СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Дела давно минувших дней"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В познавательной и развивающей  игре участвуют   учащиеся 6-7 классов.

Цель игры: прививать любовь и уважение к историческому прошлому, активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся.  

Участниками игры могут быть учащиеся одного или нескольких параллельных 6-7 классов.  Игру рекомендуется проводить после изучения курса истории России.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Дела давно минувших дней"»

Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Таптанайская СОШ» Доржиевой Л.В.



В познавательной и развивающей игре участвуют учащиеся 6-7 классов.

Цель игры: прививать любовь и уважение к историческому прошлому, активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся.

Участниками игры могут быть учащиеся одного или нескольких параллельных 6-7 классов. Игру рекомендуется проводить после изучения курса истории России.

«Дела давно минувших дней»

(игра-путешествие)

6-7 класс

В игре участвует две команды «Славянки» (девочки) и «Славяне» (мальчики). На столе разложены карточки с названием конкурсов вокруг трех красивых бумажных карет, в центре волчок для определения заданий для команд. На доске экран путешествия, который заполняют члены жюри по мере выполнения игровых заданий.

Звучит музыкальная заставка торжественной оркестровой музыки.



1-й конкурс «По страницам школьного учебника»

Ведущий зачитывает определения, данные в школьном учебнике, по которым команды должны быстро назвать нужное слово.

  1. Язычество – религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов.

  2. Вече – народное собрание на Руси.

  3. Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.

  4. Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

  5. Митрополит – титул главы Русской православной церкви.

  6. Боярин – старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.

  7. Вотчина – наследственное земельное держание.

  8. Наместник – глава местного самоуправления, назначенный центральной властью.

  9. Политика – искусство управлять государством.

  10. Посадник – назначаемый или выборной глава местной власти.

  11. Усобицы – княжеские раздоры на Руси.

  12. Холопы – зависимое население Древней Руси, близкое по положению рабам.

  13. Патриотизм – любовь к родине, преданность Отечеству, своему народу.

  14. Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых.

  15. Слобода – район на окраине города, заселенный ремесленниками одной специализации.

  16. Хоромы – жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединенных сенями и переходами, жилище князей и бояр.

  17. Рать – войско.

  18. Уделы – владение младших членов княжеского рода.

  19. Мужи – знатные люди.

  20. Стан – лагерь.

  21. Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.

  22. Баскак – представитель ордынского хана на Руси.

  23. Владычество – господство.

  24. Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

  25. Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица.

  26. Ярлык – ханская грамота, давшая право русским князьям властвовать в своих княжествах.



2-й конкурс «Знакомые все лица!»

Командам предлагаются диалоги известных людей Древней Руси, по разговору которых требуются отгадать участников диалога.

1.

- Челом бьем тебе, князь.

- Что привело вас ко мне, люди единоверные?

- Ты первый князь Древнерусского государства, просим твоей помощи и поддержки. Совсем одолели нас греки с юга, требуют дани все больше и больше.

- Собирайся, дружина моя хоробрая, не бывать такому на земле русской, чтобы кто-то посмел решить суд над людьми мирными! Отправимся в поход на Царьград.

(Разговор князя Олега с Русичами.)

2.

- Ну что, князь, много ли дани удалось собрать с древлян?

- Да, удача, дружина моя храбрая, сопутствовала на сей раз.

- А не повернуть ли нам назад, князь, да собрать с древлян дополнительную дань?

- Согласен. Поеду с малым количеством воинов. А вы отправляйтесь по домам, без вас справимся.

(Разговор князя Игоря с дружиной.)

3.

- Оставайся, княгиня, у меня во дворце навсегда. Будешь жить, ни в чем не зная нужды.

- Не могу, Ваше императорское высочество. Дома дел много. По сыну душа болит. Оставила его с няньками, укрыла от врагов Руси далеко на Севере.

- Тогда выходи за меня замуж.

- Как же я выйду за тебя замуж, если веры я языческой, а ты христианин.

- Это дело поправимое. Окрещу тебя сам и стану тебе крестным отцом.

- Не гоже крестному отцу жениться на крестнице – вера христианская не позволит.

- Да. Княгиня, обманула ты самого императора, но не накажу я тебя, а награжу: увезешь домой товары невиданные, камни самоцветные, злата и серебра, сколько захочешь.

(Разговор императора Византии Константина Багрянородного с княгиней Ольгой)

4.

- Чего ты хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха.

- Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…»

(Разговор княгини Ольги с древлянами.)

3-й конкурс «История в камне»

Команды получают задание назвать шедевры русского каменного зодчества, представленные на иллюстрациях и фотографиях на стендах.

(Золотые ворота Киева.

Собор святой Софии в Киеве.

Софийский собор в Новгороде Великом.

Софийский собор в Константинополе.)



4-й конкурс «Преданья старины глубокой…»

Команды называют, кто упомянут в литературных отрывках или изображен на предложенных иллюстрациях, связанных с историей Древней Руси.

  1. «Победой прославлено имя твое, Твой щит на вратах Царьграда».О ком речь? (О князе Олеге.)

  2. «Покорный Перуну старик одному, заветов ведущего вестник». Кто такой Перун? (Бог грома и молнии в языческой вере.)

  3. «Тяжела ты, шапка Мономаха». Объясните смысл этого выражения и скажите, что означает в переводе с греческого языка слово «мономах»? (Единоборец.)

  4. «Иду на Вы». Кому из известных русских князей принадлежат эти слова и что они означают? (Святославу, который не нападал на врагов, не готовых к бою, а посылал к ним гонцов с предупреждением «Иду на Вы».)

  5. «Бог знает Троицу». Объясните, как икона Андрея Рублева связана с событиями в истории Древней Руси и с каким известным князем? (Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву иконном «Троица»)

  6. Кто из русских князей построил храм Покрова на Нерли? (Андрей Боголюбский.)



5-й конкурс «Из варяг в греки»

Команды получают карточки с названиями пунктов, через которые шли торговые пути «из варяг в греки»: Днепр, Ловать, Ильмень, Волхов, Нева, море Варяжское, Царьград, Понт-море. Надо расположить эти карточки соответственно пути «из варяг в греки».

6-й конкурс «Что в имени тебе моем?»

Ведущий зачитывает тексты-подсказки, в которых речь идет о том или ином правителе. Можно использовать только три подсказки. Очки начисляются соответственно: 3 – ответ дан с первой подсказки, 2 – со второй подсказки, 1 – с третьей подсказки, 0 – имя не названо.

Чингисхан.

До этого человека в его стране правителя не было. Он начал править в 1206 году.

Войска этого правителя покорили Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье и другие территории.

По тому времени его войско было блестяще организовано. Оно делилось на десятки, сотни, тысячи и туманы.

Святослав.

Этот киевский князь правил с 945 по 979 год.

До его возмужания, после гибели отца, в Киеве правила его мать, княгиня Ольга.

Был очень воинственным, смелым, но никогда не нападал на неподготовленного врага.

Князь Олег.

  1. Этот правитель в девятом веке впервые объединил Новгород и Киев в одно государство, захватив власть в Киеве.

  2. Он не был представителем рода Рюриковичей.

  3. Ему посвящены строки А.С. Пушкина: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Царьграда».

Иван Калита.

  1. Этот московский князь правил с 1325 по 1340 годы. Московское княжество при нем начинает собирать вокруг себя русские земли.

  2. Он добился разрешения хана Золотой Орды собирать дань с русских земель.

  3. Его прозвище, добавляемое к имени, означает «денежный мешок».

7-й конкурс «Вопросы на засыпку»

Командам предлагается ответить на занимательные вопросы, связанные с историей Древней Руси.

  1. Кого считают основателем первой правящей династии на Руси? (Князя Рюрика.)

  2. Назовите имена первых русских святых. (Борис и Глеб.)

  3. Назовите имя первого книгопечатника на Руси. (Иван Федоров.)

  4. Кого считают автором «Повести временных лет»? (Летописца Нестора.)

  5. Как звали создателей первой русской азбуки? (Кирилл и Мефодий.)

  6. Название какого города Золотой Орды сохранилось в каждой русской деревне? (Сарай.)

  7. Сыновья князя Владимира – Ярослав мудрый и Мстислав Храбрый – после междоусобной войны разделили Русь. Какая река стала границей? (Днепр.)

  8. В Древней Руси вместо денег использовали серебряные бруски – гривны. Если вещь стоила меньше гривны, то от бруска отрубали половину. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль.)

Подведение итогов. Награждение победителей.