МБДОУ ЦРР - детский сад № 5 «Солнышко»
Тема проекта
«Игра как средство
социально-коммуникативного
развития детей
дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС»
Автор работы
Воспитатель: Жанна Викторовна Алюшина.
« Ребёнок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром, если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребёнком, здоров ли он»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
НОВИЗНА моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы .
ЦЕЛЬ:
помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста; приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.; развить коммуникативные навыки.
ЗАДАЧИ:
1.Формирование положительного отношения чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.
2.Формирование основ собственной безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».
3.Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
4.Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
5.Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
выстраивание индивидуальной траектории развития детей дошкольного возраста;
развитие компетенций педагогов в работе по ФГОС в социально-коммуникативном развитии дошкольника.
Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу взрослых
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
(стр.6 ФГОС подпункт 2.6 )
ПРОБЛЕМА.
Изменилась атмосфера в семье. Интенсивный темп жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляют времени для живого общения с детьми.
У детей наблюдается отсутствие навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:
Диалоговые, коммуникативные навыки:
Социальные навыки:
- вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
- невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
- умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми);
- умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ВЫЗВАНЫ:
- недостаточным развитием у ребенка игровых умений и навыков;
- неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.);
- отсутствием умения управлять своим поведением;
- наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием у ребенка эгоистических мотивов, стремления к абсолютному самоутверждению).
ГИПОТЕЗА
Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома, то развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее.
Роль воспитателя в процессе развития социально-коммуникативных навыков посредством игр.
Познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме
Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно
в
нём участвовать.
Учить детей сообщать, передавать
информацию
в процессе межличностного общения.
Развивать эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.
Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР.
Игры, возникающие по инициативе детей
Игры, возникающие по инициативе взрослого
Народные игры
Обучающие игры
- Сюжетно -дидактические;
- Подвижные;
- Музыкально – дидактические;
- Учебные.
Игры-экспериментирования
Тренинговые игры
- Игры с природными объектами;
- Игры с игрушками;
- Игры с животными.
- Интеллектуальные;
- Сенсоматорные;
- Адаптивные.
Досуговые игры
- Интеллектуальные;
- Игры - забавы;
- Театрализованные;
- Празднично – карнавальные;
- Компьютерные.
Сюжетные игры
- Сюжетно - ролевые;
- Режиссёрские;
- Театрализованные.
Досуговые игры
- Игрища;
- Тихие игры;
- Игры – забавы.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС
Как игра повлияет на социально-коммуникативное развитие дошкольников?
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.
Дают богатый материал для диалогической речи. Воспитывают внимательность к репликам партнёров по игре, чтобы вовремя вступить в игру.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию друг друга. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.
Способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения.
Магазин
Салон красоты
Больница
Дочки-матери
Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ.
Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры -драматизации. В таких играх ребёнок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищами.
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.
Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Развивают логическое мышление, навыки работы в команде и уважение к сопернику, умение следовать правилам игры.
ВЫВОДЫ:
- Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
- При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами.
Список литературы
1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013 г.)
3. «Из детства - в отрочество.
Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 5 года жизни.»
Т.Н. Доронова, Л.С .Голубева, Т.И .Гризик. ( Москва 1997г.)
4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
7. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!