СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром, если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным  ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребёнком, здоров ли онРебёнок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром, если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным  ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребёнком, здоров ли он

Просмотр содержимого документа
«Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

МБДОУ ЦРР - детский сад № 5 «Солнышко» Тема проекта «Игра как средство социально-коммуникативного  развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

МБДОУ ЦРР - детский сад № 5 «Солнышко»

Тема проекта

«Игра как средство

социально-коммуникативного

развития детей

дошкольного возраста

в условиях реализации ФГОС»

Автор работы Воспитатель: Жанна Викторовна Алюшина.

Автор работы

Воспитатель: Жанна Викторовна Алюшина.

 « Ребёнок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром, если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребёнком, здоров ли он»

« Ребёнок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром, если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребёнком, здоров ли он»

АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

НОВИЗНА  моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы .  ЦЕЛЬ:  помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста; приобщить детей к социокультурным нормам, традициям  семьи, общества и государства.; развить коммуникативные навыки.

НОВИЗНА моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы .

ЦЕЛЬ:

помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста; приобщить детей к социокультурным нормам, традициям  семьи, общества и государства.; развить коммуникативные навыки.

ЗАДАЧИ:  1.Формирование положительного отношения чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины. 2.Формирование основ собственной безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе». 3.Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». 4.Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 5.Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

ЗАДАЧИ:

1.Формирование положительного отношения чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.

2.Формирование основ собственной безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».

3.Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

4.Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

5.Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: выстраивание индивидуальной траектории развития детей дошкольного возраста; развитие компетенций педагогов в работе по ФГОС в социально-коммуникативном развитии дошкольника.

ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

выстраивание индивидуальной траектории развития детей дошкольного возраста;

развитие компетенций педагогов в работе по ФГОС в социально-коммуникативном развитии дошкольника.

Социально – коммуникативное  развитие дошкольника направлено на:        усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу взрослых становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками (стр.6 ФГОС подпункт 2.6 )

Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу взрослых

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

(стр.6 ФГОС подпункт 2.6 )

ПРОБЛЕМА. Изменилась атмосфера в семье. Интенсивный темп жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляют времени для живого общения с детьми. У детей наблюдается отсутствие навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

ПРОБЛЕМА.

Изменилась атмосфера в семье. Интенсивный темп жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляют времени для живого общения с детьми.

У детей наблюдается отсутствие навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:    Диалоговые, коммуникативные навыки:  Социальные навыки: вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы) невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса). умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми);  умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

Диалоговые, коммуникативные навыки:

Социальные навыки:

  • вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
  • невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
  • умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми);
  • умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ВЫЗВАНЫ:  недостаточным развитием у ребенка игровых умений и навыков;  неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.);  отсутствием умения управлять своим поведением;  наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием у ребенка эгоистических мотивов, стремления к абсолютному самоутверждению).

ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ВЫЗВАНЫ:

  • недостаточным развитием у ребенка игровых умений и навыков;
  • неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.);
  • отсутствием умения управлять своим поведением;
  • наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием у ребенка эгоистических мотивов, стремления к абсолютному самоутверждению).
ГИПОТЕЗА Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома, то развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее.

ГИПОТЕЗА

Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома, то развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее.

Роль воспитателя в процессе развития социально-коммуникативных навыков посредством игр.  Познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно  в  нём участвовать. Учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения. Развивать эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира.

Роль воспитателя в процессе развития социально-коммуникативных навыков посредством игр.

Познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме

Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно

в

нём участвовать.

Учить детей сообщать, передавать

информацию

в процессе межличностного общения.

Развивать эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. Игры, возникающие по инициативе детей Игры, возникающие по инициативе взрослого Народные игры Обучающие игры  Сюжетно -дидактические;  Подвижные;  Музыкально – дидактические;  Учебные. Игры-экспериментирования Тренинговые игры  Игры с природными объектами;  Игры с игрушками;  Игры с животными.  Интеллектуальные;  Сенсоматорные;  Адаптивные. Досуговые игры  Интеллектуальные;  Игры - забавы;  Театрализованные;  Празднично – карнавальные;  Компьютерные.  Сюжетные игры   Сюжетно - ролевые;  Режиссёрские;  Театрализованные.  Досуговые игры   Игрища;  Тихие игры;  Игры – забавы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР.

Игры, возникающие по инициативе детей

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Народные игры

Обучающие игры

  • Сюжетно -дидактические;
  • Подвижные;
  • Музыкально – дидактические;
  • Учебные.

Игры-экспериментирования

Тренинговые игры

  • Игры с природными объектами;
  • Игры с игрушками;
  • Игры с животными.
  • Интеллектуальные;
  • Сенсоматорные;
  • Адаптивные.

Досуговые игры

  • Интеллектуальные;
  • Игры - забавы;
  • Театрализованные;
  • Празднично – карнавальные;
  • Компьютерные.

Сюжетные игры

  • Сюжетно - ролевые;
  • Режиссёрские;
  • Театрализованные.

Досуговые игры

  • Игрища;
  • Тихие игры;
  • Игры – забавы.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС  Как игра повлияет на социально-коммуникативное развитие дошкольников?

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС

Как игра повлияет на социально-коммуникативное развитие дошкольников?

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ. Дают богатый материал для диалогической речи. Воспитывают внимательность к репликам партнёров по игре, чтобы вовремя вступить в игру.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.

Дают богатый материал для диалогической речи. Воспитывают внимательность к репликам партнёров по игре, чтобы вовремя вступить в игру.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию друг друга. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию друг друга. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. Способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения. Магазин

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

Способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения.

Магазин

Салон красоты

Салон красоты

Больница

Больница

Дочки-матери Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

Дочки-матери

Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры -драматизации. В таких играх ребёнок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищами.

ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ.

Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры -драматизации. В таких играх ребёнок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищами.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ. Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Развивают логическое мышление, навыки работы в команде и уважение к сопернику, умение следовать правилам игры.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Развивают логическое мышление, навыки работы в команде и уважение к сопернику, умение следовать правилам игры.

ВЫВОДЫ:  Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами.

ВЫВОДЫ:

  • Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
  • При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами.

Список литературы

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013 г.)

3. «Из детства - в отрочество.

Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 5 года жизни.»

Т.Н. Доронова, Л.С .Голубева, Т.И .Гризик. ( Москва 1997г.)

4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.

5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.

6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.

7. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.

8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.

9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!