СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра КВН по русскому языку и литературе в 1-6 классах

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие можно проводить с учащимися 1-6 классов. Игра включает в себя 3 тура с разнообразными заданиями по русскому языку и литературе

Просмотр содержимого документа
«Игра КВН по русскому языку и литературе в 1-6 классах»

Игра КВН в 1-6 классах.

Цель:

1.Проверить знания учащихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология» и раздела литературы «Устное народное творчество»,

2.Развивать умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить,

3.Воспитывать интерес к изучению родного языка и литературы.

Оборудование:

-красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.),

-листы А4 для выполнения некоторых заданий.

Учитель: Ребята! Как вы уже знаете, у нас продолжается Неделя русского языка и литера­туры. Сегодня вы должны принять активное участие в игре КВН. Девиз нашей игры: умея читать и зная русский язык, попробуй применить на практике не только свои знания, но и смекалку! Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки.

Правила игры: в игре  три тура, в каждом туре по  несколько вопросов. Время размыш­ления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в трёх турах. Выкрикивания за ответ не засчитываются. Команда, трижды нарушившая правила, лишается одного балла. Команда, показавшая себя на протяжении всей игры собранной, внимательной, активной и не нарушившая правила игры, получает один бонусный балл в свою копилку. Если команда готова дать ответ, то капитан команды должен поднять сигнальную карточку. Отвечает команда, поднявшая карточку первой.

А теперь вы должны придумать название для своих команд и выбрать капитанов, после чего мы приступим к игре.

1 тур «Путешествие по стране Сказок»

3адание 1. Назовите сказку.

Итак, начинает сказка сказываться.

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и ста­руха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали»

(Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».)

«Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому»

(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

«Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело».

(А. С. Пушкин. « Сказка о золотом петушке»)

«За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба - на земле

Жил старик в своем селе».

(П. П. Ершов. «Конек-горбунок»)

Задание 2: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит за­чины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисо­ваны красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познаком­лю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.

Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

«На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая кра­савица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать»

(Василиса Премудрая - Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

Княгиня - диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка.

(Царь-девица - П. П. Ершов «Конек-горбунок».)

«Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху донизу, изо рта торча­ли кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные»

(Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»)

«Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной бе­лой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, бе­лой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут...»

(Пьеро - А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

«Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранже­вую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...»

(Незнайка - Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

Задание 3: Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши на бумаге название сказки и её автора.

-Метла, тыква, бал, часы, туфелька.

-Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.

-Полено, очаг, ключ, борода, театр.

-Розы, сани, лёд, коньки, слеза.

-Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.

-Корабль, цветок, перстень, ставни, заря.

Задание 4: У разных стран есть похожие пословицы. Назови подходящую русскую пословицу.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.

Иранская: Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

2 тур «Путешествие по Грамматике»

Задание 1: Угадай слово по шутливой характеристике:

1)Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)

2)Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)

3)Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)

4)Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-нибудь одурачить. Что это? (Нос)

5)Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

6)Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)

Задание 2: Изменив в слове только одну букву, нужно получить как можно больше новых слов. Каждой команде даются одинаковые слова, через две минуты сравним количество слов.

Бак ( бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас и т.д. ).

Дом ( ком, лом, сом, том, дым, дог, ром и т.д. ).

Задание 3: Помогите восстановить загадочную надпись.

Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись: …о…о …о…а…о…а…ь! (Добро пожаловать).

Задание 4: Прочтите ребус.

Прежде, чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

Задание 5: Что означает …

-Дырявая память (плохая)

-На всех парусах (быстро)

-Сбить с толку (запутать)

-Кот наплакал (мало)

-Комар носа не подточит (идеально)

-Клевать носом (дремать)

-Пускать пыль в глаза (обманывать)

-Как снег на голову (неожиданно)

Задание 6: Как большой дом превратить в маленький? (Прибавить к слову дом суффикс к, домик)

Задание 7: Игорь написал на доске прописью:

“Сто сорок и сто сорок будет двести”. Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударения).

Задание 8: Игровые вопросы.

-Когда мы употребляем выражение “ чучело гороховое” и почему? Что оно обозначает?

-Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Прошитую на машинке)

-Каким ключом нельзя открыть замок?

-Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

-О каком слове идет речь:

Союз – мой первый слог,

Второй мой слог – предлог,
А целое – у молодца
Посреди лица. (Нос)

  1. тур «Конкурс капитанов»

Капитанам команд предлагается следующее задание: из одного слова в течение одной минуты составить как можно больше маленьких слов. Выиграет тот капитан, у которого будет большее количество слов:

космонавтика

Пока капитаны будут справляться с заданием, остальным я предлагаю отгадать загадки:

-каким гребнем не причешешься (петушиным)

-какой год продолжается всего один день (новый)

-из какой тарелки не пообедаешь (пустой)

-на какое дерево садится ворона во время дождя (мокрое)

-из какого крана нельзя напиться (подъемного)

-из какого полотна не сошьешь рубашку (железнодорожного)

-у бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, пес Дружок. Сколько у бабушки внуков? (один).

-Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

-Стоит дом, кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. (Школа.)

-Какая водица только для грамотного годится? (Чернила, паста).

-В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.  (Дневник.)

-Чёрные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд - сразу заговорят. (Буквы.)


Подведение итогов, подсчет баллов.