МКОУ «Первомайский ЦО»
Предметная неделя
по окружающему миру
Брейн - ринг «Мир вокруг нас»
для обучающихся 3-4 классов
Подготовила и провела
учитель начальных классов:
Т.Ю.Аурис
2017 -2018 учебный год
Цель игры: пробуждение интереса младших школьников к изучению природы, к экологии; расширение кругозора обучающихся, продолжение развития и тренировки логического мышления, памяти, внимания; воспитание чувства любви и глубокого уважения к окружающему нас миру, формирование экологического сознания у подрастающего поколения.
Количество заданий, объём и степень сложности выбираются в зависимости от уровня подготовленности и потенциала учащихся.
Аурис Т.Ю.: Нас с вами окружает удивительный мир: светит солнце, плывут облака, раскрываются цветы, весело поют птицы. Это природа! Человек – её часть. Природа щедра и бескорыстна, она нас кормит, поит, одевает, лечит. Она является источником вдохновения для художников, писателей, поэтов, композиторов. Но всегда ли человек ей благодарен, отвечает ей взаимностью? Сегодня мы с вами проверим, насколько глубоки и прочны наши знания о природе, насколько мы умеем её беречь.
Представление жюри ( учителя начальных классов)
Аурис Т.Ю.:А начнём мы брейн-ринг замечательной песней. В исполнении учащихся звучит песня о природе.
Конкурсы.
Домашнее задание. Представление команд: название, эмблема и т.д. (даётся заранее).
Разминка.
Назовите жидкость без цвета, запаха и вкуса.(вода)
Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге? ( нет)
Какая часть есть у обуви и у холма? (подошва)
Какую цепь нельзя поднять? (горную, питания)
Что за утреннее серебро можно собрать на траве? (роса)
Какое животное бежит задними ногами вперёд?(заяц)
Что в пустыне дороже золота? (вода)
Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (бобёр)
Название какого лесного зверя дано созвездиям? (медведица)
Какая перелётная птица не вьёт собственного гнезда, подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? ( кукшка)
Какая птица может нырять под воду, не зря её называют «водяным воробьём»? ( оляпка)
Какая птица выводит птенцов зимой? ( клёст)
Какая бабочка «носит» воинское звание? ( адмирал)
Какой город парит в небе? ( орёл)
2.Собери приметы.
Командам выдаются конверты с разрезанными на части народными приметами. Участники должны быстро и правильно собрать из разрезанных частей народные приметы и записать их на листочке бумаги.
3.Конкурс экологического плаката (учащимся выдаётся лист бумаги, краски, карандаши и предлагается задание за определённое время нарисовать плакат на экологическую тему).
4.Музыкальный калейдоскоп.
Вспомните и назовите, а если сможете - спойте строчку из песни, в которой есть слова: погода, дождь, снег, град, иней, ветер, солнце, радуга.
Ответы: «У природы нет плохой погоды», «А я опять не по погоде одет», «Главней всего погода в доме», «Если снова ветер переменится», «От улыбки радуга проснётся», «Одна снежинка ещё не снег», «Снег кружится, летает и тает», «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной», «Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай», «Дождик босиком по земле прошёл, клёны по листкам хлопал», «И уносят меня в звенящую снежную даль» и т. д.
5.Найди ошибку.
а) Слон – хищное млекопитающее.( растительноядное млекопитающее).
б) Фауна – древнеримская богиня цветов, весны и юности.( Фауна– древнеримская богиня полей и лесов, покровительница стад).
в) Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костёр, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко.
( В лесу нельзя шуметь, чтобы не потревожить животных.
Нельзя рвать цветы, они могут исчезнуть.
Костёр можно разводить только в специально отведённых местах.
Диким животным нельзя питаться той пищей, которой питаются люди.
Нельзя оставлять в лесу упаковку и другой бытовой мусор. Природа не в состоянии его переработать.
Нельзя брать домой диких животных, они могут погибнуть).
6.Мы - экологи.
Давайте вспомним, какие законы охраны природы вы знаете. Постарайтесь вспомнить как можно больше заповедей юных любителей природы.
Не рвать дикорастущие растения.
Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.
Не вытаптывать травянистые растения.
Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.
Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.
Не разжигать в лесу костры.
Не оставлять в лесу бытовой мусор.
Не трогать гнёзда птиц и птичьи яйца.
Не уносить из леса диких животных.
7.Конкурс загадки-пантомимы ( фонограммы)
Необходимо задумать и изобразить животное. Команды-соперницы должны его угадать. Победит тот, кто наиболее похоже покажет животное и угадает животное соперников.
8.Конкурс капитанов «Закончи рассказ».
Капитанам выдаётся лист с началом рассказа и предлагается задание закончить рассказ.
На лесной поляне блестели на солнце воды глубокого и чистого озера. Приветливо здоровались с солнышком белые кувшинки и жёлтые кубышки. В озере играли и плескались рыбки. Над ними летали стрекозы. Но однажды к сказочному озеру пришли люди…
9.Анаграммы.
Я – время года, знают все меня.
Катаются с горы и бабу дружно лепят.
А слоги переставь во мне -
И мною кожу, и глаза, и уши лечат.( зима – мази)
Я – дерево, расту в тайге,
И в смешанном лесу меня найдёшь, почти повсюду.
Но слоги переставь во мне -
И воду подавать я буду.( сосна – насос)
Я в озере, на берегу,
От ветра я шумлю и уток прячу.
Но слоги переставь во мне,
И запищу, и попрошу я каши.( камыш – мышка)
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты мною валишь.( липа – пила.)
10.Лесной лекарь (слайды растений)
Угадайте лекарственное растение.
Это растение применяют как кровеостанавливающее, ранозаживляющее средство, его отвар используют для полоскания полости рта. Садоводы используют его для уничтожения тли. Его называют «матрёшкой», «солдатской травой».
( Это тысячелистник).
Это растение заменяет семь врачей. Его применяют как кровеостанавливающее, ранозаживляющее средство, настой из цветов применяют при заболеваниях кожи, настой из листьев используют для полоскания при ангинах, как отвлекающее средство при болезни суставов, употребляют в пищу как витаминное средство. Это растение узнает даже слепой человек.
(Это крапива).
Листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, для облегчения боли. Настой листьев принимают как отхаркивающее средство при бронхите, воспалении лёгких, коклюше, астме. Его называют «порезник», «ранник».( Это подорожник).
Плоды этого кустарника любят не только люди, но и насекомые, звери и птицы. Её заваривают в чай при простуде, принимают для снижения температуры. (Это малина).
Природа щедро наградила это растение целебными свойствами. Плоды содержат много витаминов, они возбуждают аппетит, регулируют пищеварение, хорошо утоляют жажду. Отвар листьев способствует снижению температуры. (Это земляника).
Почки этого растения используются как мочегонное средство при заболеваниях сердца и почек. Сок этого дерева используется как общеукрепляющее средство. (Это берёза).
11. Конкурс болельщиков и игра со зрителями.
Конкурсы болельщиков.
Загадки.
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит малый огонёк.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
Дотронешься – укусит.
Летит – желтеет,
Падает – чернеет.
И бормочет, и поёт, убаюкивает.
Под осиной молодой,
В красной шапочке красивой,
С ножкой толстой и прямой.
В котором дома не живут.
Несёт в клюве огонь,
Огневые стрелы пускает,
Никто её не поймает.
Налетит – деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь.
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко.
Где я пройду – переполох.
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава, как огонь.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Всё промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округе полила.
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
Ответы: земляника, крапива, лист, дождь, подосиновик, дятел, палатка, мельница, гром, лёд, молния, ветер, туман, месяц, град, крапива, солнце, сорока, гроза, грач.
12.Игра «Прилетели птицы».
Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц, но если вдруг ошибусь, хлопните в ладоши:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Подведение итогов.
Ведущий: Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, без пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Всё это даёт нам природа. Давайте же бережно относиться к ней. Давайте жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчёлы, пели птицы! Берегите природу!
Оценивание конкурсов:
1. Максимально 5 балов.
2. Каждый правильный ответ оценивается 1балом.
3. За каждую правильно собранную примету даётся 1 бал. Добавляется 1 бал той команде, которая быстрее всех справилась с заданием.
4. Максимально 5 балов. Обязательно учитывается актуальность плаката, эстетика.
5. За каждую песню даётся 1 бал. Если команда поёт строчку из песни, можно начислить дополнительные балы (по усмотрению жюри).
6. Каждый правильный ответ оценивается 1балом.
7.За каждый закон (заповедь) 1 бал.
8. Максимально 5 балов. Можно отдельно начислить балы за артистизм и точность изображения животных.
9. Максимально 5 балов. Учитывается экологическая направленность ответов.
10. За каждый правильный ответ даётся 1 бал.
11. За каждый правильный ответ даётся 1 бал.
В конкурсе болельщиков за каждую отгадку начисляется бал той команде, болельщик которой дал правильный ответ.