Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Таптанайская СОШ» Доржиевой Л.В.
В познавательной и развивающей игре участвуют учащиеся 6-7 классов.
Цель игры: прививать любовь и уважение к историческому прошлому, активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся.
Участниками игры могут быть учащиеся одного или нескольких параллельных 6-7 классов. Игру рекомендуется проводить после изучения курса истории России.
«Дела давно минувших дней»
(игра-путешествие)
6-7 класс
В игре участвует две команды «Славянки» (девочки) и «Славяне» (мальчики). На столе разложены карточки с названием конкурсов вокруг трех красивых бумажных карет, в центре волчок для определения заданий для команд. На доске экран путешествия, который заполняют члены жюри по мере выполнения игровых заданий.
Звучит музыкальная заставка торжественной оркестровой музыки.
1-й конкурс «По страницам школьного учебника»
Ведущий зачитывает определения, данные в школьном учебнике, по которым команды должны быстро назвать нужное слово.
Язычество – религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов.
Вече – народное собрание на Руси.
Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.
Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
Митрополит – титул главы Русской православной церкви.
Боярин – старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.
Вотчина – наследственное земельное держание.
Наместник – глава местного самоуправления, назначенный центральной властью.
Политика – искусство управлять государством.
Посадник – назначаемый или выборной глава местной власти.
Усобицы – княжеские раздоры на Руси.
Холопы – зависимое население Древней Руси, близкое по положению рабам.
Патриотизм – любовь к родине, преданность Отечеству, своему народу.
Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых.
Слобода – район на окраине города, заселенный ремесленниками одной специализации.
Хоромы – жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединенных сенями и переходами, жилище князей и бояр.
Рать – войско.
Уделы – владение младших членов княжеского рода.
Мужи – знатные люди.
Стан – лагерь.
Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.
Баскак – представитель ордынского хана на Руси.
Владычество – господство.
Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.
Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица.
Ярлык – ханская грамота, давшая право русским князьям властвовать в своих княжествах.
2-й конкурс «Знакомые все лица!»
Командам предлагаются диалоги известных людей Древней Руси, по разговору которых требуются отгадать участников диалога.
1.
- Челом бьем тебе, князь.
- Что привело вас ко мне, люди единоверные?
- Ты первый князь Древнерусского государства, просим твоей помощи и поддержки. Совсем одолели нас греки с юга, требуют дани все больше и больше.
- Собирайся, дружина моя хоробрая, не бывать такому на земле русской, чтобы кто-то посмел решить суд над людьми мирными! Отправимся в поход на Царьград.
(Разговор князя Олега с Русичами.)
2.
- Ну что, князь, много ли дани удалось собрать с древлян?
- Да, удача, дружина моя храбрая, сопутствовала на сей раз.
- А не повернуть ли нам назад, князь, да собрать с древлян дополнительную дань?
- Согласен. Поеду с малым количеством воинов. А вы отправляйтесь по домам, без вас справимся.
(Разговор князя Игоря с дружиной.)
3.
- Оставайся, княгиня, у меня во дворце навсегда. Будешь жить, ни в чем не зная нужды.
- Не могу, Ваше императорское высочество. Дома дел много. По сыну душа болит. Оставила его с няньками, укрыла от врагов Руси далеко на Севере.
- Тогда выходи за меня замуж.
- Как же я выйду за тебя замуж, если веры я языческой, а ты христианин.
- Это дело поправимое. Окрещу тебя сам и стану тебе крестным отцом.
- Не гоже крестному отцу жениться на крестнице – вера христианская не позволит.
- Да. Княгиня, обманула ты самого императора, но не накажу я тебя, а награжу: увезешь домой товары невиданные, камни самоцветные, злата и серебра, сколько захочешь.
(Разговор императора Византии Константина Багрянородного с княгиней Ольгой)
4.
- Чего ты хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха.
- Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…»
(Разговор княгини Ольги с древлянами.)
3-й конкурс «История в камне»
Команды получают задание назвать шедевры русского каменного зодчества, представленные на иллюстрациях и фотографиях на стендах.
(Золотые ворота Киева.
Собор святой Софии в Киеве.
Софийский собор в Новгороде Великом.
Софийский собор в Константинополе.)
4-й конкурс «Преданья старины глубокой…»
Команды называют, кто упомянут в литературных отрывках или изображен на предложенных иллюстрациях, связанных с историей Древней Руси.
«Победой прославлено имя твое, Твой щит на вратах Царьграда».О ком речь? (О князе Олеге.)
«Покорный Перуну старик одному, заветов ведущего вестник». Кто такой Перун? (Бог грома и молнии в языческой вере.)
«Тяжела ты, шапка Мономаха». Объясните смысл этого выражения и скажите, что означает в переводе с греческого языка слово «мономах»? (Единоборец.)
«Иду на Вы». Кому из известных русских князей принадлежат эти слова и что они означают? (Святославу, который не нападал на врагов, не готовых к бою, а посылал к ним гонцов с предупреждением «Иду на Вы».)
«Бог знает Троицу». Объясните, как икона Андрея Рублева связана с событиями в истории Древней Руси и с каким известным князем? (Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву иконном «Троица»)
Кто из русских князей построил храм Покрова на Нерли? (Андрей Боголюбский.)
5-й конкурс «Из варяг в греки»
Команды получают карточки с названиями пунктов, через которые шли торговые пути «из варяг в греки»: Днепр, Ловать, Ильмень, Волхов, Нева, море Варяжское, Царьград, Понт-море. Надо расположить эти карточки соответственно пути «из варяг в греки».
6-й конкурс «Что в имени тебе моем?»
Ведущий зачитывает тексты-подсказки, в которых речь идет о том или ином правителе. Можно использовать только три подсказки. Очки начисляются соответственно: 3 – ответ дан с первой подсказки, 2 – со второй подсказки, 1 – с третьей подсказки, 0 – имя не названо.
Чингисхан.
До этого человека в его стране правителя не было. Он начал править в 1206 году.
Войска этого правителя покорили Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье и другие территории.
По тому времени его войско было блестяще организовано. Оно делилось на десятки, сотни, тысячи и туманы.
Святослав.
Этот киевский князь правил с 945 по 979 год.
До его возмужания, после гибели отца, в Киеве правила его мать, княгиня Ольга.
Был очень воинственным, смелым, но никогда не нападал на неподготовленного врага.
Князь Олег.
Этот правитель в девятом веке впервые объединил Новгород и Киев в одно государство, захватив власть в Киеве.
Он не был представителем рода Рюриковичей.
Ему посвящены строки А.С. Пушкина: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Царьграда».
Иван Калита.
Этот московский князь правил с 1325 по 1340 годы. Московское княжество при нем начинает собирать вокруг себя русские земли.
Он добился разрешения хана Золотой Орды собирать дань с русских земель.
Его прозвище, добавляемое к имени, означает «денежный мешок».
7-й конкурс «Вопросы на засыпку»
Командам предлагается ответить на занимательные вопросы, связанные с историей Древней Руси.
Кого считают основателем первой правящей династии на Руси? (Князя Рюрика.)
Назовите имена первых русских святых. (Борис и Глеб.)
Назовите имя первого книгопечатника на Руси. (Иван Федоров.)
Кого считают автором «Повести временных лет»? (Летописца Нестора.)
Как звали создателей первой русской азбуки? (Кирилл и Мефодий.)
Название какого города Золотой Орды сохранилось в каждой русской деревне? (Сарай.)
Сыновья князя Владимира – Ярослав мудрый и Мстислав Храбрый – после междоусобной войны разделили Русь. Какая река стала границей? (Днепр.)
В Древней Руси вместо денег использовали серебряные бруски – гривны. Если вещь стоила меньше гривны, то от бруска отрубали половину. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль.)
Подведение итогов. Награждение победителей.