Игра по станциям
для учащихся 5-9 классов.
Тема: « Толерантность в школе».
Цель: ознакомление учащихся с понятием «толерантность», формирование определенных качеств личности ребенка, важных для построения позитивных межличностных отношений. Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.
Задачи: формирование ключевых компетенций учащихся:
1.Ценностно-смысловую;
2.Учебно-познавательную, информационную;
3.Коммуникативную;
4.Личностного совершенствования;
5.Здоровьесберегающую;
6.Гражданскую.
Ход игры.
1.Вводная часть
-Чтобы ознакомить участников с известными формулировками понятия «толерантность», на стендах даны определения понятия толерантности у разных народов. Например, в английском языке, в соответствии с Оксфордским словарём, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском- «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов».
В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
В научной литературе толерантность рассматривается, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.
-На стенде показаны фотографии с костюмами и блюдами народов мира и их названиями.
2.Основная часть.
Участники разбиваются на несколько групп и участвуют в работе станций. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе.
2.1 Станция №1 «Комплименты».
Участники игры перебрасывают друг другу мягкий мяч и каждый бросок сопровождают комплиментом: «У тебя добрый взгляд», « Ты сегодня хорошо выглядишь», «С тобой приятно общаться» и т.д.
2.2 Станция №2 «Эмблема».
Участники, объединившись в группы, рисуют в символичной форме эмблему толерантности красками, фломастерами, можно использовать цветную бумагу, ножницы, клей.
2.3 Станция №3 «Дерево дружбы».
Участники обводят карандашом свою руку, вырезают из бумаги, и пишут на этой бумажной ручке качества толерантного человека. Затем приклеивают их, на заранее приготовленное, бумажное дерево. Таким образом, «дерево дружбы» растет и развивается.
2.4 Станция №4 «Черты толерантной личности».
Участники, объединившись в малые группы по 2-3 человека, формулируют и пишут черты толерантной личности. Затем обмениваются мнениями.
2.5 Станция №5 «Сладкая».
Участникам предлагается ответить на ряд вопросов. За каждый правильный ответ ребята получают угощение, испеченное самими участниками и ведущими игры. Вопросы могут быть следующие. ( См. Приложение 1).
2.6 Станция №6 «Музыкальная». Ребята исполняют песни народов мира. Основная группа одета в национальные костюмы.
(См. приложение 2).
3. Заключительная часть.
В заключение игры участникам предлагается ответить на несколько устных вопросов.
– Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
– Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?
– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
Приложение №1.
- Что такое кумыс? Айран?
- Назовите русские национальные блюда.
- Какие блюда готовили на «Масленицу»?
- Что символизирует блин. Т.е. форма круга?
- Какую одежду носили женщины летом на Руси?
- Что такое галушки?
- Что такое харчо?
- Что такое долма?
- Какой головной убор носили украинские девушки?
- Что такое кокошник?
- Как назывался вид обуви, который носили зимой?
- Что такое понева?
- Что такое сочельник?
- Какой праздник отмечают летом и ищут цветок папоротника?
Приложение №2.
Ребята исполняли народные песни:
Русская - «Валенки»
Грузинская - «Сулико»
Украинская - «Ты ж мене пидманула»
Народная белорусская - «Бульба»