СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-путешествие "Дорога доброты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для начальных классов в форме игры-путешествия. Цель занятия: способствовать созданию условия для развития мотивации к совершению добрых поступков.

Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие "Дорога доброты"»

Игра-путешествие «Дорогой доброты»

Составила: учитель начальных классов

Королева Татьяна Михайловна

Цель:   способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Задачи:

  1. Расширить представления  обучающихся о добре и доброте с позиции нравственного смысла,  раскрыть понятия «благотворительность»,  «меценат».

  2. Познакомить  с идеями и историей благотворительности и меценатства в  России, в Самарской губернии.

  3. Развивать исследовательские навыки, творческие способности обучающихся.

  4. Развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией,     используя        современные      технические  средства.

  5. Формировать  универсальные  учебные действия (УУД)  обучающихся.

Планируемые  результаты учебной деятельности

Предметные:

-формирование на базе имеющейся информации правильного  представления о благотворительности, благотворительной деятельности, благотворителях, меценатах, ознакомление обучающихся с формами благотворительности и ее значении в жизни общества в разные исторические периоды человеческого общества;

-совершенствование техники работы на компьютере, с использованием  основных устройств компьютера для ввода, обработки информации;

- проектирование  информационного изделия, используя дизайн создания документа под руководством учителя,  соблюдая критерии оценивания презентации, распределение  роли в группе для совместной работы в документе, оформление коллективного продукта  совместной деятельности.

   Личностные учебные действия:

   - осознание  обучающимися необходимости    делать добрые дела  бескорыстно, на пользу   другим,    формирование  убежденности  в том, что благотворительность важна во все времена;

 -формирование  гражданской  идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства  сопричастности и гордости за свою малую  родину, народ и историю страны.

Регулятивные  учебные действия:

 - умение  организовывать свою  деятельность   (ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).

 Познавательные  учебные действия:

 - выделение необходимой  информации, структурирование знаний, осознание и произвольное  построение речевых  высказываний  в устной форме, моделирование, построение цепи   логических рассуждений;

-развитие рефлексии  способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

 Коммуникативные   учебные действия: 

-планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка  вопросов,  развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Используемые методы:

словесные (диалог, беседа), игра, исследовательский метод, метод проектов, метод презентации.

Формы работы:   коллективная, индивидуальная и групповая работа. 

Оборудование:   компьютер,  интерактивная доска,  мультимедийный проектор,     электронная   музыкальные записи:  песня «Дорогою Добра»  (из к/ф "Маленькй Мук",  Энтина Ю., Минкова М.),  музыка Флярковского  А. «Будьте добры»;   плакат с изображением яркого солнца со словами В.Гюго « Во внутреннем мире человека доброта – это солнце», толковые словари Ожегова С.И., таблички  с пословицами и поговорками о доброте,  набор слов, обозначающих качества характера, которыми должен обладать благотворитель  (для игрового задания «Прикрепи лучики к солнцу»), у каждого ребёнка «волшебный клубочек» для продолжения путешествия.  

Остановки игры:

  1. Литературная поляна  

  2. Владения мудрой совы

  3. Островок важных слов

  4. Реки истории

  5. Долина творчества

Ход урока

I этап урока.         «Вводный»

1. Организационный момент

2. Создание благоприятного эмоционального настроя и постановка целей урока

1) Вступительное слово учителя:

(Звучит запись песни «Дорогою Добра»  из к/ф "Маленькй Мук", Энтин Ю., Минков М.)

 - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Как стало светло вокруг от ваших улыбок!  Вспомните  все  добрые слова и прошепчите  их  друг другу.

(Представляется пара учащихся, вспомнивших наибольшее количество слов).

     -Подумайте и закрасьте «светофорики» настроения:  если радостное настроение-жёлтым цветом,  грустное-серым цветом. (Показ «светофориков»).

2) Игровое задание

Методические комментарии:

      Для того, чтобы попасть на новую остановку игры, дети каждый раз  выполняют игровое действие: три раза подбрасывают вверх свой «волшебный клубочек» и шепчут слова: «Наш клубочек, не спеши, верный путь нам укажи».

         На доске размещено изображение солнца (пока без лучей), символизирующее человека, занимающегося благотворительностью. На протяжении всей игры дети, выполнив задание,  прикрепляют к солнцу луч.  В конце путешествия солнышко собирает  все лучики, перевернув лучи, дети прочитают качества характера, которыми обладает благотворитель.

      -Мир неповторим, разнообразен и красив. Мы с вами  частичка этого мира и от нас зависит, каким он будет: солнечным теплым или пасмурным и холодным. А без чего мир не может существовать, погибнут растения, птицы и все то, что нас окружает и радует?

Ответ детей – «Солнце». 

     -Перед нами круг, но нет лучей. Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди-лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет  символом добра, тепла и дружбы в нашем путешествии.

     -Устраивайтесь  поудобнее,  начинаем увлекательную и познавательную игру-путешествие «Дорогой доброты».

    - Как выдумаете, какие цели мы поставим перед собой,  отправляясь путешествовать  «Дорогой доброты»?   (Ответы детей).

      -Сегодня выясним, какими качествами должен обладать  добрый человек, способный оказать помощь нуждающимся;  поговорим о благородных поступках людей;  узнаем  историю благотворительности;  будем учиться строить взаимоотношения с окружающими по «законам добра». А награда, которая нас ждет – лучики для нашего солнышка. Давайте сделаем так, чтобы на нашей земле оно засияло ярко! (На протяжении всей игры дети, выполнив задание,  прикрепляют к солнцу лучик).

    -Давайте с вами  возьмём «волшебные клубочки» и прошепчем слова: «Наш клубочек, не спеши, верный путь нам укажи».

II этап урока.     «Основной»

1.Остановка «Литературная поляна»

   - Сегодня, ребята, хочу познакомить вас с вашим сверстником, скромным, молчаливым, добрым мальчиком Семой Пичугиным,  героем рассказа Е.Пермяка.  Послушайте…

1) Учитель читает  рассказ Е. Пермяка  «Пичугин мост».

2) Анализ произведения.

-  Ребята, как  вы думаете,  почему  мосты менялись, а  название   оставалось неизменным - «Пичугин»?

- О чём мечтали друзья  Семы?

- Какой мостик сделал Сёма?

- Для кого мальчик сделал мост?

- Каким был  Сёма?

(Ответы детей)

- Иногда, видя, как кто-то совершает  плохой поступок, мы часто восклицаем: «Да, есть ли  у него  сердце?!» Сердце есть у каждого. Но какое оно? Сёма добрый, отзывчивый, трудолюбивый, сердечный. В его сердце  живёт доброта, благородство, забота  о других.  Как бы вы назвали такого человека?

(Ответы детей)

  -Такого человека можно назвать благотворителем.

Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка - добрая душа”
(Ученик читает отрывок из стихотворения):
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта- не пряник, не конфета.

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

2. Владения мудрой совы

Учитель: 

     -Ребята, очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?

(Ответы детей).

Игра «Доскажи словечко»

      Пословицы закрыты с помощью шторы на интерактивной доске, учитель читает начало, а дети хором произносят конец, далее пословица открывается для проверки и т. д.

  1. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  2. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

  3. Не хвались серебром, а хвались добром.

  4. Кто добро творит, того бог отблагодарит.

  5. Добрые умирают, да дела их живут.

  6. Худо тому, кто добра не творит никому.

  7. Доброе дело питает и душу и тело.

  8. Делай другим добро - будешь и сам без беды.

  9. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

  10.  За добрые дела добром платят.

     - Сравните пословицы, чем они похожи?    (Ответы детей)

      -В пословицах выражена мудрость народа и мыль о том, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот вам за это награда – лучик солнца, прикрепите его  к солнышку.  

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

3.Островок  важных слов

- Ребята! Нужно будет определить, в каких словах живет добро(на доску вывешиваются по одному слова):

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ

ДОБРОСОВЕСТНЫЙ

ДОБРОДЕТЕЛЬ

ДОБРОДУШНЫЙ

ДОБРЫЙ ДЕНЬ

ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ

Ответ: в словаре русского языка  даются следующие определения:

Доброжелательный – желающий добра другому, проявляющий участие, расположение.

Добродетель – положительное нравственное качество человека.

Добродушный – мягкий и добрый, расположенный к людям, ко всему окружающему.

Добросовестный – честно, старательно выполняющий свои обязанности, обязательства.

     - Молодцы, препятствие преодолели, теперь всё ясно и понятно. Прикрепляем к солнышку лучик и продолжаем путешествие.

 Стихи о доброте.

Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.

И, наверное, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

А если я всё же забуду,

Простите, я больше не буду.

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Нам желают «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.



1. Добрым быть совсем не просто,

 Не зависит доброта от роста.

 Не зависит доброта от цвета,

 Доброта не пряник, не конфета.

 Если доброта, как солнце, светит,

 Радуются взрослые и дети.        

2. Не стой в стороне равнодушно,

 Когда у кого-то беда.

 Рвануться на выручку нужно

 В любую минуту, всегда.

3. И если кому-то поможет

 Твоя доброта, улыбка твоя,

 Ты счастлив, что день

 Не напрасно был прожит,

 Что годы живешь ты не зря!

4. Я хочу, чтоб все смеялись,

 Чтоб мечты всегда сбывались,

 Чтобы детям снились радостные сны.

 Чтобы утро добрым было,

 Чтобы мама не грустила,

 Чтобы в мире больше не было войны.

 Доброе утро (Н. Красильников)

Придумано кем-то

 Просто и мудро

 При встрече здороваться:

 - Доброе утро!

 - Доброе утро! -

 Солнцу и птицам!

 - Доброе утро! -

 Улыбчивым лицам.

 И каждый становится

 Добрым, доверчивым:

 Пусть доброе утро

 Длится до вечера.

 В доме добрыми делами занята

 Тихо ходит по квартире доброта.

 Утро доброе у нас,

 Добрый день и добрый час,

 Добрый вечер, ночь добра,

 Было доброе вчера.

 И откуда, спросишь ты,

 В доме столько доброты?

 От этой доброты приживаются цветы,

 Зайцы, ежики, птенцы.

 Я тебе отвечу прямо -

 Это Мама, моя мама!

 4. Реки истории

Методические  комментарии:  

  1)     Историческая справка о благотворительности в России

    -Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю и её началом  принято считать 988 год – дату Крещения Руси.  При всех монастырях раздавали еду, милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых, приюты, школы для сирот, библиотеки. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия.

    -Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выделял суммы на выкуп русичей из плена.

     -Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов, императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность, а в 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель».

     -Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдёновы и другие. Головкин К.П.,  наш земляк, один из таких благотворителей.

    -Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Однако в годы Великой Отечественной войны для обороны страны было собрано 200 миллионов рублей.

    -7 июня 1995 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

Минутка отдыха (движения под музыку)

2)   Из истории развития благотворительности в Самарской губернии

       -Толстой Л. Н.— великий русский писатель. В связи с лечением кумысом и приобретением с этой целью хутора в Самарской губернии (ныне Алексеевекий район Самарской губернии) неоднократно посещал Самару и села в окрестностях хутора Толстых (Гавриловка, Патровка). Великому писателю принадлежит заслуга организации помощи голодающему крестьянскому населению губернии во время голода 1873 и 1891— 1892 гг.

   - Шкот С.А.-открыла в Самаре в 1867 году частный пансион, в котором, в первый же год его существования, училось 15 девочек. Судя по объявлению, сделанному Софьей Андреевной, это была частная школа для девиц высшего и среднего сословий, в которой обучали русским предметам, французскому и немецкому языкам, музыке, рисованью и рукодельям”

     -Головкин К.П.-самарский  купец, меценат,  художник,  который,  несмотря на скромное происхождение,  был настоящим русским интеллигентом. В возрасте 25 лет молодой купец и владелец писчебумажного магазина выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея. Он предложил Городской думе 600000 рублей на постройку музея. Был  активнейшим участником  ежегодных выставок самарских художников и жертвователем  своих произведений в фонд музея, страстным  коллекционером, чьи коллекции частично были переданы в дар Археологическому музею. В результате активной деятельности Константина Павловича в музее была создана богатая художественная коллекция, включавшая в себя работы и самарских художников и знаменитых русских живописцев.

Дети прикрепляют к солнцу лучик.

5.  Долина творчества

Возьмите листок бумаги, положите на нее свою ладонь и обведите карандашом. Напишите, какие добрые дела вы сделали, а если еще не сделали ,то о  каких добрых делах вы мечтаете. (Заслушать ответы нескольких учащихся. Затем все ладошки прикрепляются на доску вокруг солнышка.)

 Завершение игрового задания «Прикрепи лучики к солнцу»

  -Ребята! В течение урока вы думали над вопросом: какими качествами должен обладать человек, способный оказать помощь нуждающимся. Теперь, когда солнышко засияло ярко,  прочтём хором эти слова, обозначающие качества характера.  (Учитель   переворачивает листочки с лучами  солнца, дети читают слова: доброта,  милосердие, человечность, внимание, сострадание,  благородство, патриотизм, уважение, великодушие,  миролюбие).

    -А каких слов, обозначающих качества характера благотворителя,  здесь не может быть?

(Бессердечность, вспыльчивость, злорадство, эгоизм, хвастовство, грубость,  скупость, ложь, зависть).

    -Благотворитель-это человек, обладающий богатым внутренним миром.

     -На наших лучиках написаны те качества, которыми должны обладать добрые, щедрые люди, способные помочь нуждающимся. Так значит ребята, если люди обладают этими качествами, то мир становится солнечным и прекрасным. И чтобы вы не забыли об этом, я каждому из вас подарю  маленькое солнышко – частичку нашего большого солнца, как символ добра, любви и красоты, которое вы унесете с собой.

- Вот и закончилась игра-путешествие «Дорогой доброты». Дети, вы-наши солнышки, и, чтобы мы гордились вами - будьте добры,  дарите любовь друг другу, тепло, помощь,   не обижайте друг друга и умейте прощать обиды. Я благодарю всех за теплый, доверительный разговор, за добрые слова, умные мысли, за творческое отношение к работе. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно Научитесь от всего сердца дарить добро, не ожидая выгоды или ответа взамен.. Если вы научитесь дарить добро - вы богатый человек!

Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрым должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённым в жизни хоть раз.


Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает с презрением,
Но добро продолжат жить!


Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ1 веке?


Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.
Но я уверена, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя и горести, и беды пережили.


Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!


Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.


Давайте друзья встанем в круг Доброты. Теперь положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. И все вместе исполним песню «Дети солнца»