СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игра-путешествие для детей 2 младшей группы.
Дети знакомятся с наземным,водным и воздушным транспортом.
I. Пояснительная записка
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН СССР… а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–6 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в советской педагогике положительное решение» (Советская педагогика. – 1973. – № 1).
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма пяти-шестилетних детей дает все основания широко популязировать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
II. Цель и задачи проекта программы
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам шашечной игры;
обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
развитие стремления детей к самостоятельности;
развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Эстетические:
играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Проект обучающей игры «Шашечный дебют»
Экспериментальная обучающая программа, рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации составляет 2 года. Количество детей в группе – 6 человек (в среднем). Занятия в первый год обучения рекомендуется проводить два раза в неделю Рисунок 1.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.
Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Организация занятий по шашкам
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок Рисунок 2. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
Условием нашего проекта выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности.
В организацию предметно-развивающей среды по проекту были подготовлены: музей по шашкам, кабинет по шашкам, информационный стенд «Шашечный дебют», шашечные уголки в групповых комнатах, оборудование и демонстрационный материал Рисунок 3
Участники:
Заведующая, старший воспитатель, воспитатели, дети, родители, специалисты ДОУ.
Информационная поддержка проекта:
Газета «Эхо столицы»;
Телевидение «НВК САХА»;
Интернет-сайты Управления образования.
Социальные связи с другими организациями:
Управление образования городского округа «город Якутск»;
Научно-методическое сотрудничество с кафедрой дошкольной и начальной педагоги и психологии ИРО и ПК г. Якутска;
Трансляция опыта работы через Информационно-Методический центр УО г. Якутска;
Практика студентов пединститута;
Практика студентов педагогического колледжа;
Работа по преемственности со школами, куда поступают выпускники детского сада: СОШ № 2, СОШ № 26.
Методическая и судейская помощь от Республиканского Шахматно-Шашечного Центра г. Якутска;
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь. 2011 г.)
Мастер-класс тренеров Республиканского Шахматно-Шашечного Центра для педагогов ДОУ (отвеств. ст. воспитатель);
Консультация старшего воспитателя «Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста» (для родителей и воспитателей);
Подготовка кабинета к работе с детьми в шашечном кружке (отвест. ст. воспитатель);
Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный кружок (отвест. ст. воспитатель);
Заказ и оформление стенда для шашечного кружка (отвест. ст. воспитатель);
Оформление шашечного уголка для детей в групповых комнатах старшего дошкольного Возраста (отвест. воспитатели);
Оформление музея шашек (отвест. ст. воспитатель);
Планирование и составление сценариев развлечений, спортивных соревнований по возрастам (ответств. ст.воспитатель, специалисты);
Совместно с детьми и родителями изготовление шашечных игр для музея-выставки – (ответств. воспитатели).
2 этап. Реализация проекта (сентябрь 2011 по ноябрь 2013 г)
Тематическое планирование. 1 год обучения 2011–2012 гг.
(старшая группа)
№ | Кружковые занятия | Сроки | Ответственный |
|
| октябрь | Руководитель кружка |
1 | Занятие. Экскурсия в музей шашек. История шашек. | ||
2 | Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) | ноябрь | |
3 | Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. | ||
4 | Практическое закрепление материала | ||
5 | Занятие. Шашечные поля. | ||
6 | Практическое закрепление материала | ||
7 | Занятие. Диагональ | ||
8 | Практическое закрепление материала | ||
9 | Занятие. Как ходят шашки | декабрь | |
10 | Практическое закрепление материала | ||
11 | Занятие. Основные правила шашечной игры | ||
12 | Практическое закрепление материала | ||
13 | Занятие. Цели игры и определение результата партии | ||
14 | Практическое закрепление материала | ||
15 | Занятие. Разные виды ничьей партии | ||
16 | Практическое закрепление материала | ||
17 | Занятие. Как начинать партию? | январь | |
18 | Практическое закрепление материала | ||
19 | Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира. | февраль | |
20 | Практическое закрепление материала | ||
21 | Занятие. Подготовка к соревнованиям | ||
22 | Практическое закрепление материала | ||
23 | Практическое закрепление материала | март | |
24 | Практическое закрепление материала | апрель | |
25 | Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками. | май | |
26 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | июнь-июль |
Тематическое планирование. 2 год обучения, 2012–2013 гг.
(подготовительная к школе группа)
№ | Кружковые занятия | сроки | ответственный |
1 | Занятие. Делаем наилучшие ходы. | октябрь | Руководитель кружка |
2 | Практическое закрепление материала | ||
3 | Занятие. Простые комбинации. | ноябрь | |
4 | Практическое закрепление материала | ||
5 | Занятие. Основы позиционной игры. | ||
6 | Практическое закрепление материала | ||
7 | Занятие. Комбинационные приемы | ||
8 | Практическое закрепление материала | ||
9 | Занятие. Связывание | декабрь | |
10 | Практическое закрепление материала | ||
11 | Занятие. Использование дополнительного темпа. | ||
12 | Практическое закрепление материала | ||
13 | Занятие. Размен. | ||
14 | Практическое закрепление материала | ||
15 | Занятие. «Шлагбаум». | ||
16 | Практическое закрепление материала | ||
17 | Занятие. Достижение выгодной оппозиции. | январь | |
18 | Практическое закрепление материала | ||
19 | Занятие. Треугольник Петрова. | февраль | |
20 | Практическое закрепление материала | ||
21 | Занятие. Подготовка к соревнованиям | ||
22 | Практическое закрепление материала | ||
23 | Занятие. Растяжка и оттяжка. | март | |
24 | Практическое закрепление материала | апрель | |
25 | Эффективность и красота комбинаций. | май | |
26 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | июнь-июль |
Организационно-педагогическая работа с детьми в ДОУ:
Проведение отборочных туров (декабрь-февраль).
Развлечение «Шашечный бал» (январь 2013 г.).
Участие детей старшего возраста во внутрисадовской зимней спартакиаде по шашкам (январь-февраль 2013 г.).
Совместно с родителями продуктивная деятельность детей по теме: «Шашечные забавы» (март-апрель 2013 г.).
Организация сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, словесных, подвижных игр с применением шашечной терминологии.
Участие детей в окружных, республиканских российских и международных конкурсах и мероприятиях:
Соревнования по шашкам. Окружной этап г. Якутска (январь)
Республиканские шашечные соревнования (март)
Фестиваль интеллектуальных игр (сонор, шахматы, шашки, интеллектуальный биатлон) (июнь)
Участие детей, педагогов в Центре творчества Фиджип-Евроталант, которая организует Международная федерация по развивающему обучению и игровой педагогике ФИДЖИП и Международная неправительственная организация ЕВРОТАЛАНТ, в г. Сабль-д, Олонь, Франция, под руководством профессора Г. Томский.
3 этап. Обобщающий этап. Ноябрь 2013 г.
Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»
Фоторепортажи с мероприятий.
Подготовка методических рекомендаций с описанием технологий разработки занятий направленных на развитие интеллектуально-познавательного мышления дошкольников.
Разработка методических рекомендаций по подготовке педагогов дошкольного образования к работе с обучающей программой «Шашечный дебют», направленной на развитие творческого мышления.
Создание профессионально-развивающей среды в МДОУ № 9.
Создание условий для проведения на базе МДОУ № 9 системы развивающих семинаров по подготовке педагогов других образовательных учреждений к работе с программой.
Конференция по итогам реализации проекта.
Защита проекта обучающей программы на экспертном совете.
Используемая литература
Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е
Цель программы:
1. Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
2. Развитие мышления, самостоятельности, внимательности, памяти.
Задачи:
Обучающие:
• Обучение основам шашечной игры;
• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка у дошкольников умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей дошкольников: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Тематическое планирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество часов в неделю-2ч. Итого- 7 ч.
Содержание рабочей программы
1. Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований
Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул - ходи», «бить - обязательно». Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские, сеансы одновременной игры. Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская, система микроматчей, смешанная. Основные положения шашечного кодекса. Разрядные нормы.
2. Исторический обзор
Возникновение шашечных игр. Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках. Шашки в культурной жизни России.
4. Начало партии
Основные стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).
Значение начала (дебют) в русских шашках.
5.Середина игры
Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них. Значение ударных колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введение шашек в игру. «Золотая» шашка.
Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.
6.Окончание
Нормальные окончания. Петля. Двойная петля. Четыре дамки против одной. Три дамки против одной. Треугольник Петрова. Борьба простых. Понятия: размен, выигрыш темпа, оппозиция, скользящий размен, запирание, распутье, вилка, трамплин. Понятия: цепочка, столбняк, переплёт, западня, застава, 4 дамки против 2-х дамок. Примеры: самоограничение, отбрасывание. Три дамки против дамки и простой.
7.Основы методики тренировки
Сочетание тренировок под руководством тренера с индивидуальной работой.
Выработка специфической логики для определения особенностей позиций. План игры.
8. Спортивный режим
Значение спортивного режима. Ежедневная гимнастика, водные процедуры, нормальный сон, питание, двигательная активность. Личная гигиена шашиста. Методы закаливания.
9. Шашечная литература
Начальное знакомство с основными исследованиями по дебютной теории, пособиями по тактике, стратегии и окончаниям.
10. Квалификационные турниры, анализ партий и типовых позиций, индивидуальные занятия
Соревнования различного уровня. Анализ и самоанализ шашечных партий.
Разбор типовых позиций. Индивидуальные занятия в домашних условиях.
11.Теоритические семинары. Контрольные работы, доклады и рефераты учащихся
Семинары и презентации. Доклады и рефераты учащихся по темам: физическая культура и спорт в стране; шашечный кодекс; судейство и организация соревнований; исторический обзор развития шашек.
12.Консультационные партии, конкурсы решения задач, этюдов, нахождение комбинаций, сеансы одновременной игры
Решение задач и этюдов. Значение шахматных часов на соревнованиях.
Ожидаемые результаты
Знание теории и практики шашечной игры.
Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.
Умение моделировать комбинации игры.
Овладение элементарными навыками игры в шашки.
Перспективное планирование кружка «Королевство шашек» на 2014-2015 учебный год Дата Тема занятия Программное содержание Материалы, оборудование источник Сентябрь 3.09. Знакомство с историей возникновения игры. Рассказ, показ иллюстраций, беседа. Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки. «Шашки для детей» В.К Погрибной, В.Я. Юзюк Сентябрь 17.09. Знакомство с правилами игры в шашки. Показ и объяснение расположения шашечной доски или шашечницы знакомство с горизонталями, вертикалями. Шашечные доски, шашки разрез вертикали, горизонтали Октябрь 1.10. Знакомство с правилами игры в шашки. Правильное расположение доски, расстановка шашек. Знакомство с горизонталями, вертикалями, центр, край, угол. Правила игры в шашки. Шашечные доски, шашки «Приключения шашечки и шахматика» В.Я. Юзюк В.К Погрибной, Октябрь 15.10. «Изучаем правила» Знакомство с диагоналями, названия игровых полей. Игра «собери пазлы» собрать разрезанную шашечницу.8 Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.). Шашечные доски, шашки разрез диагонали. Октябрь 29.10. « Изучаем правила» Практическое закрепление материала. Правильное расположение доски, расстановка шашек, название шашечных полей. Шашечные доски, шашки Демонстрационная доска Ноябрь 5.11. « Изучаем правила» Обучение шашечным ходам , показ и объяснение «тихого хода», «ударного хода» . Нарисуй с помощью линейки шашечную доску. Шашечные доски, шашки Демонстрационная доска Ноябрь 19.11. « Изучаем правила» Практическое закрепление материала «тихого хода», «ударного хода». Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти. Шашечные доски, шашки «Приключения шашечки и шахматика» В.Я. Юзюк В.К Погрибной Декабрь 3.12. « Изучаем правила»» Обучение шашечным ходам, шашечные дороги Индивидуальные и подгрупповые занятия: . Дидактическая игра «Чего не «Шашки для детей» В.К Погрибной, В.Я. Юзюкстало» или «Что изменилось». Декабрь 17.12. «Правила игры в шашки» Показ и закрепление правил боя и взятия шашки. Игра: «Почтальон разносят «письма» по адресам» (где буква - название улицы, а цифра - «номер дома») Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Шашечные доски, шашки «Шашки для детей» В.К Погрибной, В.Я. Юзюк Декабрь 31.12. «Знакомство с дамкой» Показ и объяснение превращения шашки в дамку, правила её передвижений по доске. Шашечные доски, шашки «Шашки для детей» В.К Погрибной, В.Я. Юзюк Январь 14..01. « Превращение шашки в дамку» Показ и объяснение превращения шашки в дамку, правила её передвижений по доске. Дидактическая игра «Составь доску». Изучаем правила игры: что считается победой в шашках. Шашечные доски, шашки Демонстрационная доска Январь 29.01.. « Превращение шашки в дамку» Практическое закрепление материала . Передвижения дамки по доске. Интеллектуальная разминка. Викторина по знанию правил игры в шашки. Шашечные доски, шашки Демонстрационная доска .Февраль 4.02. «Что может считаться ничьей» Индивидуальные и подгрупповые занятия. Анализ сыгранных партий. Изучаем правила игры: ничья в шашках. Шашечные доски, шашки Демонстрационная доска Февраль 18.02. «Играем в шашки» Индивидуальные и подгрупповые занятия. Подготовка к турниру в ДОУ. Учим пользоваться шахматными часами. Шашечные доски, шашки Демонстрационная доска Шахматные часы. Март 4.03. «Турнир» Турнир по шашкам, среди детей старшего дошкольного возраста ДОУ. Шашечные доски, шашки Шахматные часы. Демонстрационная доска Март 18.03. «Турнир» Городской Турнир по шашкам, среди детей старшего дошкольного возраста. Шашечные доски, шашки Шахматные часы. Демонстрационная доска Апрель 1.04. «Играем в шашки» Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. Шашечные доски, шашки Шахматные часы. Апрель 15.04. «Поддавки» Шиворот – навыворот (игра в поддавки) Шашечные доски, шашки. Апрель 29.04 «Уголки» Уголки (знакомство с новой игрой в шашки) Индивидуальные игры с отдельными Шашечные доски, шашки Демонстрационная Методическая литература 1. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 137 с. 2. Приключения Шашечки и Шахматика/ В.Я.Юзюк В.К.Погрибной– Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 17 3 с. 3. Шахматный учебник для детей/ Петрушина Н.М. 4. Ростов н/Д: Феникс, 2013.-221 с. детьми. Парные игры детей. доска Май 6.05. 20.05. «Волшебный замок» «Шашечные встречи» Выкладывание шашечного замка из геометрических фигур на плоскости. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Турнир для детей и родителей Шашечные доски, шашки Демонстрационная доска Строительный мКонспект дидактической игры «Шашечный турнир»
в подготовительной группе.
подготовила и провела: Лобачева М.В.
Цель: Продолжать развивать интерес к игре в шашки.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить сознательно, принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, контролировать свои действия и действия других играющих, соблюдать очередность действий. Р: Учить решать проблемы поискового характера. К: Учить по необходимости отстаивать свою точку зрения. П: Учить выстраивать логическую сеть рассуждений. Продолжать учить проявлять великодушие и не смеяться над проигравшим соперником.
Развивающие: Продолжать развивать у детей пространственные представления, образное и логическое мышление.
Воспитательные: Продолжать воспитывать нравственно – волевые качества: настойчивость, целеустремленность, выдержку, желание думать, искать путь решения и приходить к положительному результату.
Интеграция: социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация.
Ход игры:
Ребята, я хочу вам рассказать одну сказку, рассаживайтесь поудобнее и слушайте:
- В некотором царстве, в шашечном государстве жила – была королева. Звали ее Дамка. А жителями той страны были шашки: белые и черные. Дружно жили все жители этой волшебной страны. А больше всего на свете они любили устраивать шашечные турниры. В ходе этих турниров шашки определяли кто сильнее, на этой неделе, белые шашки или черные. И так получалось, что они по очереди побеждали, то белые, то черные шашки. Все были довольны и счастливы. А шашечное государство процветало, все больше и больше появлялось желающих поселиться в этой сказочной стране, и принять участие в шашечных турнирах.
Но недалеко от этой прекрасной страны, жил злой колдун Домино. Он тоже любил играть, только в другую игру, домино, но он не любил проигрывать, а хотел только всегда выигрывать и добивался этого колдовством и обманом, поэтому с ним никто играть не хотел. Он страшно завидовал королеве Дамке и ее подданным шашкам. И однажды он стал колдовать…
Колдовал день, колдовал ночь и в результате, в шашечном царстве случилась беда. Все жители в одночасье, забыли правила игры в шашки. А без правил играть нельзя. И начали шашки спорить и ругаться и даже воевать друг с другом, хотели силой себе победу добыть. Королева Дамка пыталась успокоить своих подданных, но она вследствие колдовства тоже не помнила правила игры. И тогда королева издала такой приказ: «Кто вспомнит правила игры в шашки и наведет порядок в шашечном государстве, на веки вечные будет считаться почетным гражданином шашечного государства и будет ему почет и уважение, а в награду дарована золотая медаль шашечного государства».
Вот ребята какая беда приключилась в шашечном государстве. Я даже не знаю, чем помочь королеве Дамке, кто знает правила игры, кого не смог заколдовать злой волшебник Домино?
Вы хотите попробовать вспомнить правила игры? Какие вы молодцы давайте попробуем:
Сколько всего шашек должно быть на игровом поле?
Сколько белых?
Сколько черных?
Как расставляются шашки на игровом поле?
Как может ходить простая шашка?
Как можно срубить шашку противника?
Как шашка может стать дамкой?
Как может ходить дамка?
Что такое взять за фук?
Как узнать, кто победил?
Молодцы, вы правильно назвали правила, а теперь чтобы шашки окончательно все вспомнили, давайте устроим настоящий шашечный турнир, как в волшебной стране, и узнаем кто на этой неделе сильнее белые или черные? А если кто-то проиграет он не будет обижаться, ведь в следующий раз победить может любой. А после окончания партии нужно пожать руку друг другу, поздравить с победой или пожелать удачи в следующий раз.
А я буду заполнять вот такую турнирную таблицу, и мы по ней определим, какая команда выиграла большее количество партий.
Игра.
Итог игры
Девчонки и мальчишки:
Никитки и Наташки,
Грызут гранит науки,
Зовут который «шашки».
Не легкая задача,
Не куклы – неваляшки!
Познать хотят игрушку
С названьем «чудо – шашки»!
И вскоре от победы
Забегают мурашки,
В восторге скажут детки:
« Ох уж эти шашки!»
Корчагина Ирина
В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы. Несколько лет я являюсь организатором кружка, который назвала « Ох уж эти шашки !», и моя многолетняя работа в этом направлении имеет немалый успех, о котором я хочу рассказать в данной статье и поделиться своим опытом.
Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду ( творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее ), я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей .Поэтому начну именно с того, что расскажу, какую пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра.
Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр , поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.
А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям .Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.
Начинать обучение детей игре в шашки я рекомендую в старшей группе детского сада ( с 5 лет ). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы ( могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут ) и способны играть по установленным правилам.
При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте,заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться ( самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед ).
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу : от простого к сложному.Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки ( это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре ) и так далее .Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Я предлагаю свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все : и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого я рекомендую не затягивать занятия ( продолжительность не должна превышать 25 минут ), чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.
Сами занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились , потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая ( знакомство с новым материалом),практическая ( демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера ).
Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него ( победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки ). Важно каждого ребенка время от времени хвалить ( за победу, даже за один верно сделанный им ход ), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.
Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Воспитатель на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.
По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.
Шашки – это волшебная игра . Она одновременно и простая, и сложная .Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Пальчиковая гимнастика: «Вышли пешки погулять»
Раз, два, три, четыре, пять! (разгибать пальчики по очереди, начиная с большого)
Вышли шашки погулять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Раз, два, три, четыре, пять! (сгибать пальчики по очереди, начиная с большого)
В домик спрятались опять! (показать «домик» ладонями).
Автор-составитель: воспитатель
Кунтувганова Ралина Аскерхановна
г. Сургут, 2016г.
ПАСПОРТ
дополнительной общеобразовательной программы
«Волшебные шашки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Василёк»
Название
программы
«Волшебные шашки»
Направленность
программы
социально – педагогическая направленность
Ф.И.О. педагога
Кунтувганова Ралина Аскерхановна
Год разработки
2015-2016г.
Где, когда и кем утверждена
дополнительная
общеобразовательная
программа
Информация
о наличии рецензии
Цель
– раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;
– организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
Задачи
Образовательные:
– обучение технике игры в шашки;
– ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
– обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
Ожидаемые
результаты освоения
программы
– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;
– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Срок реализации
программы
1 год обучения.
Количество часов в неделю/год
Возраст
обучающихся
Дети дошкольного возраста 6-7 лет
Формы занятий
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В подготовительной к школе группе – 30 минут.
Методическое
обеспечение
Учебно-тематический план
Перспективный план
Конспекты занятий
- Карточки-дебюты
- Опорные схемы
- Компьютер (в домашних условиях)
- наличие кабинета.
- набор шашек и шашечных досок
- простой карандаш
- линейка
- бумага для рисования.
Условия реализации программы
(оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др)
Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям.
Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка ……………………………………………………
- цели и задачи …………………………………………………………...
- структура программы …………………………………………………..
- формы и режим занятий ………………………………………………..
- диагностический инструментарий……………………………………
II. Содержательный раздел
- методические рекомендации …………………………………………..
- учебно–тематический план работы с детьми .............………………..
- перспективный план. ………………………………………………….
- календарно-тематический план работы с детьми 5-7 лет ………….
- взаимосвязь со специалистами МБДОУ и родителями………………
III. Организационный раздел
- дидактическое и материально-техническое оснащение ………….. …
Литература …………………………………………………………………
Пояснительная записка
Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. В образовательных учреждениях города и области занятия шашками носят разовый характер (соревнования в группах, турниры в детских садах). Поэтому, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства необходима программа дополнительного образования, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.
Программа «Волшебные шашки» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой – Филя, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, на мой взгляд, самое главное, обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.
Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу,развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
В приложение программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению анализировать, обобщать и делать выводы.Примерные сценарии занятий, викторин и развлечений могут служить для разработки собственных сценариев на любую тему.
– Программа разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
- Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993).
- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
- Основной образовательной программы дошкольного образовательной организации.
- Уставом ДОО.
Цели программы:
– раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;
– организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
Задачи программы:
Образовательные:
– обучение технике игры в шашки;
– ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
– обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
При приеме детей в шашечный кружок учитываются три момента:
– желание ребенка,
– способности ребенка,
– желание родителей.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность);
- проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов);
- игры-конкурсы;
- игры-путешествия;
- игры- соревнования;
- интеллектуальные (викторины) игры.
Организация занятий:
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (55 занятий).
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Особенности руководства
Руководство детской шашечно-игровой деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.
Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.
Формы проверки результативности занятий:
- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
- подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на занятиях;
- соревнования по шашкам среди сверстников: членов кружка, воспитанников детского сада;
- участие в интеллектуальных играх.
Прогнозируемый результат освоения программы:
– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;
– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.
|
|
На базе шашек существуют, были придуманы многочисленные шашечные игры, в которых с удоволствием играют и школьники, и взрослые.
Здесь покажем две шашечные игры: Волки и овца и Уголки.
Волки и овца
Волки — четыре белых шашки, которые в начале игры находятся на полях a1, c1, e1, g1.
Овца — черная шашка, расположенная на любом из черных полей последней горизонтали.
Белые шашки ходят только по диагонали на одно поле вперед. Черная шашка передвигается также по диагонали и только на одно поле, но вперед и назад.
Задача волков — не пропустить и в конечном итоге поймать, запереть овцу, пытающуюся прорваться к первой горизонтали.
Начинает шашечную игру овца.
Уголки
Расположение шашек в начале игры следующее:
8 |
|
|
|
| | | | |
7 |
|
|
|
|
| | | |
6 |
|
|
|
|
|
| | |
5 |
|
|
|
|
|
|
| |
4 | |
|
|
|
|
|
|
|
3 | | |
|
|
|
|
|
|
2 | | | |
|
|
|
|
|
1 | | | | |
|
|
|
|
| A | B | C | D | E | F | G | H |
Цель — переместить все свои шашки на исходные поля противника.
Соперники ходят по очереди. Шашки перемещаются по вертикалям и горизонталям в любом направлении: либо на одно свободное соседнее поле, либо через занятые поля (как своими, так и чужими шашками), причем перескакивать через любые другие шашка может сколько угодно раз.
В ситуации, при которой участник, начавший игру, первым занимает исходные поля противника, может возникнуть и ничья: если в свой очередной ход соперник тоже успевает выстроить все свои шашки должным образом.
Описанный вариант шашечной игры — один из возможных.
Существуют, например, варианты, при которых шашки перемещают только по вертикалям, переносить шашку через другую можно за ход всего один раз, шашки располагают лишь на черных полях и т. д.
В дальнейшем покажем другие интересные шашечные игры.