Феоктистова О.В. психолог
Путешествие по Океану Человеческих Качеств
(психологический час для учащихся первых классов)
Задачи:
1. Углубление чувства принадлежности к группе.
2. Развитие навыков сотрудничества.
3. Пробуждение внутренней активности детей.
4. Формирование адекватной самооценки.
5. Углубление социального доверия.
Добрый день!
Здравствуйте, мальчики и девочки!
Только сегодня я буду обращаться к вам иначе. Потому что мы отправляемся в морское путешествие. Путешествие по Океану человеческих качеств. Возражений нет?
Очень хорошо.
Только, дорогие путешественники, нас ведь очень много. И мы не сможем плыть все на одном корабле. Поэтому сейчас мы разделимся на три команды.
(Приглашаются три ученика)
Сейчас вы выберете из числа сидящих по одному человеку. Возьмите его за руку и приведите в свою команду. Выбранный вами человек осуществит еще один выбор. И так далее.
А сейчас
Спасибо, я попрошу тех, кто начинал формировать команды, пригласить на ваш корабль еще по одному человеку: взрослому – вожатому, который будет помогать вам в трудном, но очень интересном путешествии.
Спасибо. Команды, объявляется посадка на корабли. Прошу занять свои места. Вожатые, оформите, пожалуйста, свои бейджики.
Посмотрите друг на друга. По-моему, команды просто замечательные.
Переходим к последним приготовлениям. Нам нужно не забыть взять с собой в путешествие самые важные человеческие качества. Какие? Сейчас подумаем вместе.
Я буду давать характеристику необходимым качествам, а вы – называть то качество, о котором идет речь.
Качество, заставляющее путешественников покорять новые земли в поисках ответов на интересующие их вопросы. (любознательность)
Качество, присущее тем, кто не боится работы. (трудолюбие)
Качество, противоположное злости. (доброта)
Качество, помогающее путешественникам не бояться никаких трудностей. (смелость)
Качество, присущее тем, кто говорит правду. (честность)
Качество, позволяющее путешественникам стойко переносить трудности и неприятности. (терпение)
Качество, помогающее путешественникам заводить множество знакомых и друзей. (общительность)
Спасибо, вы – настоящие путешественники.
Забыв огорченья, обиды и ссоры –
Ведь в дальнем пути не нужны они нам –
Мы с вами выходим в открытое море.
Скользят корабли по зеленым волнам.
И чайки танцуют под музыку ветра.
Любуемся ими, почти не дыша.
А прямо по курсу – заметили это? –
Остров Стремительного Карандаша.
На этом острове вам предстоит быстро нарисовать картинку. Какую? – я не знаю. На ваших столах есть фломастеры и по одному листу бумаги – больше вам не понадобится. Один член экипажа начнет рисовать что-то по своему усмотрению. Потом по моему сигналу он передаст лист своему соседу. Тот до следующего сигнала успеет дополнить рисунок еще несколькими штрихами или линиями. И так далее, пока рисунок не закончит последний член экипажа. Нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать. Постарайтесь догадаться, почувствовать. Главное, чтобы в итоге у вас получилось законченное изображение, готовая картинка. Задание понятно? Работаем, пока звучит музыка.
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Вы справились с заданием
И вот в пути опять.
Себя на новом острове
Вам нужно испытать.
Прямо по курсу - Остров Сказочный.
Сейчас вы услышите фразы про разных сказочных героев. Что-то будет правдой, а что-то – нет. Если я говорю правду, вы спокойно стоите на месте, а если неправду – вам нужно присесть.
- Золушка очень трудолюбива.
- Карабас-Барабас – заботливый директор кукольного театра.
- Равнодушие – качество, которое очень ценила Снежная Королева.
- Кот в сапогах ленив и глуп.
- Мальвина во всем очень аккуратна.
- Общительность – одно из главных качеств Буратино.
- В русских народных сказках волк всегда хитрый.
- Кощею Бессмертному не хватает нежности.
- Черепаха Тортилла энергична и подвижна.
- Лень – самое заметное качество Емели.
- У вас хорошее настроение.
- Вы готовы плыть дальше.
Тогда плывем.
Посмотрите: небо потемнело, усилился ветер. Волны с силой бьются о борт корабля. Все труднее управлять парусами. Хорошо, что совсем рядом новый остров. Это Остров Трудностей.
Каждый, кто прибывает сюда, может оставить здесь, на острове то, что кажется ему трудным, то, что доставляет неудобства, приносит отрицательные эмоции.
На каждом корабле члены могут найти разноцветные жетоны. Эти жетоны символически обозначают ваши затруднения, которые могут возникать в школе, дома, на улице, при общении с членами вашей семьи, со сверстниками и разными взрослыми.
Все, кто хочет, могут сказать о своем затруднении и опустить жетон в эту копилку трудностей. Чем большее количество членов экипажа оставят в копилке свои жетоны, тем легче будет нашим кораблям продолжить свой путь.
Вот мы и готовы продолжить путешествие. Трудностей стало меньше. Волны нежно качают наши корабли. Ласково светит солнышко. Соленый морской ветер играет волнами и одеждой путешественников.
Много разных впечатлений
Приготовил этот путь.
Мы на Остров Размышлений
Не забудем заглянуть.
А размышлять на этом острове мы будем о себе. Для каждого члена экипажа на ваших кораблях есть двухцветные семафоры. Я буду называть различные человеческие качества. Ваша задача – оценить их наличие у Вас. Если вы считаете, что названное качество у вас есть, покажите зеленый сигнал семафора. Если этого качества у вас нет – красный сигнал.
Отзывчивость | Тревожность | Терпение |
Аккуратность | Обидчивость | Трусость |
Вежливость | Артистичность | Общительность |
Равнодушие | Застенчивость | Мечтательность |
Любознательность | Смелость | Злость |
Доброта | Лень | Глупость |
Трудолюбие | Находчивость | Гордость |
Ответственность | Медлительность | Честность |
Спасибо вам за честность.
Дорогие путешественники, наши корабли завершают свое плавание. Мы возвращаемся, сохраняя внутри новое знание – знание о себе. И чтобы не забыть самого главного. Вам предстоит выполнить еще одно задание. Сейчас вожатые помогут вам снять бейджики. Еще раз подумайте о себе и напишите на бейджиках несколько самых ярких своих качеств.
Хорошо.
Теперь скатайте бейджики в трубочки. Вот так. А сейчас эти бейджики мы поместим в бутылку, которую отправим по волнам времени к летним каникулам. Мы откроем ее в последний день занятий в первом классе, чтобы еще раз вспомнить о нашем путешествии и подумать, как мы изменились за это время.
Вот мы и дома. С возвращением вас, дорогие путешественники!
Мне очень важно узнать. С каким настроением вы вернулись из дальнего плавания. Выберите карандаш, по цвету соответствующий вашему настроению, и раскрасьте паруса корабликов.
А теперь расположите кораблики на волнах так, как вам захочется.
Разноцветные паруса ваших корабликов говорят о том, что впечатлений от путешествия много. И я попрошу мореплавателей в интервью поделиться своими впечатлениям.
- Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие?
- Знакомство с какими островами произвело на вас наибольшее впечатление?
- Удалось ли вам узнать что-то новое за время путешествия?
- Что бы вы хотели пожелать членам вашего экипажа?
И я желаю вам доброты, веры в себя и надежных друзей, с которыми не страшны никакие жизненные испытания.
Всем спасибо!