СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Поле чудес"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра “Поле Чудес”  посвящена великому русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«Игра "Поле чудес"»

Поле чудес

(игра для учащихся 8—11-х классов)


Федюкова Надежда Ильинична,

учитель русского языка и литературы



Зал празднично оформлен. На стене висят плакаты с высказываниями великих писателей и ученых о русском языке:


“Да будут же честь и слава нашему языку” (Н.М.Карамзин).


“Наслаждение глубокое зовет нас,… наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его” (Н.В.Гоголь).


“Русский язык – неисчерпаемая сокровищница несосчитанных самоцветов” (К.Бальмонт)


На сцену выходит ведущий игры. Это может быть учитель русского языка или старшеклассник.


– Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые учителя! Сегодня мы собрались на замечательную игру “Поле Чудес”. Замечательна она прежде всего потому, что посвящена великому русскому языку.


Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.


В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.


Это строчки из стихотворения Константина Бальмонта “Русский язык”. Действительно, русский язык можно сравнивать и с пением птиц, и с журчанием ручья.


Дорогие друзья! Сегодня мы узнаем много нового о русском языке, обратимся к истории языка. Я желаю всем удачи и победы. Пусть приз достанется одному, зато, играя, все получат дополнительные знания по русскому языку.


Итак, мы начинаем нашу игру.

Приглашаем игроков первого тура.


(Каждый игрок первого тура знакомит с собой: имя, в каком классе учится, чем занимается и т.д.). На барабане есть такие секторы как “Приз”, “Подсказка”, “+”, “0”, “Звонок другу”, “Помощь зала”, “Музыкальная пауза”, “Помощь учителя”, “5”, “4”, “Банкрот”.


Задание для первой тройки:


– В русском языке нет слов, в которых три одинаковые буквы стоят рядом. Но в одном слове это все-таки наблюдается. Что это за слово?


Ответ: длинношеее.


(Участники игры угадывают по буквам или называют слово полностью.)


Подсказки (для сектора “Подсказка”):


– это прилагательное;


– это прилагательное можно употребить со словом “ животное”;


– это животное живет в Африке.


Задание для второй тройки:


– В русском языке есть особый лексико-стилистический разряд – окказиональные омонимы. Они служат прежде всего для создания каламбурных отрезков речи. Б.Норман в своей книге “Язык – знакомый незнакомец” приводит наиболее интересные примеры окказиональных омонимов: баранка (овца), вертопрах (пылесос), головотяп (палач), изверг (действующий вулкан) и другие. Какое слово он подразумевает под язычником?


Ответ: лингвист.


Подсказки:


– это ученый;


– это ученый, который занимается языками.


Задание для третьей тройки:


– “Представьте на минуту, что мы лишились бы вдруг знания русского языка. Насколько оскудел бы наш внутренний мир, сузился кругозор, насколько беднее стали бы мы в культурном отношении.


Ведь русский язык – золотой ключ к достижению всей мировой культуры.”


– Кто автор этих слов?


Ответ: Мустафин.


Подсказки:


– это писатель;


– это татарский писатель;


– этот писатель изучил жизнь и творчество Мусы Джалиля.


Финал.


“Меня определили в адресный стол справщиком, а там у всякого справщика своя буква. Иные буквы есть очень хорошие, как например, “буки”, или “покой”, или “како”, много на них фамилий начинается, и есть справщику доход. А меня поставили на самую ничтожную букву. Очень на нее мало пишется, и то еще … кои ей принадлежат, все от нее отлынивают и лукавят: кто чуть хочет благородиться, сейчас себя самовластно вместо этой ничтожной буквы через “ферт” ставит.


Вопрос:


– Какую букву рассказчик из рассказа Лескова “Очарованный странник” называет “самой ничтожной буквой?”


Ответ: фита.


Суперигра


Когда студента на экзамене спрашивают: “Кто написал “Евгения Онегина?”, он начинает увиливать, говорить, дескать, он-то, конечно, знает, кто это сделал, но не в его правилах закладывать приятеля, тем более что тот здесь где-то неподалеку ходит и т.п. Если экзаменатор проявит твердость и потребует ответить без двусмысленного намека, то в ответ рискует услышать откровенное признание: “Ну, Гоголь…”


Вопрос:


– Как называется такая словесная увертка, двусмысленный намек, из которого трудно что-либо понять, хитрая попытка уйти от прямого ответа?


Ответ: экивок.

Итоги: награждение победителя