Урок-игра «Счастливый случай». 7 класс.
Это мероприятие входит в комплекс средств обобщающего повторения.
Задачи мероприятия:
1.Выявить уровень знаний по географии.
2.Расширить общий кругозор.
3.Применить навыки работы с картой, глобусом.
Организация мероприятия.
За 1-2 недели до мероприятия разделить класс на 2 команды.
Даётся задание: повторить пройденный материал, подготовиться к мероприятии.
Учащиеся выбирают капитанов. В команде 6-7 человек.
Оборудование: карта полушарий, политическая карта мира, глобус, картина природных зон мира.
Условия игры.
Перед началом игры команды располагаются справа и слева от центра классной комнаты. Напротив них – болельщики. У ведущего имеются 2 закрытых пакета (красный и синий) с вопросами для каждой команды. Перед началом игры капитаны команд тянут жребий для получения пакета определённого цвета. Подсчитывают количество заработанных очков и следят за временем 2-3 члена жюри.
Ход мероприятия.
1-й ГЕЙМ.
Каждая команда получает 6 вопросов. На их обдумывание отводится 15 секунд. Каждый правильный ответ оценивается 1 очком. Звучит музыкальное сопровождение, записанное на магнитофон.
Вопросы к команде А.
1.Какую область Земли называют Антарктидой?
2.Кто впервые обогнул южную оконечность Африки? (Васко да Гама).
3.Как называются пересыхающие русла рек в Австралии? (Крики)
4.Как называется ветер в пустыне? (Самум)
5.Наиболее распространённое полезное ископаемое в Андах. (Медь)
6.Назовите пустыни Африки. (Сахара, Калахари, Намиб)
Вопросы команде Б.
1.Назовите Английского учёного, посвятившего свою жизнь изучению Африки. (Д.Ливингстон)
2.На каком материке нет землетрясений? (Антарктида)
3.Как называют пересыхающие русла рек в Австралии? (Крики)
4.Как называют ураганы разрушительной силы в Америке? (Торнадо)
5.Какая страна Африки наиболее богата полезными ископаемыми? (ЮАР)
6.Назовите низменности Южной Америки. (Амазонская, Ла-Платская)
Подводятся первые итоги команд.
2-й ГЕЙМ.
На обдумывание ответа – 1 минута. Каждый правильный ответ оценивается 2 очками. Команды поддерживают болельщики, дополняют, показывают на карте родину растений, области культивирования, технологию приготовления.
(Родина Кофе – Африка, сейчас культивируется в Южной Америке, Индонезии, Индии и др.)
Вопросы команде А.
(Команда получает пакетик с зёрнами кофе.)
1.Назовите растение, которое даёт эти плоды, его родину, области культивирования.
2.Опишите, что представляет собой оазис в Сахаре.
3.Представье, что летите на самолёте над экватором Африки. Увидите ли вы снег или лёд? (Да, на горе Килиманджаро, которая находится почти на экваторе. Вот она на карте.)
4.Это растение – достопримечательность Намибии и часто изображается на его почтовых марках. Что это за растение? (Вельвичия)
Вопросы команде Б.
(Команда получает пакетик с порошком какао.)
1.Назовите растение, из плодов которого делают этот порошок, его родину, области культивирования, технологию приготовления?
2.Опишите, что представляет собой оазис в Антарктиде.
3. Представьте, что вы находитесь у водопада Анхель. Сможете ли вы увидеть его весь? (Нет, из-за его большой высоты это невозможно. Мы ведь находимся у водопада, а не над ним.)
4.Это растение – чудо на реке Амазонке. В его названии есть слова «корона», «победа». Расскажите о нём. (Виктория-регия.)
Вопросы болельщикам команды А.
1.Самый крупный водопад в Америке. (Анхель, 1054 м)
2. Кто такие мулаты? (Потомки от браков европейцев и негров)
3.Что такое атолл? (Коралловый остров)
4.Какое животное изображено на гербе Австралии? (Кенгуру)
5.Где находится Бразилия? (Южная Америка)
Вопросы болельщикам команды Б.
1.На каком материке находится самый крупный водопад в мире? (Южная Америка)
2.Где жили викинги? (Скандинавия)
3.Самая длинная река в мире. (Нил)
4.Где находится государство Ливия? (Африка)
5.Кто такое самбо? (Потомки от смешанных браков между неграми и индейцами)
3-й ГЕЙМ
Каждому игроку команды ведущий задаёт вопрос. Если все в команде отвечают правильно, то команда получает дополнительное очко. (6+1=7). На обдумывание ответа – 15 секунд.
Вопросы игрокам команды А.
1.Где находится Долина смерти? (Северная Америка)
2.Что такое сельва? (Экваториальный лес в Южной Америке)
3.Назовите материк, который был открыт гораздо позже других. (Антарктида)
4.Какой учёный стал первым изучать жизнь папуасов? (Милухо-Маклай)
5.Кто открыл Антарктиду? (Беллинсгаузен и Лазарев)
6.(Вопросы капитану). Что такое эпифиты? (Растения, живущие на других растениях, но не паразитирующие). Что ты знаешь о течении Гольфстрим?
Вопросы игрокам команды Б.
1.Где находится Мёртвое море? (Аравийский полуостров)
2.Самый северный штат США. (Аляска)
3.Какое государство занимает весь материк? (Австралия)
4.Как называется оружие аборигенов Австралии? (Бумеранг)
5.Кто первым совершил кругосветное путешествие? (Магеллан)
6.(Вопросы капитану). Какие почвы называются ферралитовыми? (Почвы, содержащие железо). Что тебе известно о Перуанском течении?
4-й ГЕЙМ
Ответы знатоков на вопросы болельщиков. На обдумывание – 15 секунд.
5-й ГЕЙМ
«Блиц-турнир» - в течение 2 минут ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы команде А.
1.Кто первым достиг Южного полюса? (Амундсен)
2.Как переводится название «Гренландия»? (Зелёная страна)
3.Самое большое государство в Южной Америке. (Бразилия)
4.Какому государству принадлежат Гавайские острова? (США)
5.Что такое гевея? (Дерево)
6.Самое длинное озеро в мире. (Танганьика)
7.Пролив между Южной Америкой и Антарктидой. (Пролив Дрейка)
8.Озеро, расположенное в центре Африки. (Чад)
9.Где водится рыба пиранья. (В Амазонке)
10.Канал, отделяющий Северную Америку от Южной. (Панамский)
11.Залив у западного побережья Африки. (Гвинейский)
12.Крупный остров у берегов Африки (Мадагаскар.)
Вопросы команде Б.
1.Государство, которому принадлежит остров Гренландия. (Дания)
2.Что такое кебраччо? (Дерево)
3.Самый большой водопад в мире. (Анхель)
4.Самое большое озеро Австралии. (Эйр)
5.Пролив между Африкой и Европой. (Гибралтарский)
6.Что получают из гевеи? (Каучук)
7.Горы, расположенные на северо-западе Африки. (Атласские)
8.Что означает слово «кенгуру»? (Не понимаю)
9.Остров, расположенный у южных берегов Австралии. (Тасмания)
10.Невысокие горы в Северной Америке.(Аппалачи)
11.Где расположено озеро Титикака?(В центральной Америке)
12.Море, не имеющее берегов. (Саргассово)
Между геймами следуют музыкальные паузы и объявляются предварительные итоги.
После завершения игры подводятся окончательные итоги и объявляются победители. Участники отмечаются призами, даётся оценка работе всего класса.
7