях: развитие личностных качеств и интеллектуальных способностей обучаемого, его мышления. Задача достижения этих целей предопределяет поиск системных технологий.
Я стремлюсь создавать среду развития, критерием эффективности которой выступает адекватность изменений духовного мира учащегося. В этой связи важнейшей чертой моей работы выступает направленность обучения на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
Образно и ёмко выразил технологическую суть моделирования личностно-ориентированной ситуации французский физик Б. Паскаль в своем известном суждении о том, что «ученик – это не сосуд, который можно наполнить, а факел, который надо зажечь».
В решении сложнейших дидактических задач я стремлюсь формировать у учащихся активную жизненную позицию, развивать критическое мышление, формировать личность, соответствующую современным умениям общекультурного плана, то есть воспитывать социализированную личность.
Моя работа направлена на обновление содержания основного и дополнительного образования по французскому языку и решению следующих задач:
- усиление практической направленности образования; развитие общения путем развития иноязычной коммуникативной компетенции,
- внедрение методов обучения, направленных на формирование практических навыков, анализа информации,
- развитие вариативности и доступности образовательных программ.
В своей работе на уроках я применяю новейшие технологии диагностики: технологию развивающего обучения, компьютерную, интегрированную систему обучения, технологию модульного обучения, проектную, коммуникативно-познавательную.
Применение коммуникативно-познавательной технологии позволяет мне строить обучение, как интерактивный процесс, стимулирующий активность ребенка. Ученики самостоятельно находят ответы на вопросы, проблемы, поставленные перед ними учителем на уроке. Осмысливают, делают выводы, обобщают в процессе коллективной работы. Тем самым я стремлюсь развивать устную речь, учу слышать собеседника.
Примером может служить урок, данный по УМК “Ado 3” (Кле Интернасьональ), magazine 4.
Тема урока: «Семья: бюджет, взаимоотношения».
План
Вступительное слово учителя.
«Проблема отцов и детей – вечный вопрос всех поколений».
Постановка проблемного вопроса. Беседа.
Аудирование (документ №1)
- беседа по вопросам, к док. №1, проблемный вопрос,
- вывод по проблемному вопросу,
- грамматические явления (сослагательное – изъявительное наклонение, суффиксальное словообразование).
4. Работа с текстом (документ №2)
- работа с фотографией, иллюстрирующей текст,
- вопросы по содержанию текста,
- беседа по тематической ситуации (из практической жизни).
5. Стихотворение Ж. Превера “Familiale” (документ №3).
- вступительное слово о творчестве Превера,
- прослушивание документа,
- беседа по содержанию,
- вывод по беседе,
- грамматические времена (перечислить в хронологическом порядке события, происходящие в тексте),
- идентификация грамматических времен (F.S – F. Ant)
6. Заключительное слово. Комментарии. Домашнее задание.
Цель урока: | Выявить уровень сформированности коммуникативных умений устной речи по теме «Семья». |
Образовательные задачи: | - Дальнейшее развитие использования лексико – грамматического материала по теме. - Ознакомление с бытом французской семьи. - Расширение филологического, страноведческого кругозора. |
Развивающие задачи: | - Развитие умения сравнивать и сопоставлять через диалогическую, монологическую речь. - Развитие умения делать выводы. - Развитие эмоционально-положительного отношения к своей семье. - Развитие творческого воображения, способности эмоционально – эстетического восприятия жизненных реалий и выражения своего отношения к прочитанному, услышанному. |
Воспитательные задачи: | - Способствовать воспитанию культуры общения, умению работать в группе. |
Оборудование: | Компьютерная презентация учебных документов, аудиозапись. (Компьютерный кабинет) |
Для урока был использован дополнительный материал из “Ado-3” (Кле Интернасьональ) к учебной теме «Жизнь молодежи» (15 ч. по программе) УМК Н.Е. Елухина, С.В. Калинина, Б.И. Турчина «Французский язык» 9 кл., который является по своему содержанию логическим продолжением изучения данной темы.
Учащимся были предложены аутентичные тексты для развития речевых навыков (говорение, аудирование). Аутентичные тексты – это принципиально важно. Естественно, они могут вызывать некоторые трудности в понимании, и в плане лексики и в структуре предложения. Подобранные аутентичные тексты – интересны. В данном случае особый интерес вызывают чисто человеческие проблемы.
Данный урок является вторым по “Ado-3” (первый был посвящен ознакомительному чтению, основная коммуникативная задача заключалась в извлечении основной информации) и десятым уроком по теме «Жизнь молодежи» (УМК «Французский язык» 9 кл.).
На уроке присутствовали виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, беседа по проблемным вопросам. Звучали, как произвольные, неподготовленные высказывания учащихся, так и подготовленные высказывания к учебным документам.
В аудировании звучали вопросы по содержанию документа, а также были лексико-грамматические упражнения, проблемные вопросы, включающие аналитический подход к содержанию услышанного с выходом на подобную бытовую ситуацию.
Работа с текстом была многоступенчатая, начиная с фотографии, иллюстрирующей содержание текста, с выходом на беседу о семье учащегося. Рассматривались вопросы: обязанности в семье, бюджет, покупки, проблемные ситуации, возникающие при решении этих вопросов.
Учащиеся прослушали звукозапись “Familiale” Превера. Предложено было «уловить» атмосферу произведения, понять детально содержание, проанализировать порядок событий, сделать выводы, выразить свое мнение, а также идентифицировать грамматические времена (F.S. – F. ant) и сделать выводы в отличии и последовательности действий в этих временах.
В конце урока был подведен итог беседы.
Урок был насыщен информационным материалом и разными видами речевой деятельности. Учащиеся активно проявляли себя, так как была возможность комментировать учебный материал, высказаться о своей семье, сравнить, сделать выводы, поразмышлять, пофилософствовать.
Работа над проблемными вопросами имеет большой воспитательный потенциал, так как выражая свое мнение, отношение к моральным, бытовым проблемам, ученик формирует синтез своих взглядов. Каждое высказывание было одобрено, оценено.
Урок прошел плодотворно, эффективно, на высоком эмоциональном уровне.
Я являюсь классным руководителем 9 класса, учу детей французскому языку с 3 класса, Коллектив французской группы состоит из мотивированных учащихся.
Веду дополнительную работу по предмету в этом классе – «Дидактический театр».
Педагогические ошибки? Пытаюсь вступить в диалог, помочь, скорректировать ответ, в процессе говорения учащегося.