Игра-путешествие «Дорогой доброты»
Составила: учитель начальных классов
Королева Татьяна Михайловна
Цель: способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Задачи:
Расширить представления обучающихся о добре и доброте с позиции нравственного смысла, раскрыть понятия «благотворительность», «меценат».
Познакомить с идеями и историей благотворительности и меценатства в России, в Самарской губернии.
Развивать исследовательские навыки, творческие способности обучающихся.
Развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией, используя современные технические средства.
Формировать универсальные учебные действия (УУД) обучающихся.
Планируемые результаты учебной деятельности
Предметные:
-формирование на базе имеющейся информации правильного представления о благотворительности, благотворительной деятельности, благотворителях, меценатах, ознакомление обучающихся с формами благотворительности и ее значении в жизни общества в разные исторические периоды человеческого общества;
-совершенствование техники работы на компьютере, с использованием основных устройств компьютера для ввода, обработки информации;
- проектирование информационного изделия, используя дизайн создания документа под руководством учителя, соблюдая критерии оценивания презентации, распределение роли в группе для совместной работы в документе, оформление коллективного продукта совместной деятельности.
Личностные учебные действия:
- осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим, формирование убежденности в том, что благотворительность важна во все времена;
-формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю страны.
Регулятивные учебные действия:
- умение организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).
Познавательные учебные действия:
- выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, моделирование, построение цепи логических рассуждений;
-развитие рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные учебные действия:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Используемые методы:
словесные (диалог, беседа), игра, исследовательский метод, метод проектов, метод презентации.
Формы работы: коллективная, индивидуальная и групповая работа.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронная музыкальные записи: песня «Дорогою Добра» (из к/ф "Маленькй Мук", Энтина Ю., Минкова М.), музыка Флярковского А. «Будьте добры»; плакат с изображением яркого солнца со словами В.Гюго « Во внутреннем мире человека доброта – это солнце», толковые словари Ожегова С.И., таблички с пословицами и поговорками о доброте, набор слов, обозначающих качества характера, которыми должен обладать благотворитель (для игрового задания «Прикрепи лучики к солнцу»), у каждого ребёнка «волшебный клубочек» для продолжения путешествия.
Остановки игры:
Литературная поляна
Владения мудрой совы
Островок важных слов
Реки истории
Долина творчества
Ход урока
I этап урока. «Вводный»
1. Организационный момент
2. Создание благоприятного эмоционального настроя и постановка целей урока
1) Вступительное слово учителя:
(Звучит запись песни «Дорогою Добра» из к/ф "Маленькй Мук", Энтин Ю., Минков М.)
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Как стало светло вокруг от ваших улыбок! Вспомните все добрые слова и прошепчите их друг другу.
(Представляется пара учащихся, вспомнивших наибольшее количество слов).
-Подумайте и закрасьте «светофорики» настроения: если радостное настроение-жёлтым цветом, грустное-серым цветом. (Показ «светофориков»).
2) Игровое задание
Методические комментарии:
Для того, чтобы попасть на новую остановку игры, дети каждый раз выполняют игровое действие: три раза подбрасывают вверх свой «волшебный клубочек» и шепчут слова: «Наш клубочек, не спеши, верный путь нам укажи».
На доске размещено изображение солнца (пока без лучей), символизирующее человека, занимающегося благотворительностью. На протяжении всей игры дети, выполнив задание, прикрепляют к солнцу луч. В конце путешествия солнышко собирает все лучики, перевернув лучи, дети прочитают качества характера, которыми обладает благотворитель.
-Мир неповторим, разнообразен и красив. Мы с вами частичка этого мира и от нас зависит, каким он будет: солнечным теплым или пасмурным и холодным. А без чего мир не может существовать, погибнут растения, птицы и все то, что нас окружает и радует?
Ответ детей – «Солнце».
-Перед нами круг, но нет лучей. Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди-лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет символом добра, тепла и дружбы в нашем путешествии.
-Устраивайтесь поудобнее, начинаем увлекательную и познавательную игру-путешествие «Дорогой доброты».
- Как выдумаете, какие цели мы поставим перед собой, отправляясь путешествовать «Дорогой доброты»? (Ответы детей).
-Сегодня выясним, какими качествами должен обладать добрый человек, способный оказать помощь нуждающимся; поговорим о благородных поступках людей; узнаем историю благотворительности; будем учиться строить взаимоотношения с окружающими по «законам добра». А награда, которая нас ждет – лучики для нашего солнышка. Давайте сделаем так, чтобы на нашей земле оно засияло ярко! (На протяжении всей игры дети, выполнив задание, прикрепляют к солнцу лучик).
-Давайте с вами возьмём «волшебные клубочки» и прошепчем слова: «Наш клубочек, не спеши, верный путь нам укажи».
II этап урока. «Основной»
1.Остановка «Литературная поляна»
- Сегодня, ребята, хочу познакомить вас с вашим сверстником, скромным, молчаливым, добрым мальчиком Семой Пичугиным, героем рассказа Е.Пермяка. Послушайте…
1) Учитель читает рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост».
2) Анализ произведения.
- Ребята, как вы думаете, почему мосты менялись, а название оставалось неизменным - «Пичугин»?
- О чём мечтали друзья Семы?
- Какой мостик сделал Сёма?
- Для кого мальчик сделал мост?
- Каким был Сёма?
(Ответы детей)
- Иногда, видя, как кто-то совершает плохой поступок, мы часто восклицаем: «Да, есть ли у него сердце?!» Сердце есть у каждого. Но какое оно? Сёма добрый, отзывчивый, трудолюбивый, сердечный. В его сердце живёт доброта, благородство, забота о других. Как бы вы назвали такого человека?
(Ответы детей)
-Такого человека можно назвать благотворителем.
Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка - добрая душа”
(Ученик читает отрывок из стихотворения):
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта- не пряник, не конфета.
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
2. Владения мудрой совы
Учитель:
-Ребята, очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?
(Ответы детей).
Игра «Доскажи словечко»
Пословицы закрыты с помощью шторы на интерактивной доске, учитель читает начало, а дети хором произносят конец, далее пословица открывается для проверки и т. д.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, того бог отблагодарит.
Добрые умирают, да дела их живут.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Доброе дело питает и душу и тело.
Делай другим добро - будешь и сам без беды.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
За добрые дела добром платят.
- Сравните пословицы, чем они похожи? (Ответы детей)
-В пословицах выражена мудрость народа и мыль о том, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот вам за это награда – лучик солнца, прикрепите его к солнышку.
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
3.Островок важных слов
- Ребята! Нужно будет определить, в каких словах живет добро(на доску вывешиваются по одному слова):
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ
ДОБРОСОВЕСТНЫЙ
ДОБРОДЕТЕЛЬ
ДОБРОДУШНЫЙ
ДОБРЫЙ ДЕНЬ
ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ
Ответ: в словаре русского языка даются следующие определения:
Доброжелательный – желающий добра другому, проявляющий участие, расположение.
Добродетель – положительное нравственное качество человека.
Добродушный – мягкий и добрый, расположенный к людям, ко всему окружающему.
Добросовестный – честно, старательно выполняющий свои обязанности, обязательства.
- Молодцы, препятствие преодолели, теперь всё ясно и понятно. Прикрепляем к солнышку лучик и продолжаем путешествие.
Стихи о доброте.
Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверное, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду,
Простите, я больше не буду.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не могли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нам желают «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
1. Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
2. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
3. И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
4. Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Доброе утро (Н. Красильников)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! -
Солнцу и птицам!
- Доброе утро! -
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым:
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
От этой доброты приживаются цветы,
Зайцы, ежики, птенцы.
Я тебе отвечу прямо -
Это Мама, моя мама!
4. Реки истории
Методические комментарии:
1) Историческая справка о благотворительности в России
-Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю и её началом принято считать 988 год – дату Крещения Руси. При всех монастырях раздавали еду, милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых, приюты, школы для сирот, библиотеки. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия.
-Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выделял суммы на выкуп русичей из плена.
-Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов, императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность, а в 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель».
-Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдёновы и другие. Головкин К.П., наш земляк, один из таких благотворителей.
-Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Однако в годы Великой Отечественной войны для обороны страны было собрано 200 миллионов рублей.
-7 июня 1995 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
Минутка отдыха (движения под музыку)
2) Из истории развития благотворительности в Самарской губернии
-Толстой Л. Н.— великий русский писатель. В связи с лечением кумысом и приобретением с этой целью хутора в Самарской губернии (ныне Алексеевекий район Самарской губернии) неоднократно посещал Самару и села в окрестностях хутора Толстых (Гавриловка, Патровка). Великому писателю принадлежит заслуга организации помощи голодающему крестьянскому населению губернии во время голода 1873 и 1891— 1892 гг.
- Шкот С.А.-открыла в Самаре в 1867 году частный пансион, в котором, в первый же год его существования, училось 15 девочек. Судя по объявлению, сделанному Софьей Андреевной, это была частная школа для девиц высшего и среднего сословий, в которой обучали русским предметам, французскому и немецкому языкам, музыке, рисованью и рукодельям”
-Головкин К.П.-самарский купец, меценат, художник, который, несмотря на скромное происхождение, был настоящим русским интеллигентом. В возрасте 25 лет молодой купец и владелец писчебумажного магазина выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея. Он предложил Городской думе 600000 рублей на постройку музея. Был активнейшим участником ежегодных выставок самарских художников и жертвователем своих произведений в фонд музея, страстным коллекционером, чьи коллекции частично были переданы в дар Археологическому музею. В результате активной деятельности Константина Павловича в музее была создана богатая художественная коллекция, включавшая в себя работы и самарских художников и знаменитых русских живописцев.
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
5. Долина творчества
Возьмите листок бумаги, положите на нее свою ладонь и обведите карандашом. Напишите, какие добрые дела вы сделали, а если еще не сделали ,то о каких добрых делах вы мечтаете. (Заслушать ответы нескольких учащихся. Затем все ладошки прикрепляются на доску вокруг солнышка.)
Завершение игрового задания «Прикрепи лучики к солнцу»
-Ребята! В течение урока вы думали над вопросом: какими качествами должен обладать человек, способный оказать помощь нуждающимся. Теперь, когда солнышко засияло ярко, прочтём хором эти слова, обозначающие качества характера. (Учитель переворачивает листочки с лучами солнца, дети читают слова: доброта, милосердие, человечность, внимание, сострадание, благородство, патриотизм, уважение, великодушие, миролюбие).
-А каких слов, обозначающих качества характера благотворителя, здесь не может быть?
(Бессердечность, вспыльчивость, злорадство, эгоизм, хвастовство, грубость, скупость, ложь, зависть).
-Благотворитель-это человек, обладающий богатым внутренним миром.
-На наших лучиках написаны те качества, которыми должны обладать добрые, щедрые люди, способные помочь нуждающимся. Так значит ребята, если люди обладают этими качествами, то мир становится солнечным и прекрасным. И чтобы вы не забыли об этом, я каждому из вас подарю маленькое солнышко – частичку нашего большого солнца, как символ добра, любви и красоты, которое вы унесете с собой.
- Вот и закончилась игра-путешествие «Дорогой доброты». Дети, вы-наши солнышки, и, чтобы мы гордились вами - будьте добры, дарите любовь друг другу, тепло, помощь, не обижайте друг друга и умейте прощать обиды. Я благодарю всех за теплый, доверительный разговор, за добрые слова, умные мысли, за творческое отношение к работе. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно Научитесь от всего сердца дарить добро, не ожидая выгоды или ответа взамен.. Если вы научитесь дарить добро - вы богатый человек!
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрым должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённым в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает с презрением,
Но добро продолжат жить!
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ1 веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.
Но я уверена, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя и горести, и беды пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Давайте друзья встанем в круг Доброты. Теперь положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. И все вместе исполним песню «Дети солнца»