СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра - квест по финансовой грамотности «Копейка рубль бережет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

модуль "Содержание и методика преподавания темы по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета"

Просмотр содержимого документа
«Игра - квест по финансовой грамотности «Копейка рубль бережет»»







Игра - квест по финансовой грамотности


«Копейка рубль бережет»

(модуль "Содержание и методика преподавания темы по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета")



Авторы: Деманов Александр Анатольевич, ГБОУ Школа 1862 Евсеева Марина Анатольевна, ГБОУ Школа 1862 Синкина Ирина Александровна, ГБОУ Школа 1862











Москва 2017



Игра- квест "Копейка рубль бережет"

Игра-квест "Копейка рубль бережет" посвящена теме повседневного взаимодействия с деньгами: семейного и личного бюджета. Ее целью является формирование основ знаний о личных финансах и семейном бюджете в подростковом возрасте у учащихся 9 классов.

Планируемые результаты образовательного события:

Личностные: формирование понимания ограниченности семейного бюджета, необходимости его рационального планирования и расходования с учетом личных нужд и трат.

Метапредметные: развитие способности использовать математические вычисления для поиска наиболее эффективных способов формирования семейного бюджета, развитие смыслового чтения текстов финансового содержания, развитие способности критически осмысливать информацию, в том числе рекламную.

Предметные: формирование знаний о семейном бюджете, его расходной и доходной частях, профиците и дефиците семейного бюджета, формирование понятий: инвестиция, инфляция.

Краткое описание игры-квеста:

Игра проводится как внеурочное интерактивное образовательное событие, являясь групповым соревновательным квестом.

Примерная продолжительность игры - 90 минут.

Для проведения игры необходимо:

  • создать 6 команд по 5-6 человек;

  • подготовить просторный зал, лучше школьные рекреации на двух этажах, на которых будут размещены Старт, 6 точек-станций, дополнительная станция для выполнения заданий по желанию участников, Финиш;

  • разработать маршрутные листы , где будут указаны станции в определенном порядке для каждой команды;

  • подготовить фишки и листы с заданиями по каждой станции;

  • подготовить наградной материал по итогам игры;

  • назначить 16 ведущих (учеников 10-11 классов): по 2 ведущих на каждую станцию, по 4 ведущих на дополнительную станцию (на ней могут встретиться представители нескольких команд одновременно). У ведущих будет комплект заданий, критерии и фишки, которые заработают команды;

  • назначить 4 консультантов: по 2 на Старте и Финише. Они выдают маршрутные листы, консультируют по правилам, подводят итоги, награждают победителей и призеров;

  • назначить 4 дежурных, которые стоят на этажах и следят за порядком.

Каждая команда получает маршрутный лист, в котором станции указаны в определенном порядке (очень важно, чтобы команды не пересекались на станциях и не мешали друг другу):

1. По доходу и расход;

2. Скупой платит дважды;

3. Плакали наши денежки;

4. Деньга деньгу родит;

5. Копейка к копейке – проживёт семейка;

6. Без копейки рубля нет.


Дополнительная станция, которую дети посещают по желанию, называется "Денежки труд любят". На этой станции ученики должны перевести текст по финансовой грамотности с английского языка на русский и получить бонусные фишки.

Важно подчеркнуть, что названия станций позволяют участникам догадаться, какие задания они будут выполнять, самостоятельно поставить цели и выбрать ученика, который будет руководить командой на каждом этапе. Для этого необходимо понять смысл русских пословиц и поговорок.

Макеты 6 маршрутных листов в Приложении 1.

На старте ведущие объясняют, что команды должны выполнить задания, получить фишки за правильные ответы, бонусные фишки. Команда, пришедшая первой на финиш, получает 5 бонусных фишек. Макет фишки (бюджетки) и бонусной фишки (бюджета) в Приложении 2. Образ фишек был взят из мультфильма "Дорогая копеечка" (СССР, 1961 год). Команда, пропустившая станцию, теряет 5 фишек.

Этапы

Количество максимальных баллов

По доходу и расход

5

Скупой платит дважды

5

Плакали наши денежки

5

Деньга деньгу родит

5

Копейка к копейке – проживёт семейка

5

Без копейки рубля нет

5

Денежки труд любят (по желанию)

5

Дополнительные баллы для команды, которая пришла первой

5



Необходимо отметить, что в образовательном событии используются межпредметные связи: экономика, литература, английский язык, математика, право.

Победители награждаются дипломами и памятными подарками.

Главная задача учителя состоит в том, продумать практические задачи, в решение которых включаются ученики, и создать условия для самостоятельного решения учебных задач участниками.

Возможны приветственные слова: "Уважаемые участники! Приветствуем вас на игре - квесте "Копейка рубль бережет ". В ходе игры вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много интересных заданий, получить фишки "Бюджетку" и "Бюджет" и Участники команд смогут развить свои знания по теме: "Семейный бюджет", выяснить, какие бывают доходы и расходы семьи, а также понять, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету. Необходимо ответить на важные вопросы, которые стоят перед каждым членом семьи: нужно ли жертвовать личными расходами, что делать, если доходы семьи не позволяют купить новый телефон (компьютер и др.)? Желаем удачи!"



Станция 1. " По доходу и расход"

Цель данной станции: участник должен решить задачу, направленную на выбор максимально выгодной покупки в магазине.

Ведущие выдают задание.

Роман решил порадовать любимую бабушку и испечь ей торт ко дню рождения. Для этого ему не хватало нескольких продуктов: 200 граммов сахара, 180 граммов масла, 3 яйца, 1 стакана молока. У Романа были собственные средства в размере 300 рублей, которые он сэкономил от карманных денег. В шаговой доступности от дома находятся несколько магазинов. Из мобильных приложений Роман узнал, что в магазине «Пятерочка» проводится «Акция!». Взяв у родителей деньги на проезд, он отправился в магазин.

а)Покупка в каком магазине окажется наиболее выгодна для семейного бюджета?

б)В какой магазин должен отправиться Роман, если учесть, что от всей массы продуктов, ему нужно было использовать лишь часть, а остальное осталось бы на дальнейшее потребление в семье?


Общая стоимость покупок

Путь до магазина

Билла

От 42.90 цена за 1 кг

От 127.90

180 грамм

От 48.90

цена за 10 яиц

От 69,90

за 1 литр

289,60

Проехать 1 остановку на автобусе

Перекресток

От 49.00 цена за 1 кг

От 132.00

180 грамм

От 56.90

цена за 10 яиц

От 71,50

за 1 литр

309,40

По дороге домой из школы

Пятерочка

«АКЦИЯ!»

От 45.00 цена за 1 кг

От 111.00

180 грамм

От 39.90

цена за 10 яиц

От 69,90

за 1 литр

271,80

в 4 остановках от дома

*проезд в наземном транспорте - 55 рублей

** приведены цены на 4 ноября 2017 года

Ответы и критерии: а)Роману надо воспользоваться магазином «Перекресток», так как он находится в шаговой доступности. И, хотя в нем продукты дороже, Роман экономит на проезде в транспорте - 2 фишки за правильный ответ.

Вычисления: 2 фишки за любое вычисление, которое докажет реальную экономию средств.

Например: 309,40-300=9,40 - количество недостающих денег на покупку в «Перекрестке» или

Роман взял на проезд у родителей 110 рублей, хотя на покупки в «Перекрестке» ему недоставало всего 9,40.

110 - 9,40=100,60 - количество сэкономленных средств в семейном бюджете, если бы Роман отправился в «Перекресток», а не в «Пятерочку».

Ответ: б) в магазин «Перекресток» - 1 фишка.

Станция 2. "Скупой платит дважды"

Цель данной станции: участник должен решить задачу, направленную на грамотный выбор товаров и услуг, представленных в рекламе (проспектах и объявлениях об акциях, скидках и т.д.).

Используемые методы: наглядности, сравнительный и сопоставительный методы, анализа рекламной информации.

Возможные слова ведущего: Ребята, все мы посещаем магазины, торговые центры, где мы постоянно сталкиваемся с рекламой, различными «выгодными акциями», маркетинговыми приемами, главная цель которых стимулировать нас именно к этой покупке, потратить наши деньги именно в этой торговой точке. Как же грамотно и рационально должен вести себя потребитель, сталкиваясь с миром рекламы, чтобы получить максимальную пользу для себя в виде экономии и при этом не обмануться, красивыми слоганами и заманчивыми проспектами? В этом нам поможет разобраться наша станция под названием "Скупой платит дважды".



Иван решил обновить свой гардероб и купить рубашку, брюки, джемпер. При этом у него есть ограниченный размер денежных средств – 3000 рублей, которые ему нужны еще и на покупку продуктов питания (на остаток после покупок вещей). В ТЦ предлагают различные акции в магазинах для совершения покупок вещей именно у них. Товар, представленный в данных торговых точках, примерно одинаков по качеству. Изучив рекламные предложения, наш герой остановил свой выбор на следующих:

  • Акция «2+1» (купи две вещи и третья (меньшая по стоимости) в подарок!) – магазин «Даровик»;

  • Скидка 50% на все! – магазин «Скидочник»;

  • Скидка 30% владельцам карты лояльности – магазин «Бонусовик» (у Ивана данная карта есть).

В первом случае брюки стоят – 1500 руб.; рубашка – 800 руб.; джемпер – 1000 руб.

Во втором: брюки – 1500 руб.; рубашка – 1000 руб.; джемпер 1500 – руб.

В третьем: брюки – 1200 руб.; рубашка – 1200 руб.; джемпер 1500 – руб.

Вопрос: Какое предложение окажется наиболее выгодным с целью экономии средств?

Ответ: Решение данного вопроса нужно представить в следующем виде, подсчитать затраты и экономию в каждом случае и если нет разницы по качеству и фасону товара выбрать наиболее оптимальное решение.

В первом случае затраты нашего героя составят 2500 руб. (1500+1000=2500), а экономия согласно условиям акции 800 руб.+500руб. остаток от наличной суммы, которые можно потратить на продукты.

Во втором случае его затраты составят: 1500/2=750 руб.; 1000/2=500 руб.; 1500/2=750 руб. Итого: 2000 руб. Экономия составит – 1000руб. остаток денег так же 1000руб. которые можно потратить на продукты.

В третьем случае его затраты составят: 1200-360(сумма скидки)=840руб. на брюки, тоже самое на рубашку и 1500-450(сумма скидки)=1050руб. Итого траты: 840+840+1050=2730 руб. Экономия составит – 270 руб., которые можно будет потратить на продукты.

Ответы и критерии: наиболее рациональным будет покупка по условиям второй акции в магазине «Скидочник», дающая максимальную экономию и остаток средств на покупку продуктов- 5 фишек за полный ответ, правильный ответ с математической ошибкой -3 фишки, правильный ответ без математических вычислений - 1 фишка.











Станция 3. "Плакали наши денежки"


  1





  2





 





 





 





 





  7

 

 

 

 

 










 








  3


 





  8

 

 

 

 

 








 










 






  9

 

 4

 

 

 







 


 








 


 



 5





 





 



 6


 





 


 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 





 



 


 





 



 







 



 










 










 









Возможные слова ведущего: для рационального расходования семейного бюджета необходимо знать основные понятия, связанные с финансовой грамотностью. Предлагаем вам разгадать кроссворд, понять, какое слово можно составить из выделенных букв, а также объяснить, какое отношение оно имеет к финансовой грамотности.



























По вертикали

1. Организация, сосредоточившая временно свободные денежные средства предприятий и граждан с целью последующего их предоставления в долг или в кредит за определенную плату.

2. Вид кредита, при котором кредитор может пользоваться закладываемым имуществом.

3. Долговая бумага, удостоверяющая право держателя требовать определенную сумму долга спустя определенное время в оговоренном месте у лица, выдавшего данную бумагу. 

4. Часть прибыли акционерного общества.

5. Недостача, недостаточность в чем-либо.

6. Период в экономике, когда происходит обесценивание денег и рост уровня цен на товары и услуги

По горизонтали

7. Ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая на условиях срочности, платности, возвратности.

8. Денежный знак, изготовленный из металла.

9. План доходов и расходов семьи, предприятия, государства

10. Долгосрочное вложение средств.





1. б





2. и





а





п





н





о





7. к

р

е

д

и

т










е








3. в


к





8. м

о

н

е

т

а








к










с






9. б

ю

4. д

ж

е

т







и


л








в


ь



5. д





и





е



6. и


д





ф


10. и

н

в

е

с

т

и

ц

и

я


ф


н





ц



л


д





и



я







т



ц










и










я











































Критерии и варианты ответов:

1. 9-10 правильных ответов -3 фишки, 6-8 правильных ответов - 2 фишки, 3-5 правильных ответов - 1 фишка;

2. загаданное слово - пирамида - 1 фишка;

3. финансовая пирамида - мошенническая деятельность по привлечению денег или иного имущества физических лиц, при которой выплата дохода осуществляется за счет ранее привлеченных средств, при отсутствии у организаторов инвестиционной и другой законной предпринимательской деятельности - 1 фишка.



Станция 4. "Деньга деньгу родит"

Цель данной станции: формирование знаний о рациональном использовании личных средств путем их возможного размещения на банковские депозиты.

Возможные слова ведущего: думаю, что каждый из вас мечтает самостоятельно распоряжаться денежными средствами. С какого возраста это можно делать? Как правильно выбрать банковский депозит? Ознакомьтесь с приведенной ниже информацией и ответьте на вопросы.

Порядок распоряжения доходами несовершеннолетних определен в ст. 26,37 ГК РФ, ст. 60 СК РФ, ст. 17,19 Федерального закона от 24.04.2004 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

В соответствии с этими нормативными документами вкладом несовершеннолетнего вкладчика в возрасте от 14 до 18 лет распоряжается он сам с учетом следующего:

  • зачислены суммы заработной платы;

  • зачислены суммы стипендий;

  • зачислены премии, присужденные за победу в олимпиадах, конкурсах и иных мероприятиях;

  • зачислены проценты по вкладу;

  • перечислены или внесены наличными самим несовершеннолетним вкладчиком суммы.



Название вклада

1-2 месяца

2-3 месяца

3-6 месяцев

1год


"Сберегай"

Номинальная ставка

3,95%


4,30%

4,50%

4,65%

Непополняемый, без частичного снятия

Эффективная ставка

** 3,95%

** 4,31%

** 4,52%

** 4,70%

"Доверяй"

Номинальная ставка

-

-

4,00%

4,15%

Без частичного снятия, пополняемый

Эффективная ставка

** 4,01%

** 4,19%

"Действуй"

Номинальная ставка

-

-

3,70%

3,85%

Пополняемый, с частичным снятием

Эффективная ставка

** 3,71%

** 3,88%

* Ставки указаны в % годовых

** Ставка по вкладу с учетом капитализации процентов

Ученик 10 класса Ярослав стал призером Всероссийской олимпиады школьников. На его счет в одном из банков Москвы 30 мая 2017 года была перечислена премия в размере 100000 рублей. Может ли Ярослав самостоятельно распоряжаться деньгами? На какой вклад следует разместить указанную сумму, чтобы к Новому году снять деньги и получить максимальную выгоду? Чему будет равен процент по вкладу, который получит Ярослав в этом случае?

Ответы и критерии:

Ярослав может самостоятельно распоряжаться вкладом - 1 фишка;

Выгоднее всего открыть вклад "Сохраняй" на полгода- 1 фишка;

Через полгода Ярослав получит 102281 рубль, процент составит 2281 рубль- 3 фишки.





Станция 5. "Копейка к копейке – проживёт семейка"

Цели станции: формирование знаний о доходах и расходах семьи, понимания необходимости бережного отношения к семейному бюджету.

Семья Мельниковых состоит из папы, мамы, дочки. Папа работает инженером и получает 40000 рублей в месяц, мама работает в МФЦ и зарабатывает 20000 рублей в месяц. Семнадцатилетняя дочь Даша учится в колледже, ее стипендия составляет 3% от зарплаты папы. В месяц расходная часть семейного бюджета составляет 45000 рублей. Даша мечтает побывать в Олимпийском парке в Сочи. Средняя стоимость билета на самолет компании "Аэрофлот" 6514 рублей в одну сторону. Проживание в отеле "без звезд" без питания в трехместном номере - 1500 рублей с каждого. Совокупный расход на питание в день на 1000 меньше, чем расход на проживание. Сможет ли семья Мельниковых в течение года накопить средства для отдыха в Сочи в течение двух недель? Могут ли родители подарить Даше Айфон 10 (64 ГБ) за отличную учебу? Относятся ли отдых в Сочи и покупка Айфона 10 к обязательным расходам семьи?

Ответы и критерии:

1. Семья Мельниковых сможет за год накопить средства для отдыха в Сочи - 3 фишки за правильный ответ с математическими вычислениями, правильный ответ с математической ошибкой - 2 фишки, правильный ответ без математических вычислений - 1 фишка;

2. Родители не смогут купить дочери Айфон 10, так как его цена превышает остаток семейного бюджета (цена телефона на 4 ноября 79900 рублей) - 1 фишка;

3. Отдых в Сочи и покупка Айфона не относятся к обязательным расходам семьи. Обязательные расходы - это расходы на питание, одежду, коммунальные платежи, транспорт, лекарства. Произвольные расходы - это расходы на отдых, предметы роскоши, улучшение качества покупок - 1 фишка.

Решение:

1. 40000+20000+40000/100*3=60000+1200=61200 рублей - доход за месяц;

2. 61200-45000=16200 рублей - профицит семейного бюджета в месяц;

3. 16200*12=194400 рублей - профицит семейного бюджета в год;

4. 6514*2*3=39084 рублей - расходы на перелет;

5. 1500*3*14=63000 рублей - расходы на проживание;

6. (1500*3-1000)*14= 49000 рублей - расходы на питание;

7. 194400 - (39084+63000+49000)=43316 рублей.

Станция 6. "Без копейки рубля нет"

Цель данной станции: дать учащимся навыки работы с экономической информацией, научить осмыслять и принимать верные решения в мире различных услуг (на примере услуг связи).

Методы: наглядности, анализа, сравнения и сопоставления информации.

Возможные слова ведущего: у всех из нас есть мобильные телефоны. Часто встает вопрос, какой тариф и какого оператора выбрать. Услуги связи составляют довольно существенную долю в расходах человека и его семьи и важно рационально подойти к этому вопросу. Вам будет представлено задание в рамках станции "Без копейки рубля нет". В нем вы должны будете оценить тарифные планы различных операторов связи (за основу взяты реальные тарифы) с примерно одинаковыми условиями. Исходя из условий задачи, необходимо подобрать герою наиболее оптимальный, с точки зрения затрат тариф, приносящий ему максимум возможностей при минимуме затрат.

Пете подарили смартфон и теперь ему нужно выбрать оптимальный тариф сотового оператора (он может выбрать любого: МТС, Билайн, Мегафон) для него, с учетом следующих параметров: интернет трафик; голосовые вызовы внутри и вне сети; смс; наличие или отсутствие абонентской платы. При этом он активно пользуется социальными сетями, мессенджерами и другими сервисами интернета (в среднем от 6 до 10 гб в месяц), смс отправляет обычно от 200 до 300 в месяц, звонит часто и подолгу. Из множества тарифных планов он остановился на следующих: "Хайп" от МТС; "Включайся" от Мегафон; "Все" от Билайн (за основу взяты реальные тарифы указанных операторов на 4 ноября 2017). Их условия следующие:

  1. "Хайп" от МТС: абонентская плата в месяц – 500 рублей, в нее включены услуги: интернет-трафик (безлимитно на социальные сети и мессенджеры) – 7гб; звонки - безлимитно на МТС России; 100 минут – на остальных операторов региона; смс – 200.

  2. "Включайся" от Мегафон: абонентская плата в месяц – 500 рублей, в нее включены: интернет (безлимитно на социальные сети и мессенджеры) – 6гб; звонки – 250 мин на операторов домашнего региона, после исчерпания безлимитно на Мегафон домашнего региона; смс не включены в абонентскую плату, есть дополнительная опция за 50руб в мес. – безлимитные смс.

  3. "Все" от Билайна: абонентская плата в месяц – 550руб, в нее включены: интернет (плюс еще 6 гб при внесении абонентской платы одним платежом на месяц вперед) – 6гб; звонки – 400 мин на всех операторов домашнего региона, безлимитно на Билайн Россия; смс – 500.

Ответы и критерии: Исходя из предпочтений нашего героя можно рекомендовать ему тарифный план "Все" от Билайна.

Во-первых, несмотря на чуть более высокую стоимость абонентской платы, он дает наибольший объем интернет трафика – в сумме можно получить 12 гб (у конкурентов только 7 и 6 соответственно), с учетом того, что посещение социальных сетей и мессенджеров не требуют большого объема интернета, а значит безлимит на них не критически важен.

Во-вторых, смс данный тариф дает с лихвой (перекрывает потребности нашего героя), тогда как МТС может не хватить, а в Мегафоне это дополнительная опция, которая уравнивает по стоимости тариф с Билайном.

В-третьих, исходя из рационального предположения о том, что в круге его общения, кому он звонит, абоненты разных операторов распределены примерно равными долями, 400 мин на других операторов выглядят более привлекательными, чем 100 у МТС и 250 у Мегафона.

В-четвертых при выборе тарифа, наш герой может посмотреть подробности тарифов и учесть, что дополнительный трафик в размере 200мб в Мегафоне стоит 30 руб., а в МТС 500мб стоят 95 руб. Тем самым видно, что тариф от Билайна наиболее оптимальный по соотношению цена-объем предоставляемых услуг и соответствует структуре интересов нашего героя.

Приведены три правильных обоснования - 5 фишек, два обоснования - 3 фишки, одно обоснование - 1 фишка.

Дополнительная станция "Денежки труд любят"

Слова ведущего: вам предлагается перевести текст по финансовой грамотности на русский язык.

In Russia for the period of 2009-2014 the family income had on average an annual 10-15% increase. However, now it tends even not to overbalance the inflation rate. To explore this phenomenon a knowledge of what components any family budget consists of is needed. Family budget is usually considered to include the difference between familial income and familial spending. Common sources of income are salaries, governmental subsidies and income from property or savings. Moreover, family budget can be organized in different ways: some people collect and share all the money, while others keep their income separately. 

There are families that have to save money in order to exist. Being on the edge of survival people investthe last of their money in unsuccessful business projects or financial pyramids. But it will not be necessary if the members of the family organize their budget considering their real needs and abilities. There is a popular belief that money itself is worthless. However, it gives us access to the goods and services we need and that is why money is certainly worth being treated appropriately. 

  • Income - money that you earn by working, investing, or producing goods

  • Increase - a rise in the number, size, or amount of something

  • Salary - a fixed amount of money that you receive from your employer, usually every month

  • Worthless - not important or useful, having no value

  • Treat - to consider something in a particular way



В России в период с 2009 по 2014 гг. семейный доход увеличивался ежегодно в среднем на 10-15%. Однако сейчас рост доходов даже не склонен превышать уровень инфляции. Чтобы изучить данное явление, необходимо знать, из каких компонентов складывается любой семейный бюджет. Семейный бюджет обычно составляет разницу между семейным доходами и семейными расходами. Классическими источниками дохода являются заработная плата, государственные субсидии, а также доход от собственности и сбережений. Более того, семейный бюджет может быть организован по-разному: кто-то собирает и распределяет сразу все деньги, в то время как кто-то хранит свои деньги отдельно.

Есть семьи, которые вынуждены экономить деньги, чтобы существовать. Будучи на грани выживания, люди вкладывают свои последние деньги в неудачные бизнес-проекты и финансовые пирамиды. Но до этого бы не дошло, если бы члены семьи составляли семейный бюджет с учётом своих настоящих нужд и возможностей. Существует популярная точка зрения, что деньги сами по себе ничего не стоят. Однако они и дают нам доступ к необходимым нам товарам и услугам, и поэтому деньги стоят того, чтобы к ним относились правильно.

Подведение итогов. Награждение победителей.